Сочинения по литературе

Взгляд Данте на человека на примере «Божественной комедии»

0
Начиная с XIII века в западноевропейских странах в полный голос заявляет о себе новая система мышления и видения мира. Вплоть до XVII века здесь царствует Ренессанс, яркой чертой которого был антропоцентризм.
Человек традиционно был важным объектом философского анализа и не единожды в истории философии становился центральным, связующим звеном в системе универсума. В период средневековья считалось, что человек находится на верхнем уровне в иерархии живых существ, которые сотворил Бог, но он не является самодостаточным, а имеет значение только в своем отношении к Богу. Гуманистическую философию Возрождения интересует, в первую очередь, земное предназначение человека. На смену классическому идеалу человека средневековья — монаху-аскету или воину-рыцарю — приходит новый идеал — яркой, сильной личности, которая стремится достичь счастья не земле, развивая и утверждая творческие способности своей активной натуры.

Истоки гуманистической культуры Возрождения наметились в творчестве великого итальянца Данте Алигьери. В своих философских трактатах и «Божественной комедии» он обосновал положение о том, что человек является своеобразным звеном между, тленным и нетленным миром. Дуалистическая природа человека — его смертная и бессмертная сущности — определяет и дуализм его предназначения: «он единственный из существ определяется двумя конечными целями». Эти две конечные цели человеческого существования — два вида блаженства: первое блаженство можно достичь в земной жизни благодаря «собственным достоинствам», а второе возможно только после смерти (это блаженство «вечной жизни», которое заключается в созерцании божественного образа).

Данте считал, что свобода человеческой деятельности является обязательным условием не только посмертного воздаяния, но и моральной оценки человека. Используя данную ему свыше свободу, человек способен выполнить свое земное предназначение. Данте был уверен в том, что благородство личности не зависит ни от знатности, ни от богатства. Только активная деятельность может возвысить природное, человеческое до уровня божественного.

Жадность и стяжательство во все времена вызывали ненависть, вражду и войны. Согласно Данте, еще Аристотель в «Политике» говорил о том, что в «испорченном обществе порядочный человек делается скверным гражданином, в то время как в праведном обществе честный человек и хороший гражданин — одно понятие».

В «Божественной комедии» перед нами представлена драматическая история гибели (Ад), перерождения (Чистилище) и возрождения (Рай) человеческой души. Данте стремится провести читателя через страдания и искупление грехов к познанию высшей истины, помочь ему, отринув внутренний разлад, познать истинный смысл своего бытия. Поэт писал: «Предмет поэмы — человек, который силой своей воли по заслугам получает справедливое возмездие или расплату».

Одиссея Данте начинается вечером в Страстную пятницу и завершается в Страстную субботу. Целые сутки проводят Данте и его верный спутник Вергилий в царстве вечных мучений и страданий. Как известно, Вергилий — знаменитый поэт, автор «Энеиды». В средние века он пользовался легендарной славой мудреца, чародея и предвозвестника христианства. В «Божественной комедии» Вергилий — проводник поэта через Ад и Чистилище к Раю, он — символ разума, направляющего людей к земному счастью. Время действия выбрано не случайно. Согласно христианской традиции именно в конце Страстной недели закончилась жизнь Иисуса Христа, который, умирая на кресте, стал Искупителем грехов всего человечества. Между своей смертью и воскресением Христос сошел в ад и вывел оттуда ветхозаветных святых в рай, открывшийся для людей только с искуплением их первородного греха. Земной человек с его чувствами, радостями и страданиями очутился в мире вечности. Это человек большой и гордой души, наделенный живым и многообразным миром чувств и отношений — любовью, ненавистью, страхом, состраданием, мятежными предчувствиями, радостями и скорбями и прежде всего неустанными, пытливыми поисками истины.

В книге «Ад» автор и лирический герой сопереживают людям, страдающим из-за своих неуемных страстей. Грешники не только терпят страшные муки, они не имеют надежды на какие-либо изменения. Уже умершие телесной смертью, они хотели бы умереть и душой, чтобы прекратились их муки. В Аду грешники размещены согласно своим прегрешениям:

* В неправде, вредоносной для других,
* Цель всякой злобы, небу неугодной.
* Обман и сила — вот орудья злых.

