Сочинения по литературе

Анализ повести Н.Лескова "Павлин"

0
    Повествование произведения Н.Лескова "Павлин" начинается с описания острова Валаам.
    Произведение состоит из шестнадцати глав.
    В первой главе автор говорит, что этот остров – прибежище монахов. Повествование ведется от лица автора - он вспоминает свои детские годы, о которых и повествует читателю. Когда-то, будучи еще школьником, он жил с матерью и ее сестрой Ольгой в доме отцовой богатой родственницы Анны Львовны. Родственница эта была женщиной властной, бессердечной и весьма эгоистичной – в молодости, живя в Париже, она узнала об измене мужа и о его проигрыше в карты; и сделала ничто иное, как бросила его с долгами, а сама уехала в Россию. Здесь она воспитывает сына Вольдемара (Додю) и содержит дом, в котором живет и сама, и который приносит ей весьма неплохой доход. Жильцов своих Анна Львовна содержит с порядочной долей жестокосердия. Плату берет за месяц вперед, и если кто-то не в силах уплатить, то помощник Анны Львовны, швейцар Павлин Певунов велит выставить у этого жильца рамы – даже в самый жестокий мороз. Как только несчастный находит деньги, Павлин велит вставить рамы на место. Жильцы недолюбливают Павлина, все пытаются заглянуть в его комнату, которая всегда заперта и шепчут за его спиной, что он когда-то ограбил почту и убил шесть почтальонов, а награбленное прячет в своей комнате…
    Павлина Певунова не любит и семейство мальчика, от лица которого ведется повествование. Это происходит оттого, что однажды и в их квартире были выставлены рамы. Попытка обратиться за помощью к Анне Львовне оборачивается неудачей – та якобы неожиданно уезжает к всенощной. Мать мальчика называет Павлина негодяем, но тетка Ольга ей объясняет, что Павлин вряд ли такой уж негодяй, он просто выполняет приказания Анны Львовны, и сам же Анну Львовну недолюбливает. Тетка Ольга оказывается права, и вскоре между ней и Павлином завязывается настоящая дружба.
    …Вскоре в одну из квартир приезжает новая семья - молодая дама с престарелой матерью и шестилетней дочерью. Семья кажется вполне обеспеченной – пока однажды и у них не выставляются окна, и не выясняется, что отец семейства погиб от венгерской пули, что денег, конечно, у семьи совсем мало. Семья мальчика к этому времени переезжает, но сердобольная тетка Ольга продолжает бегать к несчастным соседям, особенно в дни платежа за квартиру; она с тревогой глядела на их рамы и входила в дом, держа в кармане нужную сумму денег. Однако неожиданно у бедных жильцов умирает бабушка – она травится фосфорными спичками, за ней умирает и дочь, простудившись. Маленькая девочка Люба остается одна. Павлин решает взять над ней опекунство, предварительно посоветовавшись с теткой Ольгой. Свое желание быть опекуном он объясняет намерением жить ради кого-нибудь, деньги у него есть, а родственники недавно погибли из-за эпидемии холеры.
    …Время идет своим чередом, Люба растет и хорошеет, получает образование у домашних учителей. Однажды в церкви она видит юношу, того мальчика, который был когда-то ее соседом в доме Анны Львовны. Юноша, он же автор повествования, замечает, что Люба стала очень красивой, и, что она очень стыдится Павлина, своего воспитателя, воспринимая его как швейцара и лакея, не более. Павлин и сам это понимает, но ничего сделать не может…
