Allow cookies in your browser

В чем же главное содержание сказок Андерсена | Сочинение по литературе | Лайков: 2
Сочинения по литературе

В чем же главное содержание сказок Андерсена

0
Прежде всего, в вере во всепобеждающую активную силу добра, в стремлении показать самое существенное, самое настоящее в человеке во влюбленности в красоту природы. В первом сборнике эти качества раскрылись наиболее полно, почти все его сказки стали самыми любимыми и читабельными произведениями. Активность добра, способность пожертвовать даже жизнью во имя его утверждения формируют сюжет и характеры в «Дорожном приятеле», «Диких лебедях «, «Русалочке», «Стойком оловянном солдатике». Одна из наилучших, самых поэтичных и добрых сказок Андерсена - «Русалочка». К теме неразделенной любви русалки к человеку писатель обращался неоднократно еще в ранних стихотворных сказках («Русалка с острова Самсе» и др.), эту же тему он затрагивал в очерке «Теневые картины».
Тем не менее, Андерсен создал целиком самостоятельное произведение, где мысль автора о красоте человеческой души, о добре, которое побеждает в мире, раскрывается не только с помощью напряженного развития сюжета, как в первых сказках сборника, а и благодаря убедительному психологизму, который раскрывает поэтичность самой Русалочки и изображает человека воплощением благородства, доброты и красоты. Именно поэтому заветной мечтой Русалочки является не только влюбить в себя принца, а и получить человеческую душу. Этот путь сложный. Наибольшее испытание выпадает на ее судьбу, когда сестры-русалки приносят ей весть, что лишь убив принца, она сможет снова вернуться в море к русалкам, а иначе с первыми лучами солнца погибнет. Маленькая Русалочка побеждает и здесь: она не может убить возлюбленного. Трактуя народную легенду, Андерсен писал о том, что он изменил в ней: у него «бессмертная душа русалки не зависит от чужого существа, от любви человека. Это определение несправедливое! Так как в этом заложен элемент случайности… Я позволил русалке идти естественным, лучшим путем».

Это путь развития духовных сил. Уроки добра здесь более сложные, чем в предыдущих сказках. Андерсен поместил перед «Русалочкой» обращение «К взрослым», утверждая этим, что у его сказок расширяется аудитория. Сказки Андерсена раскрывают истинное в человеке, его сущность. Писатель часто использует слово «настоящий». И это не случайно. Его солдат с «Огнива» - настоящий солдат, т.е. решительный и смелый человек. В «Принцессе на горошине» принцесса также настоящая, она настолько чувствительная, что находит горошину под всеми перинами, но важнейшее в ней то, что она как настоящий человек способен преодолевать тяжелейшие испытания.

Моральное мужество Русалочки - также путь к ее настоящей сущности, к «настоящему» в ней. От своего настоящего - поэтического - содержания не может отказаться Дюймовочка, как бы тяжело ей не приходилось. Отказ от самого себя, даже при условии осуществления мечтаний, невозможен для героя Андерсена в «Калошах счастья». Герой попадает в любимые им Средние века, но все там кажется ему плохим. Возвращение в свое время он воспринимает как милость.

Стражник в этой самой сказке завидует лейтенанту, но, став на некоторое время лейтенантом, мечтает снова быть бедным стражником. Наибольшей силы эта тема достигает в «Новом платье короля», где человек подменяется. Король не руководит страной, а лишь переодевается, хотя изысканные костюмы не могут спрятать его настоящую сущность. Характерно, что развенчивает обман ребенок из толпы: истина в простых, естественных людях, считают романтики. Андерсен показывает также, что случается, если человек теряет хотя бы одно качество истинной, «настоящей» личности. Происходит это по обыкновению с богатыми и вельможными. Здесь великий сказочник находит емкие образы и выразительные поступки персонажей, которые однозначно утверждают неприемлемость зла. Зло у Андерсена не страшное, а чаще всего беспредельно смешное, абсурдное.

Задача писателя - сделать для читателя совсем невозможным выбор позиции осмеянного, поскольку она явным образом бессмысленная, а из-за этого и морально безобразная. В «Свинопасе» авторская идея раскрывается в сюжете, в действиях персонажей.