В преддверье находятся те, кто в жизни не знал ни добра, ни зла, был равнодушным и никчемным. В первом круге — души неокрещенных младенцев и тех, кто умер до христианства. Во втором круге страдают погубленные жаждой наслаждений. Далее копошатся в грязи чревоугодники: «на них такая грязь от жизни гадкой». Страшная вражда царит в круге четвертом, где страдают скряги. В горящей земле, в гробах мучаются все те, кто верил, «что души с плотью гибнут без возврата». Кровавая река поглощает убийц, а в самом нижнем круге Ада среди вечного холода находятся предатели.

Все эпизоды поэмы поражают своим высоким гуманизмом, страстным сочувствием к человеческому страданию. Особенное место среди прочих занимает эпизод о Паоло и Франческе. Гвидо де Полента для того, чтобы прекратить кровавую вражду, выдает свою дочку Франческу замуж за сына своего врага, Джанчото Малатесту. Джанчото некрасив и к тому же хромой, поэтому на церемонии бракосочетания его заменяет младший брат Паоло. Неожиданно Паоло и Франческа полюбили друг друга. Узнав о предательстве, Джанчото убивает влюбленных.

Поэт, не осознавая пагубности любви, которая привела к гибели и предательству, между тем не решается разлучить любовников. Он осуждает своих героев, лишая их надежд на оправдание: «любовь сжигает нежные сердца» и может быть сильнее, чем человеческий разум. Борьба добра и зла, света и мрака продолжается и в Чистилище. Здесь человек должен очиститься от своих грехов и стать достойным познания истины. Рай является местом, где силы света окончательно побеждают силы тьмы. Здесь души свободны, они свободно летают, наслаждаясь наблюдением великолепия и грандиозности Творца. Здесь автор в определенной мере теряет свою самостоятельность. Поучают здесь его праведники, открывая ему истины, которые не способен осознать разум человека. Здесь апостолы Петр, Яков и Иоанн проверяют, правильно ли он усвоил все богословские истины — веру, надежду и любовь.

Как видим, в «Божественной комедии» воплотился новый Гуманистический идеал. Этим идеалом для всего человечества становится сам поэт, познавший то, что другим ранее не было дано. Человек страстный, чья душа была полна сострадания к человечеству, надежд на изменение жизни к лучшему, он все время искал свой путь в мире кровавой вражды. Он ошибался, разочаровывался, но снова и снова пытался познать истину и донести ее людям. Он всегда сохраняет верность двум своим музам: Беатриче и Италии.

Необходимо понимать, что именно к нам, благодарным потомкам, обращается поэт в «Божественной комедии», произведении грандиозном и бессмертном:

* О Вышний Свет, над мыслию земною
* Столь вознесенный, памяти моей
* Верни хоть малость виденного мною.
* И даруй мне такую мощь речей,
* Чтобы хоть искру славы заповедной
* Я сохранил для будущих людей!


 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Данте А.

Тема сочинения «Божественная комедия» и ее герои | Сочинение по литературе
Главным произведением Данте Алигьери, принесшим ему мировую известность, является поэма «Божественная комедия». Она стала своеобразным мостом между культурой средневековья и эпохой Возрождения.

Аллегорический смысл поэмы Божественная комедия” Данте Алигьери | Сочинение по литературе
"Божественная комедия" признана вершиной творчества самого известного итальянского поэта, основоположника итальянской литературы Данте Алигьери. Современники поэта из простых людей верили

«Божественная комедия» Данте Алигьери | Сочинение по литературе
Отображение политического противодействия сил того времени в «Божественной комедии». Произведение начинается с повествования о том, что в середине жизни, т.е. где-то около 30—35 лет, заблудился поэт

Наказание грешников в «Божественной комедии» Данте | Сочинение по литературе
«Божественную комедию» Данте создал в изгнании. В этом произведении отобразились яркие картины современности через восприятие поэта, охваченного бурей различных чувств. Мысли о том, что человек

Художественные особенности поэмы «Божественная комедия» | Сочинение по литературе
Если бы Данте не написал больше ничего, его имя все равно бы вошло навечно в историю мировой литературы. И все же его мировая слава связана в первую очередь с последним произведением - поэмой