    Большую часть времени Люба теперь проводит у Анны Львовны, ей совсем не хочется сидеть в комнатушке Павлина. Тогда Анна Львовна предлагает Любе выйти замуж за Павлина, чтобы больше возможностей было общаться с Анной Львовной. На самом деле в уме хитрой женщины созревает план: ее беспутному сыну для самоутверждения очень нужна красивая женщина, с которой можно будет показаться в свете. Этой женщиной, по мнению Анны Львовны, должна стать Люба. Так и происходит. Выйдя замуж за Павлина, Люба все больше им тяготится, все чаще пропадает в комнатах Анны Львовны, ей хочется блистать в свете, в то время как приходится пропадать замужем за старым швейцаром, который, однако, ее боготворит и носит на руках. Однажды Любу Анна Львовна приглашает на бал – маскарад, ей шьют прекраснейший наряд, и на этом балу свершается желаемое. Люба становится любовницей Додички. Теперь она появляется в свете, самолюбие Анны Львовны и Доди удовлетворено, а вокруг восхищаются красотой madam Pavlin – необразованному Павлину невдомек, что это значит… Павлин все больше уходит от дел, основную часть дня занимается глажкой и стиркой женины нарядов, и бесконечно радуется за свою молодую жену. Люба все более открыто изменяет Павлину, но тот ничего не замечает. Как-то раз дом Анны Львовны посещают двое полицейских и уводят Додичку и Любу. Когда Павлин пытается выяснить, почему уводят его жену, почему обыскивают его жилище, пристав кричит на него: Уймись, у тебя шляпа к башке приросла, или ты боишься рога показать?! Павлин все понимает.
    Вольдемара отправляют куда-то на север, Любу отпускают – выясняться, что это Вольдемар украл у одной дамы драгоценности, а вину свалил на Любу. Анна Львовна именует Любу беспутной и для приличия плачет: Люба и Павлин вскоре исчезают. Но перед исчезновением и отъездом Вольдемара Павлин приводит к нему Любу, и интересуется, любит ли тот его жену. Получив утвердительный ответ, Павлин говорит Вольдемару, что тот должен жениться на Любе, ведь она ждет от него ребенка. А так как это невозможно при живом муже, Павлин обещает сделать так, что живым умрет. Проходит еще некоторое время, Вольдемар путешествует по стране, добираясь до места ссылки. В одном городке он как-то перемигивается со своей соседскою из противоположного дома. Очертаний ее разглядеть Додя не может, но она регулярно подходит к окну и смотрит на него. Вольдемара это очень интересует, как вдруг однажды вечером некий козловатый и обросший старик приносит от таинственной соседки записку. В обросшем старике Вольдемар с ужасом узнает Павлина, а на вопрос что тебе нужно, Павлин? - старик отвечает, что он мещанин Спиридон Андросов с законным паспортом. Запиской от соседки оказывается церковная выпись о смерти Павлина Певунова, в которой говорится, что эта выпись выдана его вдове Любови Певуновой. Таким образом, Вольдемару приходится жениться на Любе. Но любовь ее ему не нужна, он пьянствует и тратит деньги, которые выдает Любе Спиридон Андросов. Люба жестоко страдает, Спиридон Андросов пишет ей успокаивающие письма. Однажды в драке пьяного мужа Любы убивают. Она извещает об этом Павлина, и они снова исчезают. Вскоре на острове Валам появляется схимница Людмила, вскоре она умирает, ослепнув от слез. На ее могиле ставит крест неизвестный монах – молчальник, обросший седой старец, он же пишет на ее могилке: Схимонахиня Людмила, в миру грешная Любовь.
    Так завершается произведение Н.Лескова Павлин.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Лесков Н.С.

