Сочинения по литературе

Анализ эпизода (том 3 глава 16) романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»

0
    Данный эпизод в романе описывает ночевку красноармейцев в доме Мелеховых. Перед этим мы узнаем, что красная армия в очередной раз одержала верх над белой, «власть снова сменилась», и теперь красные чувствовали себя хозяевами на Дону.
    Григорий Мелехов и вся его семья со страхом ожидали прибытие красноармейцев в хутор – и главный герой, и его брат воевали на стороне белых, теперь же, получается, они попадали в разряд «врагов народа». И вот, наконец, «спустя час Татарский налился скрипом шагов, чужою, окающей речью, собачьим брехом» - в хуторе на побывку становился пехотный полк красной армии.
    Автор подчеркивает чужеродность, неприятие солдат казаками, которые презрительно называют красноармейцев «мужиками». Дуняшка не может сдержать смеха при виде того, как неумело сидят эти мужики на лошади. А Петр Мелехов презрительно машет рукой: «Он и лошадь-то, может, в первый раз видит: «Малти поедим, гляди - и доедим». В этом - в разнице культур, языка, в ощущении чужеродности – кроется во многом неприятие казаков и красноармейцев друг к другу.
    Это неприятие усиливается, когда казаки видят, как «мужики» ведут себя в их доме, на их земле. Несколько красноармейцев, распределенных к Мелеховым, не успели зайти в дом, как уже всем своим поведением показали, что именно они здесь хозяева. Особенно старался один из солдат – пожилой уже человек по имени Александр. Войдя во двор и увидев брешущую на чужих собаку, он, не раздумывая, стреляет в животное. И далее, на протяжении почти всей побывки, этот человек будет провоцировать Григория, вызывать его на конфликт.
    Мы видим, что Григорий крепится изо всех сил – он понимает, чем ему грозит ссора с «победившими». И все же сначала Григорий пытался показать себя хозяином в собственном доме – он «сцепляется» с Александром из-за собаки, а немного позже не выдерживает и начинает спорить с красноармейцем о своем «белом» прошлом.
    Но остальные члены семьи – Наталья, отец, Петр – все одергивают Григория. Неужели он не понимает, чем может закончиться эта перепалка с хозяином положения?! В доме царит напряженная атмосфера - боятся все, начиная от Пантелея Прокофьича, который с отвращением смотрит на «нехристей», не крестящих лоб перед едой, и заканчивая детьми, готовыми вот-вот разреветься от страха. Только отчаянная Дарья смеет перечить красноармейцу, который то ли сознательно, то ли от своей «дремучести» обижает дом и хозяев, у которых остановился: «Может быть, есть не деревянная? Недостает еще заразы набраться! Разве это ложка? Огрызок!
    Дарья пыхнула порохом:
     - Свою надо иметь, ежели чужими гребуете».
    Шолохов показывает, что в этой страшной войне попрано все – обычаи, законы, многовековые традиции, просто человеческие отношения. Люди забывают о своих корнях, о том, что они, в первую очередь, люди – особенно ярко это проявляется в поведении красноармейцев.
    Мы видим, что страх побеждает в людях чувство собственного достоинства. Как только красные зашли в дом, Григорий, сам того не осознавая, начал заискивать перед ними, как «кобель перед своим хозяином». Так же, в сущности, вели себя и остальные члены семьи. Герою было противно и больно осознавать это, однако всесильный страх он побороть не мог. А чуть позже Григорий понял, что «готов на любые испытания и унижения, лишь бы сберечь свою и родимых жизнь». Герой понимал, что красные, почувствовавшие себя хозяевами положения, готовы на все – на любые издевательства и жестокости.
    Но ночью неожиданно моральная пытка закончилась – Александра увели «за недостойное красноармейца поведение». Остаток ночи прошел спокойно. А на утро, когда красные уходили, выяснилось, что Александр когда-то потерял мать и сестру – у него на глазах их расстреляли белые. Этим-то и объяснялось его «неадекватное» поведение:герой не мог простить потери близких, считал всех белых своими кровными врагами.
    В этот момент фигура Александра освещается по-иному – он оказывается не виновником, а жертвой, таким же пострадавшим от войны человеком, как и тысячи ему подобных. В финале эпизод освещается теплыми, «человеческими» тонами. Красные проявляют себя, как «нормальные люди», - они благодарят за постой, извиняются на недостойное поведение их товарища, угощают гостинцами детей. И получают ответный теплый отклик – Пантелей Прокофьевич корит Наталью за то, что та ничего не дала в дорогу людям, а Григорий велит жене исправить это недоразумение. И Наталья нагоняет «рыжебрового» красноармейца за калиткой, благодаря его пышкой.
    Таким образом, данный эпизод можно назвать одним из самых сильных «антивоенных» эпизодов в романе. Именно здесь показано равенство белых и красных – это просто люди, пусть очень разные, но одинаково чувствующие, одинаково испытывающие боль, страх за свою жизнь, тревогу за своих близких. И эти люди, независимо от их «цвета», оказались жертвами страшной войны, цель которой абсолютно неясна.
    Кроме того, Шолохов подчеркивает, что любая война делает из людей животных, лишает их чувства собственного достоинства, разума, всяких этических устоев. Война - это безусловное зло, особенно если эта война братоубийственная.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Шолохов М.А.

