Сочинения по литературе

Роль символики в рассказах Бунина («Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско»)

1
    Очень значительную роль Бунин в своей поэтике отводит символике. Этот прием в разнообразных вариациях делает читателя бунинского произведения «дальнозорким», глубоко чувствующим его философское содержание.
    Бунин искусно вплетает символ в ткань произведений, различных по тематике, идейному содержанию и даже жанру. Будь то рассказ о деревенском мужике, лирическая повесть о мимолётной любви или стихотворение о вечности бытия. Главное впечатление от бунинских творений создаётся чувством родства авторского «Я» с героем, внутренним лиризмом текста, образами красоты природы, символически звучащими мотивами звёздного, вселенского, временной отдалённостью происходящего («И уж целых двадцать лет тому назад было всё это…»; «И вот прошло с тех пор целых тридцать лет»).
    Например, обратимся к рассказу «Лёгкое дыхание». Главная героиня произведения - Оля Мещерская. Это печальная, но удивительно лёгкая, как само название, пронизанная по-пушкински светлой грустью история. Оля училась в гимназии и резко выделялась среди своих сверстниц грацией, красотой, живостью, женственностью. Её жизнь вот-вот начиналась. Она только недавно шагнула во взрослую жизнь, познав запретный плод близких отношений с мужчиной. Только по-настоящему начала расцветать её красота, как мы узнаём о её неожиданной, трагической смерти от рук ревнивого офицера.
    Автор не случайно начинает повествование с описания кладбищенского пейзажа и могилы Оли. К слову «могила» мы можем подобрать традиционный ассоциативный ряд: смерть, горе, печаль, скорбь, спокойствие, безжизненность. Но все ли определения подходят к нашему описанию? «На кладбище над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий… фарфоровый медальон, а в медальоне — фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами». Последние определения выбиваются из этого отрывка. Так Бунин знакомит нас со своей героиней.
    Описание природы, короткие пейзажные зарисовки в те дни, когда Оля была жива, будто подчёркивают прелесть её образа. Например, «зима была снежная, солнечная, морозная, рано опускалось солнце за высокий ельник снежного гимназического сада, неизменно погожее, лучистое, обещающее и на завтра мороз и солнце, гулянье на Соборной улице, каток в городском саду, розовый вечер, музыку». Цветопись этого отрывка оттеняет озорное состояние Оли в этот день. Чистые, мягкие цвета символизируют духовную чистоту, беззаботность героини.
    В конце рассказа Бунин вернётся к её взгляду: «глаза так бессмертно сияют из этого выпуклого фарфорового медальона на кресте, и как совместить с этим чистым взглядом то ужасное, что соединено теперь с именем Оли Мещерской?». Как известно, глаза – зеркало души. По мысли автора, прекрасное вечно, в памяти живых людей, в куске мрамора, в природе.
    Словосочетание «лёгкое дыхание» – тоже символ – женственности, гармонии, беспечности и… мимолётности жизни.
    Рассказ «Господин из Сан-Франциско» занимает особое место в творчестве Бунина. Он не похож на прежние рассказы Бунина по тону (в нём нет лиризма), по материалу и тематике. О человеке в его глубинной сути, об общих основах человеческого существования идёт речь в рассказе. Здесь используется ситуация, испытующая героя, - смерть и отношение к ней.
    В рассказе идёт речь о крупном капиталисте в дни его безмятежного отдыха на роскошном океанском пароходе «Атлантида». Сам процесс накопления не интересует писателя. Просто герой – это один из представителей мира капитала.
    Основная мысль автора выражается в эпиграфе: «О горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Все заискивают перед господином, готовы пойти на любую подлость до тех пор, пока он двигается и мыслит. Когда он неожиданно умирает, его ложная власть над людьми кончается, тело его прячут в трюм парохода среди угольных ящиков.
    Авторская мысль выражается в «яростной» изобразительности, в символике и в условных фигурах. Повествование насыщено образами-символами. Так, корабль, знаменитая «Атлантида», иносказательно рисуется как маленькая модель современного мира, отторгнувшего себя от природы, вообразившего себя всемогущим. Распорядок дня на корабле - слепок жизни на суше. Ночные бары, рестораны, бассейны, мужчины в смокингах, танцующие пары… праздник для одних и каторжный труд, обеспечивающий движение «корабля жизни» и весёлое времяпрепровождение обитателей «верхних палуб», для других. Но этот мир забыл о неизбежной смерти. Название корабля напоминает, что людей может постигнуть участь древней Атлантиды, когда-то, по преданию, существовавшей на земле и бесследно погибшей цивилизации «первого человечества».
    Океан в рассказе символизирует возмездие. Стихия представляет реальную угрозу: «По вечерам этажи «Атлантиды» сияли во мраке как бы огненными несметными глазами… Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нём не думали, твёрдо веря во власть над ним командира…»
    За уходящим в ночь и вьюгу кораблём следит со скал Гибралтара огромный Дьявол. То, что ему давно ведомо о людях, сами они не умеют и не хотят знать в захватившей их стихии.
    История господина из Сан-Франциско, как показывает её Бунин, - из ряда обыкновенных. Нечто подобное, хочет нам сказать художник, происходит с большинством людей, которые превыше всего ценят богатство, власть и почёт. Не случайно писатель ни разу не называет своего героя по имени или фамилии: история, описанная в рассказе, может случиться с каждым.
    Таким образом, Бунин часто использует символику, детализацию, чтобы более глубоко раскрыть замысел своих произведений.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Бунин И.А.