Пример праведного человека мы видим в рассказе "Запечатленный ангел" | Сочинение по литературе
Легко ли быть праведником? Я считаю, что ответ на этот вопрос очевиден: нет. Быть праведником, значит быть человеком, который не нарушает моральных норм, живет строго по заповедям и

Любовь к жизни и к людям нравственная стойкость – вот основные мотивы повествования Лескова о русском человеке | Сочинение по литературе
Проблема русского национального характера в литературе второй половины девятнадцатого века занимает одно из центральных мест. Причиной тому стал расцвет активной деятельности различных революционных

Изображение русского национального характера в творчестве Лескова | Сочинение по литературе
1. Н. С. Лесков — непризнанный гений своего времени. 2. Раскрытие национального характера в русской литературе. 3. «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова и «Гроза» Островского. 4.

Пейзаж и жанр в рассказах Лескова | Сочинение по литературе
Позднего Лескова долго воспринимали как писателя, вернувшегося к "социабельности", преодолевшего, наконец, свою отъединенность от передовых демократических кругов и создавшего

Проблема русского национального характера в творчесве Лескова | Сочинение по литературе
Проблема русского национального характера стала одной из главных для литературы 60-80-х годов XIX века, тесно связанной с деятельностью разночинных революционеров, а позднее народников. Уделял ей

Описания Соловьева о Лескове | Сочинение по литературе
Вслед за известием о неожиданной кончине Николая Семеновича Лескова в ночь с 20-го на 21-е февраля опубликовано было содержание его завещания, в котором он между прочим просит не хвалить и не

Проблема нашего национального характера у Лескова | Сочинение по литературе
Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был «причислен» к классикам лишь во второй

Грешники и праведники в изображении Н.С. Лескова | Сочинение по литературе
Что означает для современного российского читателя словосочетание “Леди Макбет Мценского уезда”? Какая-то претензия на мировую значимость. Любовь и кровь. Шекспировские страсти российской глубинки:

Путь Лескова в литературе был сложным и трудным | Сочинение по литературе
Он начал печататься в напряженные 60-е годы одновременно с целой плеядой писателей. Казалось бы, Лескова многое с ними сближало: интерес к народной жизни, использование жанра очерка,

Рассказы и повести Лескова | Сочинение по литературе
Рассказы и повести, написанные в пору художнической зрелости Н. С. Лескова, дают достаточно полное представление обо всем его творчестве. Разные и о разном, они объединены "думой о судьбе

Фото Лесков Н.С.

 Изменить 
Лесков Н.С.

Лесков Н.С. - Биография

    1831 — 1895 Прозаик.  Родился 4 февраля (16 н.с.) в селе Горохове Орловской губернии в семье чиновника уголовной палаты, происходившего из духовного сословия. Детские годы прошли в поместье родственников Страховых, затем в Орле.

После выхода в отставку отец Лескова занялся сельским хозяйством в приобретенном им хуторе Панине Кромского уезда. В орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: "Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками... я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей..." В 1841 — 1846 Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось окончить: на шестнадцатом году он потерял отца, а имущество семьи погибло при пожаре. Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений.

В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С.Алферьева, Лесков был переведен в Киев чиновником казенной палаты. В доме дяди, брата матери, профессора медицины, под влиянием прогрессивных университетских профессоров пробудился горячий интерес Лескова к Герцену, к великому поэту Украины Тарасу Шевченко, к украинской культуре, он увлекся старинной живописью и архитектурой Киева, став в дальнейшем выдающимся знатоком древнего русского искусства. В 1857 Лесков вышел в отставку и поступил на частную службу в крупную торговую компанию, которая занималась переселением крестьян на новые земли и по делам которой изъездил почти всю Европейскую часть России. Начало литературной деятельности Лескова относится к 1860, когда впервые выступил как прогрессивный публицист.

В январе 1861 Лесков поселяется в Петербурге с желанием посвятить себя литературной и журналистской деятельности. Он начал печататься в "Отечественных записках". В русскую литературу Лесков пришел, имея больтой запас наблюдений над русской жизнью, с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах "Погасшее дело" (1862), "Разбойник"; в повестях "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865). В 1862 в качестве корреспондента газеты "Северная пчела" посетил Польшу, Западную Украину, Чехию. Ему хотелось ознакомиться с бытом, искусством и поэзией западных славян, которым он очень симпатизировал. Поездка закончилась посещением Парижа.

Весной 1863 Лесков вернулся в Россию. Хорошо зная провинцию, ее потребности, человеческие характеры, подробности быта и глубинные идейные течения, Лесков не принимал выкладки "теоретиков", оторванных от русских корней. Об этом он говорит в рассказе "Овцебык" (1863), в романах "Некуда" (1864), "Обойденные" (1865), "На ножах" (1870). В них обозначена тема неподготовленности России к революции и трагической судьбы людей, связавших свою жизнь с надеждой на ее скорое осуществление. Отсюда и разногласия с революционными демократами. В 1870 — 1880 Лесков многое переоценил; знакомство с Толстым оказывает на него большое влияние.

В его творчестве появилась национально-историческая проблематика: роман "Соборяне" (1872), "Захудалый род" (1874). В эти годы написал несколько повестей о художниках: "Островитяне", "Запечатленный ангел". Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищали Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах "Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)" (1881), "Тупейный художник" (1883), "Человек на часах" (1887). В наследии Лескова большое место занимают сатира, юмор и ирония: "Отборное зерно", "Бесстыдник", "Пустоплясы" и др. Повесть "Заячий ремиз" была последним крупным произведением писателя. Умер Лесков в Санкт-Петербурге.
 Изменить