Какова авторская позиция М.А. Шолохова в рассказе «Судьба человека?»
В чем гуманистический пафос произведения?
В рассказе «Судьба человека» М.А. Шолохова выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны. Великую народную трагедию военного времени изображает писатель в этом рассказе. Война противопоставлена у Шолохова картинам мирной жизни.
В небольшом по объему произведении перед читателем проходит жизнь героя, вобравшая в себя жизнь Родины. Андрей Соколов — мирный труженик, ненавидящий войну. Как величайшую драгоценность хранит он в сердце память о довоенной жизни своей семьи: «Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка… Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней ее…».
Счастье мирной жизни Соколова нарушило вероломное нападение врагов. Фашизм, чужая земля несут в себе смерть, разрушение. Война уничтожила семью, дом Соколова. И здесь начинает ощутимо звучать мотив вечной разлуки. В плену герой «почти каждую ночь, про себя, конечно, и с Ириной, и с детишками разговаривал», а их уже не было на свете. На долю героя Шолохова выпадают немалые испытания: ранение, фашистский плен, гибель оставшейся в тылу семьи, трагическая смерть любимого сына Анатолия в последний день войны. Все это наложило свой отпечаток на натуру, положение героя. «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» — спрашивает сам себя Соколов и не находит ответа. И гуманизм писателя в этом пристальном внимании к судьбе простого человека, в сочувственной позиции.
Раскрывая образ своего героя, писатель использует портретные детали. «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» — спрашивает Шолохов. Противопоставляя войну и мирную жизнь, писатель умело использует пейзажи. Так, после ряда трагических картин в рассказе дается картина природы: «В залитом полой водою лесу звонко выстукивал дятел. Все так же лениво шевелил сухие сережки на ольхе теплый ветер; все так же, словно под тугими белыми парусами, проплывали в вышней синеве облака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни». Здесь ощутима мысль автора о вечном противоборстве жизни и смерти.
Война разрушила миллионы судеб. Остался сиротой маленький мальчик Ванюша, которого приютил Андрей Соколов. И эта любовь к ребенку оказалась той живительной влагой, которая стала исцелять израненное сердце героя. Оставшись в одиночестве, Андрей Соколов заменил отца маленькому Ванюшке. И эта любовь стала той живительной силой, которая постепенно возвращала героя к жизни.
Образ Андрея Соколова критики соотносили с образом сказочного солдата, подчеркивая фольклорную основу рассказа. Как и сказочный солдат, герой Шолохова был мастером на все руки, с честью вышел он из всех испытаний, многократно уходил он от смерти. В сюжете мы видим троекратность событий — у героя трое детей, трижды он был ранен, трижды говорит о своей вине перед женой. Троекратность событий — излюбленный фолклорный прием. Также значимо в рассказе противостояние света и тьмы, символизирующее противостояние мира и войны. Когда Соколов попадает в плен, немецкий ефрейтор приказывает идти ему «на заход солнца», туда, где ночь, смерть. Когда герой совершил побег, он держал путь «прямо на восход солнца», туда, где свет и жизнь. Когда нашелся сын Анатолий, то в жизни его «блеснула радость, как солнышко из-за тучи».
Вообще о диалектическом противоборстве жизни и смерти в рассказе напоминают многие выразительные детали. Например, портретные. Глаза у мальчика, усыновленного героем, — светлые, как небушко. У Соколова же — «словно присыпанные пеплом».
Мы можем помочь себе, лишь помогая своему ближнему — такова гуманистическая позиция писателя. Война же — состояние, противное самой человеческой природе, разуму. И такая позиция в восприятии войны сближает М.А. Шолохова со Л.Н. Толстым.
Тема поиска правды в прозе М.А. Шолохова (по роману «Тихий Дон») | Сочинение по литературе
М.А. Шолохова по праву называют летописцем советской эпохи. «Тихий Дон» - роман о судьбаз казачества в переломную эпоху. Центральный образ романа – Григорий Мелехов – обычный парень.
Образ Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон» | Сочинение по литературе
Во всем богатстве затрагиваемых в «Тихом Доне» проблем центральное место занимает проблема поиска личности своего места в меняющемся, зачастую враждебном, античеловечном мире. Григорий
Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» | Сочинение по литературе
Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог он сохранить в своей душе? Такие вопросы задает своим читателям Михаил
Проблематика романа М. Шолохова «Поднятая целина» | Сочинение по литературе
Творчество М.А. Шолохова приходится на очень сложное время в истории России. Впервые писатель весьма широко открывает миру жизнь народа в эпоху революционных перемен. Важно заметить, что Шолохов не
Трагедия Григория Мелехова | Сочинение по литературе
Образ Григория Мелехова все время находится в гуще событий, описываемых в романе «Тихий Дон». Это один из центральных образов романа. Этот герой никак не может найти себя и свое место в
Время природное и время историческое в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» | Сочинение по литературе
Время природное и время историческое в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» Причины связанные с особым положением, которое занимало казачество в русской истории. Первое летописное упоминание
Сцена раскулачивания (анализ эпизода из главы 7 книги первой романа М.А.Шолохова "Поднятая целина"). | Сочинение по литературе
В своем романе «Поднятая целина» Шолохов с большим художественным мастерством и достоверностью описывает события, происходящие в России в 30-е годы. Писатель не боится спорных тем, он изображает как
Тема гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» | Сочинение по литературе
Советская власть принесла с собой самое страшное, что может быть в истории государства, - гражданскую войну. Гражданская война - это война, которая идет внутри страны, заставляет отца убивать сына,
Юмор в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» | Сочинение по литературе
В романе “Поднятая целина” много комических сцен. Сегодня, как известно, господствует взгляд на коллективизацию как на явление трагическое, исключающее его юмористическое осмысление. Действительно,
Художественные особенности романа М. Шолохова «Поднятая целина». | Сочинение по литературе
В "Поднятой целине" сюжетную основу составляет событие, которое имело огромное историческое значение в жизни народа. Главная тема романа – это тема народа, сложно переживавшего этап