Allow cookies in your browser

Бунинская философия любви | Сочинение по литературе | Лайков: 2
Сочинения по литературе

Бунинская философия любви

0

О любви писали, наверное, все писатели и поэты, но насколько разными бывают люди, настолько разным возникает это чувство в художественных произведениях. Выдающийся русский писатель Иван Бунин тоже создал собственную «философию любви».
По его мнению, любовь - это «темные аллеи», преисполненные чего-то таинственного и неожиданного, это замечательный миг, который часто ведет к трагическому финалу и которую очень легко потерять или не узнать своевременно. Потом могут прийти тяжелое разочарование, грусть, и даже гибель иногда является избавлением для чувства. В произведениях Бунина случаются трагические финалы через конфликт между идеальным и реальным, но гибель героев почему-то довольно часто возникает у него светлой, по крайней мере имеет вид лучшей из возможных развязок.

С подобным противоречием реального и идеального мы сталкиваемся и в рассказе «Легкое дыхание».

События произведения на первый взгляд могут показаться грязными и залосненными. Молодую девушку совратил старый развратник, сама она ведет непонятную игру в любовь с казачьим офицером, который был «некрасивый и плебейского вида, не имел ровным счетом ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская». Но на самом деле грязи, «чернухи» в рассказе нет, наоборот, оно насыщено особой лирической атмосферой.

В «Легком дыхании» Бунин использует прием, который можно назвать «доказательством от обратного» - даже по такому развития событий любовь будет оставаться чем-то светлым и неприкосновенным, она выше будничной грязи.

Рассказ начинается и заканчивается описанием кладбища, на котором похоронена девушка. Возле могилы Оли, смотря на фотокарточку умершей, классная наставница сама себе задает риторический вопрос: «как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединилось теперь с именем Оли Мещерской?». Она не нуждается в ответе, но ответ присутствующий вне слов во всем тексте рассказа.


Оля Мещерская воспринимается как воплощение юной женственности, жажды любви, мечтательности. Вопреки установкам общественной морали, ее поступки и ее образ почти во всех вызывают увлечение. Почему-то «никого не любили так младшие классы, как ее», почему-то классная наставница, которая раньше старалась остановить Олю и осуждала ее «преждевременную» женственность, поворачивая на общепринятые моральные ценности, после гибели девушки каждое воскресенье приходит на ее могилу, живя мыслями о ней, да еще и ощущает себя счастливой «как все отданные какой-то страстной мечте люди».

Оля Мещерская создана для счастья, поэтому и находит его в безобразной действительности. Именно это дает ощущение «легкости дыхания», которое невозможно сохранить в залосненной действительности. Окружающие подсознательно ощущают эту ее особенность, поэтому и тянутся к ней. Она будто заражает других своей радостью.

Олю Мещерскую убивает упомянутый выше офицер, невольно введенный в заблуждение игрой девушки. Убивает, так как был близок с ней, верил в ее любовь и не смог смириться с потерей своей иллюзии. Но не каждый человек может вызвать такую сильную страсть. Многих бросают любимые, и очень редко влюбленные доходят к таким крайностям. Это снова таки свидетельствует о непересекаемости личности Оли. Ее поступок был жестоким, но можно догадаться, что, имея такую особую натуру, она одурманила голову этому офицеру неумышленно. Возможно, в отношениях с ним Оля сама искала свою мечту, но не могла найти.

Она ощущала отвращение к отцовскому другу Малютину, который повел себя с ней, мягко говоря, не благородно. То, что состоялось между ними, могло просто сломать ее, как это было со многими девушками. Она могла погрузиться в бездну страданий и прожить в них остаток жизни, могла начать ненавидеть весь мир. Но этого не произошло: запас любви и стремление к счастью в душе Оли оказался чрезвычайно большим. Вместо этого она «совсем обезумела от радости», компенсируя этим собственное отвращение и унижение. Энергия молодости, мечты, жажда любви были у нее несравненными, но не находили достойного выхода, итак она и начинала «романы» то с офицером, то с гимназистом, не могла жить без поклонников, но вопреки всему глубина души этой девушки осталась нетронутой. Мечты своим светом одухотворяли все ее извне аморальные поступки. Поэтому, наверное, и общее впечатление от ее образа остается преисполненным чего-то светлого и прекрасного.

«Легкое дыхание» не угасло под давлением обстоятельств. Не уничтожила его даже смерть Оли: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом омраченном небе, в этом холодном весеннем ветре».

Такими лирическими строками заканчивается рассказ. Они же передают идею автора: любовь, даже такое «рассеянное», потенциальное чувство, что не нашло своего настоящего героя, всегда является чудом, всегда найдет ответ в душах других людей. Пусть действительность не разрешила девушке воплотить мечты в реальность, и разногласия с ней привели к трагедии: Оля, однако, принесла в мир что-то одухотворенное, способное вдохновлять.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Бунин И.А.

Любовь к России в творчестве Бунина | Сочинение по литературе
Ни философские и исторические экскурсы и параллели не спасали. Бунин не мог отделаться от мыслей о России. Как бы далеко от нее он ни жил, Россия была неотторжимо от него. Однако это была отодвинутая

Особенности реализма И. А. Бунина | Сочинение по литературе
Для творчества Бунина характерен инте­рес к обыкновенной жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализ­ма. Реализм его, однако, отличается

Рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина “Чистый понедельник” | Сочинение по литературе
Предлагаю рассмотреть рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина “Чистый понедельник”. Как и многие другие произведения русской литературы этот рассказ посвящен волшебному,

Иван Алексеевич Бунин, “Господин из Сан-Франциско” | Сочинение по литературе
Иван Алексеевич Бунин, как и многие другие писатели в своем произведении “Господин из Сан-Франциско” обращался к символам, для характеристики образов, что позволило раскрыть автору идейный замысел

Анализ эпизода из рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» | Сочинение по литературе
Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» был написан в 1915 году, в разгар первой мировой войны. Это произведение носит острый социально-философский характер, в котором писатель рассуждает на

Роль символики в рассказах Бунина («Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско») | Сочинение по литературе
Очень значительную роль Бунин в своей поэтике отводит символике. Этот прием в разнообразных вариациях делает читателя бунинского произведения «дальнозорким», глубоко чувствующим его философское

Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В.В. Набокова «Машенька», рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет») | Сочинение по литературе
Как известно, литература делится на классическую и сиюминутную, проходящую. Классика затрагивает глобальные проблемы, чрезвычайно значимые и актуальные для человечества во все времена. К таковым

Поэзия | Сочинение по литературе
Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слышал Ко всему привыкший сорок первый год. Ю.Друнина

Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» | Сочинение по литературе
Работавший над циклом “Темные аллеи” в течение многих лет, И. А. Бунин уже на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл “самым совершенным по мастерству”. На мой взгляд,

Тема обречённости буржуазного мира (по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско») | Сочинение по литературе
По социально-философской проблематике проза Бунина очень широка. Он пишет о разоряющейся деревне, разрушительных последствиях проникновения в её жизнь новых капиталистических отношений, о деревне, в

Фото Бунин И.А.

 Изменить 
Бунин И.А.

Бунин И.А. - Биография

 Изменить