Тема поиска правды в прозе М.А. Шолохова (по роману «Тихий Дон») | Сочинение по литературе
М.А. Шолохова по праву называют летописцем советской эпохи. «Тихий Дон» - роман о судьбаз казачества в переломную эпоху. Центральный образ романа – Григорий Мелехов – обычный парень.

Образ Григория Мелехова в романе М. Шолохова «Тихий Дон» | Сочинение по литературе
Во всем богатстве затрагиваемых в «Тихом Доне» проблем центральное место занимает проблема поиска личности своего места в меняющемся, зачастую враждебном, античеловечном мире. Григорий

Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» | Сочинение по литературе
Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог он сохранить в своей душе? Такие вопросы задает своим читателям Михаил

Проблематика романа М. Шолохова «Поднятая целина» | Сочинение по литературе
Творчество М.А. Шолохова приходится на очень сложное время в истории России. Впервые писатель весьма широко открывает миру жизнь народа в эпоху революционных перемен. Важно заметить, что Шолохов не

Трагедия Григория Мелехова | Сочинение по литературе
Образ Григория Мелехова все время находится в гуще событий, описываемых в романе «Тихий Дон». Это один из центральных образов романа. Этот герой никак не может найти себя и свое место в

Время природное и время историческое в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» | Сочинение по литературе
Время природное и время историческое в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» Причины связанные с особым положением, которое занимало казачество в русской истории. Первое летописное упоминание

Сцена раскулачивания (анализ эпизода из главы 7 книги первой романа М.А.Шолохова "Поднятая целина"). | Сочинение по литературе
В своем романе «Поднятая целина» Шолохов с большим художественным мастерством и достоверностью описывает события, происходящие в России в 30-е годы. Писатель не боится спорных тем, он изображает как

Тема гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» | Сочинение по литературе
Советская власть принесла с собой самое страшное, что может быть в истории государства, - гражданскую войну. Гражданская война - это война, которая идет внутри страны, заставляет отца убивать сына,

Юмор в романе М. А. Шолохова «Поднятая целина» | Сочинение по литературе
В романе “Поднятая целина” много комических сцен. Сегодня, как известно, господствует взгляд на коллективизацию как на явление трагическое, исключающее его юмористическое осмысление. Действительно,

Художественные особенности романа М. Шолохова «Поднятая целина». | Сочинение по литературе
В "Поднятой целине" сюжетную основу составляет событие, которое имело огромное историческое значение в жизни народа. Главная тема романа – это тема народа, сложно переживавшего этап

Фото Шолохов М.А.

 Изменить 
Шолохов М.А.