Главная мысль сказки - в сопоставлении истинного и обезображенного, «ненастоящего», создаваемого обстоятельствами. Напыщенная принцесса отбрасывает истинное: прекрасную живую розу и живого соловья, любуясь вместе с тем банальными вещами. Желая получить «ненастоящие», сделанные вещи, принцесса ведет себя как «ненастоящая» принцесса: она падает настолько низко, что целует свинопаса. Тем не менее, великий сказочник не противопоставляет в этой сказке полярные явления, а сопоставляет разные варианты «ненастоящего».

Этим вторым «ненастоящим» является сам принц. Хотя, на первый взгляд, это и не ощущается, но именно отсутствие в сказке настоящего героического начала, возвышенного над низким и мещанским, создает мягкую иронию. Мы постоянно видим авторскую улыбку, которая переводит трагическую ситуацию в комическую. Уже начало сказки раскрывает условия задачи. «Был когда-то бедный принц, - читаем мы в первом абзаце, - у него было королевство, очень маленькое, но достаточно большое, чтобы жениться, и он хотел жениться». Жениться хотел из-за того, что был честолюбивым, хотел улучшить дела с помощью богатого приданого дочери кайзера.

Препятствием для свадьбы стал сундук, а купеческий сын сам по себе ничего не достойный. Сложная идея наказания за чванство или переоценку своих возможностей раскрывается в «Райском саду»: королевский сын, имея бесчисленное количество книг, прочитал их все и считал себя всезнайкой с крепкой волей, осуждал Адама и Еву за то, что по их вине человечество потеряло благодать. Тем не менее, попав в райский сад, сам не смог удержаться от соблазна.

Социальная проблематика, безусловно, присутствует в сказках Андерсена, и отчасти она довольно значительная, как в сказке о Большом и Маленьком Клаусах. Не случайно автор в самом начале объясняет, что одного Клауса звали Большим, поскольку у него было четверо коней, а второго - Маленьким, поскольку у него был лишь один конь! В фольклорном варианте, которым пользуется Андерсен, братья различались тем, что один был старшим, а второй - младшим. Писатель заостряет социальный аспект произведения. Не короли и принцессы побеждают у него простолюдинов, а обычный солдат перехитрил короля и королеву с их придворными в «Огниве», бедная Дюймовочка отказывается соединить свою жизнь с богатым кротом и т.д.

Но настоящий демократизм Андерсена наиболее четко прослеживается в системе изобразительных средств. Его короли и принцессы ведут себя как обычные люди. В «Принцессе на горошине» король идет отворять ворота, а королева застилает постель. В «Огниве» королева, король и все придворные отправляются в город искать кресты, которыми обозначены ворота того дома, где живет солдат. В «Свинопасе» король лично нанимает бедного принца пасти свиней, и тот самый король ходит дома в потоптанных туфлях. Принцесса в «Диких лебедях», чтобы спасти своих братьев, выполняет работу крестьянки: делает нити из крапивы и плетет рубашки.

Сведение властителей мира сего к уровню обычных мещан или крестьян свидетельствует о том, что сама идея королевской власти потеряла в сказках Андерсена свое величие и особый ореол, сопутствующий действительно прославленной власти. Король у него может быть смешным в своем бессилии, как, например, король-отец в «Дорожном приятеле», отталкивающим в своем чванстве, как главный герой в «Новом платье короля».

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Андерсен Г.-Х.

Шедевры сказочного творчества Андерсена | Сочинение по литературе
Сочинение на тему - Явление сказки у Ганса Христиана Андерсена. Сказки Андерсена - одно из значительнейших явлений мировой литературы XIX века. Великий датский писатель обогатил литературную сказку

Ханс Кристиан Андерсен (1805—1875) | Сочинение по литературе
Датский сказочник, романист, поэт и драматург. Создатель жанра литературной сказки в Дании. С 1835 по 1872 г. выпустил в свет 24 сборника сказок и историй («Eventyr»), в которые в числе прочих вошли

В чем же главное содержание сказок Андерсена | Сочинение по литературе
Прежде всего, в вере во всепобеждающую активную силу добра, в стремлении показать самое существенное, самое настоящее в человеке во влюбленности в красоту природы. В первом сборнике эти качества

Динамика и обворожительность сказок Андерсена | Сочинение по литературе
С первых же слов ощущаешь динамику, видишь живые образы. Вот, например, как начинается «Огниво»: «Шел солдат по дороге: раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. Шел он домой с войны. По дороге

Самый главный сказочник Ганс Кристиан Андерсен | Сочинение по литературе
своей жизни он рассказал в автобиографических очерках «Сказка моей жизни» «Приключения моей жизни». Семья была бедной и ютилась в одной комнате, где вместе с домашними вещами стоял и сапожный станок.