Смысл первой песни «Божественной комедии» Данте Алигьери | Сочинение по литературе
дия» Данте Алигьери - одно из самых известных произведений мировой литературы. Она была написана в начале XIV века, но и до сих пор ее читают и пытаются понять тот смысл, который вложил в нее

Основное произведение Данте «Божественная комедия» | Сочинение по литературе
Основное произведение Данте, на котором в первую очередь основана его мировая слава, — это «Божественная комедия». Поэма не только является итогом развития идейно-политической и художественной мысли

«Божественная комедия» Данте — отражение представлений писателя о мире | Сочинение по литературе
Что зрел — все расскажу, И повесть не напрасна. Данте Он зрел картины Божьего суда, Он побывал в чистилище и, зная Дорогу в рай, достиг при этом рая, Чтоб

Актуальна ли «Божественная комедия» в наше время | Сочинение по литературе
Как часто мы жалуемся, что не знаем, как поступить и не имеем того, с кем можно посоветоваться. Грустим, что нашего опыта не хватает, лишь бы решить какие-то проблемы, сделать правильный выбор,

История Франчески и Паоло в произведении Данте «Божественная комедия» | Сочинение по литературе
Данте Алигьери был сыном своего времени, и потому в его произведениях отразились моральные убеждения человека средневековья. Так вот, изображая девять кругов «Ада», он помещает туда тех, кто, по его

Фото Данте А.

 Изменить 
Данте А.