Шолохов М.А. - Биография

    ШОЛОХОВ, МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1905–1984) – советский писатель, автор романов Тихий Дон, Поднятая целина, неоконченной эпопеи Они сражались за родину, лауреат Нобелевской премии, депутат, лауреат Сталинской премии, академик, дважды Герой социалистического труда. Родился 11 (24) мая 1905 на хуторе Кружилин. Автобиография Шолохова занимает полторы страницы: «родился в семье служащего торгового предприятия в одном из хуторов», «учился в Москве года два-три» и т.д. В разгар Гражданской войны стал очевидцем трагических событий на Дону: на его глазах разворачивались военные действия между белоказаками и красными, велась борьба казаков за независимость, окончившаяся Верхнедонским восстанием.
    К началу 1920-х имел за плечами опыт продкомиссара, сочинителя агитпьес и работника ревкома – с таким багажом он появился в Москве. Там примкнул к литературному объединению «Молодая гвардия», существовавшему под эгидой РАППа, в 1923 дебютировал с фельетоном в газете «Юношеская правда». В ином ключе были написаны Донские рассказы Шолохова (1926) – произведения о столкновении белоказаков с красными, о братоубийственной борьбе на Дону. В этих рассказах одержимость классовым насилием вела к отцеубийству (Бахчевик), сыноубийству (Родинка), смертельной вражде между братьями (Коловерть). «Наука ненависти» заставляла соседей убивать друг друга за горшок щей и крынку молока (Алешкино сердце). Шолохов не романтизировал насилие, не пел «Россию, кровью умытую», – он нес в литературу суровую, жестокую правду о Гражданской войне. В его изображении классовая борьба – война своих против своих, она рассекает семьи, разделяет отцов и детей. Разрушение родственных связей, классовая «червоточина», разъедающая семью, – тема, которая перекочевала из Донских рассказов в Тихий Дон. В 1926 вернулся на Дон, в станицу Каргинскую, а затем переселился в Вёшки. К этому времени работал над романом Донщина о походе генерала Корнилова на Петроград. Донщина легла в основу первых двух книг Тихого Дона, опубликованных в журнале «Октябрь» с января по декабрь 1928. Тихий Дон пользовался оглушительным успехом у современников. Луначарский сравнил Шолохова с Львом Толстым, а Тихий Дон с Войной и миром. Александр Серафимович признал молодого автора «во сто раз талантливее» себя и предрек ему скорую мировую славу. Вся Россия зачитывалась историей Григория и Аксиньи, Госиздат выпустил Тихий Дон в популярной серии «Дешевая библиотека Госиздата». В 1930 режиссерами Правовым и Рождественской по роману был поставлен фильм, упрочивший шолоховскую славу. Первые две книги Тихого Дона (1925–1928) охватывали период Первой мировой войны, революцию 1917, становление Советской власти на Дону. Шолохов давал картину слома русской истории, описывал войну и мир, быт и сражение, судьбы исторических личностей и простых людей. Наряду с вымышленными персонажами в романе действовали реально существовавшие белые генералы Каледин, Корнилов, председатель казачьего военно-революционного комитета Подтелков. Точкой отсчета Шолохов считает 1912. Однако главным откровением Тихого Дона стал не эпический размах повествования, а обращение автора к судьбе человека, втянутого в кровавый круговорот истории. Главный герой – Григорий Мелехов – личность незаурядная, казак с турецкой кровью, командир белой дивизии, а затем и красной конницы, получивший 14 ранений и полный комплект боевых наград. Григорий Мелехов индивидуализировался автором, наделялся «особыми приметами». Даже удар, делавший Григория неуязвимым в бою, был особым – не правой, а левой: с детства левша, Григорий научился одинаково хорошо владеть обеими руками. Двурукость символически передавала самое существо судьбы Мелехова – «от красных отбился, к белым не пристал». Григорий не определился в своей «классовой позиции», не сделал выбора между воюющими сторонами. Это сразу же отделяло его от героев других произведений о Гражданской войне, например, от Мечика из романа А.Фадеева Разгром. Выходец из народной среды наделялся сложным психологическим складом, тягой к правдоискательству, неоднозначностью оценок. Характер героя определил и глубину житейских коллизий – отношения внутри любовного треугольника Григорий – Аксинья – Степан. Судьба Григория отражала не только его исключительность, но и всенародную трагедию «похитнувшейся жизни», крушение веками устоявшегося миропорядка. Герои романа – Кошевые, Мелеховые, Коршуновы, Астаховы – казаки, особое военно-земледельческое сословие России, созданное по указу Екатерины II, не причисленное ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные обычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, – подлинная область художественного исследования автора. К концу романа почти все герои Шолохова погибают, Тихий Дон исчезает с лица земли. В печати была приостановлена третья книга Тихого Дона, посвященная Вешенскому восстанию против расказачивания и созданию своеобразной республики на левом берегу Дона. Правда о кровавой эпопее расказачивания, о действиях на Дону Троцкого была в романе безжалостной. Причиной восстания послужили перегибы по отношению к казакам-середнякам и бессудные расстрелы в станицах. Казаки восстали в тылу у красных, что привело к поражению на Южфронте и началу наступления Деникина. Теперь Шолохова обвиняли уже в «белогвардейщине». В начале 1930-х он оказался в районе «сплошной коллективизации», на его глазах погибала деревня, в запустение приходила когда-то богатейшая область. «Вы бы поглядели, что происходит у нас и в соседнем Нижне-Волжском крае, – писал Шолохов редактору издательства «Московский рабочий» Е.