Волшебные сказки Андерсена | Сочинение по литературе
В сказке X. К. Андерсена о пяти горошинах поведана история о разной судьбе сестёр из одного стручка. Горошины были зелёные, и стручок был зелёный. Вот они и решили, что весь мир зелёный. Когда

Знакомый незнакомец: Ханс-Кристиан Андерсен | Сочинение по литературе
Вот мы и живем в третьем тысячелетии, когда-то немыслимом и недосягаемом. И скоро наши внуки, а тем более их дети и внуки станут если не говорить, то думать про нас, еще совсем не старых, как про

Ганс-Кристиан Андерсен (1805-1875) | Сочинение по литературе
Портрет Г.-К. Андерсена (1836 г.). Художник К.-А. Йенсен. Станковый, парадный, индивидуальный, поясной портрет. В это время «гордому прекрасному лебедю» исполнился 31 год. Внешность Андерсена, по

Творчество Ханса Кристиана Андерсена | Сочинение по литературе
Скандинавский фольклор был той драгоценной средой, которая питала литературную сказку, в том числе и творчество великого датского сказочника X. К. Андерсена, финляндского писателя С. Топелиуса и

Сказки Андерсена и фольклорная сказочная традиция | Сочинение по литературе
С детства в наше сознание, в наш читательский опыт входят волшебные сказки. И если читателю разного возраста предложить перечислить героев именно волшебной сказки, то, несомненно, ими окажутся в

Фото Андерсен Г.-Х.

 Изменить 
Андерсен Г.-Х.