Анализ эпизода из рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» | Сочинение по литературе
Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» был написан в 1915 году, в разгар первой мировой войны. Это произведение носит острый социально-философский характер, в котором писатель рассуждает на

Роль символики в рассказах Бунина («Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско») | Сочинение по литературе
Очень значительную роль Бунин в своей поэтике отводит символике. Этот прием в разнообразных вариациях делает читателя бунинского произведения «дальнозорким», глубоко чувствующим его философское

Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В.В. Набокова «Машенька», рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет») | Сочинение по литературе
Как известно, литература делится на классическую и сиюминутную, проходящую. Классика затрагивает глобальные проблемы, чрезвычайно значимые и актуальные для человечества во все времена. К таковым

Поэзия | Сочинение по литературе
Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слышал Ко всему привыкший сорок первый год. Ю.Друнина

Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» | Сочинение по литературе
Работавший над циклом “Темные аллеи” в течение многих лет, И. А. Бунин уже на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл “самым совершенным по мастерству”. На мой взгляд,

Тема обречённости буржуазного мира (по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско») | Сочинение по литературе
По социально-философской проблематике проза Бунина очень широка. Он пишет о разоряющейся деревне, разрушительных последствиях проникновения в её жизнь новых капиталистических отношений, о деревне, в

Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» | Сочинение по литературе
И.А. Бунин оставил достаточно богатое литературное наследие. Он писал рассказы, повести, романы, был восхитительным поэтом. Но, пожалуй, известнейшим произведением Бунина является цикл «Темные

Тема любви в прозе И. А. Бунина | Сочинение по литературе
В русской классической литературе тема любви всегда занимала важное место. Причём предпочтение отдавалось духовной, «платонической» её стороне перед плотской, физической страстью, которая зачастую

Тема уходящей Руси в произведениях И. А. Бунина | Сочинение по литературе
Тема уходящей дворянско-крепостнической России нашла отражение в произведениях многих русских писателей. Ее литературные истоки мы находим в произведениях, написанных еще до отмены крепостного

Анализ рассказа И. Бунина «Несрочная весна» | Сочинение по литературе
Тема России поднималась Буниным в его произведениях не раз. Но рассказы, написанные после 1917 года, значительно отличаются от более ранних. Бунин с его политическим консерватизмом не мог принять

Фото Бунин И.А.

 Изменить 
Бунин И.А.

Бунин И.А. - Биография

 Изменить