Левицкой. – Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает. Народ звереет, настроение подавленное…». Письма Шолохова к Левицкой рисуют страшную картину коллективизации на Дону, не напоминающую колхозную идиллию Поднятой целины. Следующим адресатом Шолохова стал Сталин. Письма Шолохова к Сталину изобиловали ужасами голодомора, описанием пыток, избиений и надругательств, с помощью которых изымался хлеб. Теперь творческая активность Шолохова проявлялась главным образом в жанре напряженного диалога с вождем. Сталин благосклонно отнесся к письмам – ответил Шолохову письмом, телеграммами, прислал голодающим эшелон с зерном. Наряду с отчаянными протестами против коллективизации создает роман Поднятая целина (первая книга – 1932, вторая – 1960): «Пишу новый роман о том, как вешенские, к примеру, казачки входили в сплошную коллективизацию в 1930 и как они живут в колхозах». Это роман в поддержку политики коллективизации на селе. Организатор и председатель колхоза на Дону в Поднятой целине – моряк Давыдов, приехавший обучать казаков земледелию. Многие сцены романа не лишены двусмысленности: в них беспощадно изображалась борьба «на хлебном фронте», участь крестьянства. С трудом продвигалась работа над заключительными частями романа Тихий Дон. 4 июня 1928 он писал Левицкой: «Прочтите (…) продолжение Тихого Дона – черкните мне ваше мнение. Там меня начинает душить история, и соответственно с этим меняется характер». История душила не только Шолохова, но и его героя, теряющего в окаянной коловерти революционного времени всех своих близких. Оставшись без семьи и похоронив Аксинью, Григорий видит, как над ним встает черное солнце. К концу четвертой книги, вышедшей в 1939, Григорий Мелехов мечтает об одном – больше не участвовать в цепной реакции бессмысленных и бесконечных смертей, преступном насилии над действительностью. Григорию не дается понимание свершившегося в России великого эксперимента, исторически оправданного насилия. Некоторые писатели советовали Шолохову «достойно закончить роман» и привести Григория в партию. Однако скитания Григория имели в романе другой итог: на пороге разоренного дома он держит на руках единственного сына – последнего, кто остался в живых из большой мелеховской семьи. В конце 1930-х над Шолоховым нависла угроза ареста. К этому моменту он уже неоднократно бывал на приеме у Сталина, списывал ужасы голодомора на «непродуманную работу» на местах (статья Результат непродуманной работы, январь 1933, «Правда»). В 1939 в творческой судьбе Шолохова совершается перелом: избежав ареста, к началу войны он прочно занимает положение одного из первых писателей советской страны. Отправившись на фронт корреспондентом «Красной звезды» и «Правды», попадает в авиакатастрофу и чудом остается в живых. На его глазах осколком снаряда была убита мать, разрушен дом в Вешках. 23 июня 1942 – в годовщину вторжения фашистской Германии в СССР, Шолохов опубликовал в «Правде» статью Наука ненависти, в которой призвал «носить ненависть на кончиках штыков». Главной движущей силой в борьбе с захватчиком он считал беспощадную ненависть к «осатаневшим фашистским выродкам». С трудом давался Шолохову его новый роман Они сражались за родину, первые главы которого появились в «Правде» в 1943. Он был посвящен суровой окопной жизни, солдатам разбитого полка, сражающегося на Дону. К роману Они сражались за родину пытался вернуться в 1950–1960-е, но книга так и осталась неоконченной. В 1975 С.Бондарчук снял по неоконченному роману фильм с участием звезд советского кино: Шукшина, В.Тихонова, Г.Буркова, Ю.Никулина, Н.Мордюковой, И.Смоктуновского. Рассказ Судьба человека был опубликован в «Правде» в новогодних номерах 1957. В нем автор касался полузапретной темы – судьбы военнопленных, которые из немецких лагерей отправлялись в лагеря «родные». Андрей Соколов изображен в рассказе человеком, сохраняющим в плену «русское достоинство и гордость». Вернувшись домой, герой рассказа усыновляет мальчика – сироту войны. Появление Тихого Дона в 1928 повлекло за собой не только восторженные рецензии, но и обвинения в литературном плагиате, судебные разбирательства. Многих смущало, что роман появился из-под пера двадцатитрехлетнего автора, который казался слишком юным для создания столь грандиозного романа. Позже сомнение в авторстве Тихого Дона выражали Солженицын (книга Стремя «Тихого Дона», под псевдонимом Медведева-Томашевская), Р.Медведев (Загадки творческой биографии Шолохова), однако эти исследования целиком строились на гипотезах и не содержали никаких документальных подтверждений. Обвинения с новой силой вспыхнули в 1990-е, когда открылись архивы. Но и тогда никаких убедительных доказательств шолоховского плагиата обнаружено не было. В 1965 Шолохов был удостоен Нобелевской премии «за художественную силу и цельность эпоса о русском казачестве в переломное для России время». Тихий Дон был причислен к классике 20 в., продолжающей гуманистические традиции великой русской литературы. Умер Шолохов 21 февраля 1984 в станице Вешенской.
 Изменить