Андерсен Г.-Х. - Биография

    АНДЕРСЕН, ГАНС-ХРИСТИАН (Andersen, Hans Christian) (1805–1875), датский сказочник, автор более 400 сказок, поэт, писатель, драматург, эссеист, автор мемуарных очерков Сказка моей жизни (Mit livs eventir).
    Родился 2 апреля 1805 в городе Оденсе на острове Фюн.
    Мать была прачкой. Она мечтала, чтобы сын стал удачливым портным, и научила его шить, кроить и штопать. Отец считался невезучим сапожником и плотником. Больше всего ему нравилось мастерить детские игрушки «из чего подвернется», увлеченно распевать песни, читать сыну сказки из Тысячи и одной ночи и разыгрывать с ним сцены из комедий датского драматурга Гольберга. Навсегда поразил воображение Андерсена и его сумасшедший, доброжелательный дед, большой умелец вырезать из дерева фигурки неведомых крылатых зверей и людей с птичьими головами.
    Его бабушка по материнской линии работала в госпитале для душевнобольных, где маленький Андерсен проводил долгие часы и с увлечением слушал рассказы обитателей больницы. Под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных».
    Не успев записать сына в городскую школу, родители отдали его на обучение к вдове перчаточника, но после первой порки он взял свой букварь и гордо ушел.
    Благодаря спектаклю Абеллино – страшный бандит, который показывала в Оденсе копенгагенская труппа, Андерсен полюбил театр. Три месяца с помощью отца, который сколотил ему специальный ящик для представления, он придумывал свою первую пьесу, вырезая из чурбачков кукольных артистов, шил костюмы из лоскутков, учился водить на веревочках своих персонажей.
    Он так и не закончил начальной школы, а читать и писать научился только к десяти годам. В одиннадцать лет получил подарок – том пьес Шекспира и начал разыгрывать сцены из Макбета.
    После смерти отца семья едва сводила концы с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную. Вскоре из Копенгагена в Оденсе приехала труппа, которой для спектакля срочно требовался статист, и Андерсен получил бессловесную роль кучера, уверившись, что театр – его призвание. В 1819 четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег и купив первые в жизни сапоги, отправился завоевывать Копенгаген.
    Благодаря помощи покровителей он посещал балетную школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, принялся всерьез за изучение мировой драматургии и поэзии. И постоянно сочинял, живя по углам и впроголодь. Мечтам о театральной карьере пришел конец после приговора актера Линдгрена: «Чувств у Вас много, но актера из Вас никогда не получится».
    Преодолевая отчаяние, принялся за трагедию Разбойники в Виссенберге. Первый акт опубликовала газета «Арфа», и он впервые получил литературный гонорар. Вдохновленный удачей, взялся за трагедию Альфсоль.
    К этому времени его начинают привечать копенгагенские знаменитости, в том числе физик Эрстед, директор театра Й.Коллин, поэт Раабек, знаменитый драматург Эленшлегер. Благодаря стараниям Й.Коллина получил королевскую стипендию и в 1822 отправился в Слагельсе, где был зачислен во второй класс латинской гимназии, где у него не сложились отношения с ее ректором. Много пишет, и его стихотворения Вечер и Умирающее дитя удостаиваются высокой оценки критики. В 1828 поступил в Копенгагенский университет, где среди начинающих университетских поэтов единодушно был признан первым, по окончании обучения сдал два экзамена на звание кандидата философии.
    В 1829 вышла первая романтическая проза Андерсена – Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер, где автор пародировал себя в виде «тощего кота в плаще поверх ночной рубахи». Родоначальник датского водевиля, эссеист Гейберг позже назвал книгу музыкальной фантазией. Актерское начало, помогающее Андерсену мысленно перевоплощаться в своих персонажей, принесло долгожданные плоды. Его водевиль Любовь на Николаевой башне (1829) имел шумный успех. В 1831 отправился в первое путешествие по Германии, итог которого – эссе-размышление Теневые картины (1831) и сборник стихов Фантазии и эскизы. За два года вышли 4 сборника стихов. В 1833 подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил небольшое пособие для путешествия по Европе. Началась его «эра странствий». В Париже познакомился с Генрихом Гейне, в Риме – со знаменитым скульптором Торвальдсеном, здесь же начал писать свой первый роман Импровизатор.
    После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. В Англии завязывается дружба с Чарльзом Диккенсом. Во Франции сблизился с Виктором Гюго, познакомился с О. де Бальзаком и Александром Дюма. На стихи Андерсена писали романсы Шуман и Мендельсон.
    Андерсен подолгу вынашивал каждый замысел, но писал сравнительно быстро, зато помногу раз переписывал и правил, мучаясь жестокими сомнениями. А датская критика обвиняла его в небрежности и подражательстве, литературной неряшливости и убогости сюжетов. При этом жил он весьма бедно, так как доход ему приносили лишь небольшие литературные заработки.
    Помимо поэтических сочинений, путевых заметок и философских эссе, создает романы Импровизатор (1835), принесший ему европейскую известность, Всего лишь скрипач (1837), Быть или не быть (1857). Признание получили его комедия Первенец и остро социальная мелодрама Мулат.(1840). Долгая и счастливая судьба выпала на долю пьес-сказок Дороже жемчуга и злата, Бузинная матушка, Оле-Лукойе.
    Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. В мае и декабре 1835 появились два первых выпуска Сказок, рассказанных для детей. Третий сказочный сборник вышел в апреле 1837. (Everi, fortalte for born, кн. 1–3, 1835–1837). В сборники вошли хорошо известные русскому читателю сказки Огниво, Принцесса на горошине, Русалочка, и др. С этого времени регулярно публиковались сборники, которые назывались просто Сказки. Расцвет творчества приходится на вт. пол. 1830–1840-х, когда были написаны знаменитые сказки Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик, Гадкий утенок, Девочка со спичками, Тень, Мать, Соловей и др. Восприняты и оценены они были далеко не сразу, автора критиковали за ошибки в правописании и новаторство в стиле, за то, что его сказки якобы легковесны для взрослых и недостаточно назидательны для детской аудитории. Зато физик Эрстед сразу после выхода первого выпуска сказок пророчески заметил: «Вот увидите, «Импровизатор» прославит Вас, а сказки сделают Ваше имя бессмертным». Л.Н.Толстой, прочтя сказку Пятеро из одного стручка, отозвался о ней так: «Какая озорная и мудрая сказка. Одной такой хватит, чтобы остаться в истории литературы». Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу. Олицетворением самоотверженной любви стала для миллионов людей андерсеновская Русалочка, символ Копенгагена, где ей поставлен памятник. Актуальной вновь и вновь оказывается сказка Новое платье короля, высмеивающая холуйско-рабскую психологию верноподданничества, порождающую культ ничтожных, «голых» королей. Или магическая ирония Калош счастья и насмешливая ассоциативность, тонкий юмор и образность Свинопаса и Принцессы на горошине и Веселого нрава. В лучших сказках высокая поэтика органично переплетается с бесшабашной насмешливостью, а романтическая ирония – с мистикой. Таковы сказки Тень, Стойкий оловянный солдатик, Огниво, Буря перемещает вывески. Уникальность Андерсена в том, он наделил дивным даром не только Русалочку. Он разглядел и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда из Снежной королевы или Эльза из Диких лебедей, чей бескорыстный героизм и жертвенность затмевают деяния даже могучих героев. Ибо вершат их неприметные слабосильные малышки, чьи души пронизывает и двигает великая самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец. Андерсен с достоверностью наделил неодушевленные предметы человеческими свойствами. А главное – душой, тем самым открыв для своего читателя ранее неведомый, безмерный мир, пробудив «чувства добрые» к цветам и деревьям, стершейся монетке и обглоданной щепке, к разгильдяю-троллю или домовому-неудачнику. О бессмертии созидательного начала и реальности чудес повествует притчево-многомерная сказка Лен. Это история голубого цветка, пришедшего из Древнего Египта, чьи невесомые лепестки подобны крыльям мотылька. С чудесным цветком происходит множество превращений. Вот его высохшие стебли распяты и вытянуты в нити. Из нитей возникает одежда, согревающая в стужу, дарящая прохладу в жару. Но одежда изнашивается. Однако и тряпка годится для мытья полов и стирания пыли. А когда превращается в труху, то из нее творят бумагу. Бумага превращается в книги – вместилища мудрости и света. И даже если книги попадают в огонь, то зола и пепел, удобряющие поля, снова порождают мириады голубых цветов. Все повторяется сначала, славя непобедимость ликующей жизни. Пример сказки, равной высокой, светлой трагедии, сказка-притча Мать. Смерть похитила у матери ребенка. Дабы узнать дорогу к похитительнице, мать дарит свои глаза озеру. Прижав к груди, согревает замерзший терновник, так, что он начинает зеленеть и расцветать. Свои прекрасные черные волосы она отдает в обмен на седые космы старухи-привратницы, чтобы войти в волшебный сад смерти и спасти свое дитя. Интересовала Андерсена и проблема истинного и ложного в искусстве, о чем повествует сказка Соловей. Оригинальность сказок Андерсена в том, что, вопреки литературным традициям, он использовал в своих историях элементы разговорного языка, сочетал воображаемое с универсальным, взятым из народных легенд, а также в особенностях описания пейзажей – одухотворенных, динамичных и одновременно точных. В сказках «датчанина с впалыми щеками» мы встречаем библейских героев и персонажей из мифов Древнего Египта, Тристана с Изольдой и тех, о ком повествует Коран. Здесь органично слились Запад и Восток и присутствует таинство, которое трудно объяснить, а дано постичь лишь душой. Одни из лучших в мировой литературе детские сказки – они адресованы в равной мере и взрослым, что осознавал и сам автор. Жизнь Андерсена невозможно представить без любви, чаще всего безответной. Последняя и самая глубокая любовь пришла к нему осенью 1843, когда в Копенгаген приехала знаменитая оперная певица Иенни Линд. Казалось, вот оно, столь долгожданное «созвучье душ». Но и эта встреча обернулась для Андерсена душевной болью, и всю жизнь он прожил холостяком. За два месяца до смерти узнал из английской газеты, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер 4 августа 1875 в Копенгагене. Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: «Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость». В связи с 200-летием со дня рождения 2005 объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.
 Изменить