Данте А. - Биография

    ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (Dante Alighieri) (1265–1321), итальянский поэт. Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения. Представление о юности поэта дает его автобиографическая повесть в стихах и прозе Новая жизнь (La vita nuova, 1293), рассказывающая о любви Данте к Беатриче (считается, что это была Биче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290. Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя ее с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы». За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор. Решающую роль в судьбе и дальнейшем творчестве Данте сыграло изгнание поэта из родной Флоренции.
    В то время власть во Флоренции принадлежала партии гвельфов, раздираемой внутрипартийной борьбой между белыми гвельфами (выступавшими за независимость Флоренции от папы) и черными гвельфами (сторонниками папской власти). Симпатии Данте были на стороне белых гвельфов. В 1295–1296 он несколько раз призывался на государственную службу, включая участие в Совете Ста. В 1300 он в качестве посла ездил в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII и в том же году был избран членом правительствующего совета приоров – эту должность он занимал с 15 июня по 15 августа. С апреля по сентябрь 1301 он вновь входил в Совет Ста. Осенью того же года Данте вошел в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301, с приходом Карла власть в городе перешла к черным гвельфам, а белые гвельфы подверглись репрессиям. В январе 1302 Данте узнал, что заочно приговорен к изгнанию по сфабрикованному обвинению во взяточничестве, должностных преступлениях и сопротивлении папе и Карлу Валуа, и уже не вернулся во Флоренцию.
    В 1310 император Генрих VII вторгся в Италию с «миротворческой» целью. На это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликнулся пылким письмом К правителям и народам Италии, призывая поддержать Генриха. В другом письме, озаглавленном Флорентиец Данте Алигьери, несправедливо изгнанный, негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе, он осудил сопротивление, оказанное Флоренцией императору. Вероятно, в это же время он написал трактат О монархии (De monarchia, 1312–1313). Однако в августе 1313, после неудачной трехлетней кампании, Генрих VII внезапно скончался в Буонконвенто. В 1314 после смерти папы Климента V во Франции Данте выступил еще с одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором призывал их избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим.
    На некоторое время Данте нашел убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвятил заключительную часть Божественной Комедии – Рай. Последние годы жизни поэт провел под покровительством Гвидо да Полента в Равенне, где скончался в сентябре 1321, завершив незадолго до смерти Божественную Комедию.
    Лишь часть ранних стихотворений Данте вошла в Новую жизнь. Помимо них он написал несколько аллегорических канцон, которые, вероятно, намеревался включить в Пир, а также множество лирических стихотворений. Впоследствии все эти стихотворения были изданы под заглавием Стихи (Rime), или Канцоньере (Canzoniere), хотя сам Данте не составлял такого сборника. Сюда же следует отнести шутливо-бранные сонеты (тенцоны), которыми Данте обменивался со своим другом Форезе Донати.
    По утверждению самого Данте, трактат Пир (Il convivio, 1304–1307) он написал, чтобы заявить о себе как о поэте, перешедшем от воспевания куртуазной любви к философской тематике. Предполагалось, что в Пир войдут четырнадцать поэм (канцон), каждая из которых будет снабжена обширной глоссой, толкующей ее аллегорическое и философское значение. Однако, написав толкования к трем канцонам, Данте оставил работу над трактатом. В первой книге Пира, служащей прологом, он горячо отстаивает право итальянского языка быть языком литературы. Трактат на латинском языке О народном красноречии (De vulgari eloquentia, 1304–1307) тоже не был закончен: Данте написал лишь первую книгу и часть второй. В нем Данте говорит об итальянском языке как средстве поэтического выражения, излагает свою теорию языка и выражает надежду на создание в Италии нового литературного языка, который встал бы над диалектальными различиями и был бы достоин называться великой поэзией.
    В трех книгах тщательно обоснованного исследования О монархии (De monarchia, 1312–1313) Данте стремится доказать истинность следующих утверждений: 1) лишь под властью вселенского монарха человечество может придти к мирному существованию и исполнить свое предназначение; 2) Господь избрал римский народ, чтобы тот правил миром (следовательно, этим монархом должен быть император Священной Римской империи); 3) император и папа получают власть непосредственно от Бога (следовательно, первый не подчинен второму). Эти взгляды высказывались и до Данте, но он привнес в них пылкость убеждения. Церковь немедленно осудила трактат и, согласно Боккаччо, приговорила книгу к сожжению.
    В последние два года жизни Данте написал латинским гекзаметром две эклоги. Это был ответ профессору поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, который убеждал его писать на латыни и приехать в Болонью для увенчания лавровым венком. Исследование Вопрос о воде и земле (Questio de aqua et terra), посвященное вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни (некоторые упоминались).
    Считается, что Данте принялся за Божественную Комедию около 1307, прервав работу над трактатами Пир (Il convivio, 1304–1307) и О народном красноречии (De vulgari eloquentia, 1304–1307). В этом произведении он хотел представить двойное вдение общественно-политического устройства: с одной стороны, как божественно предустановленного, с другой – как достигшего невиданного разложения в современном ему обществе («нынешний мир сбился с пути» – Чистилище, ХVI, 82). Основной темой Божественной Комедии можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека.
    Свою поэму Данте назвал Комедией, поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности), и, кроме того, написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет Божественная в заглавии придуман не Данте, впервые он появился в издании, вышедшем в 1555 в Венеции.
    Поэма состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины (130–150 строк) и делится на три кантики – Ад, Чистилище и Рай, по тридцать три песни в каждой; первая песнь Ада служит прологом ко всей поэме. Размер Божественной Комедии – одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в нее глубокий смысл. Божественная Комедия – непревзойденный пример искусства как подражания, за образец Данте берет все сущее, как материальное, так и духовное, сотворенное триединым Богом, наложившим на все отпечаток своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность ее строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал всем вещам.
    В письме к Кан Гранде Данте объясняет, что его поэма многозначна, это аллегория наподобие Библии. Действительно, поэма имеет сложную аллегорическую структуру, и хотя повествование почти всегда может держаться на одном лишь буквальном смысле, это далеко не единственный уровень восприятия. Автор поэмы представлен в ней как человек, удостоившийся особой Божьей милости – совершить путешествие к Господу через три царства загробного мира, Ад, Чистилище и Рай. Это путешествие представлено в поэме как реальное, совершенное Данте во плоти и наяву, а не во сне или видении. В загробном мире поэт видит разнообразные состояния душ после смерти, в соответствии с воздаянием, определенным Господом.
    Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные категории: распущенность, насилие и ложь; это три греховные наклонности, проистекающие из греха Адама. Этические принципы, на которых построен Дантов Ад, как и в целом его видение мира и человека, представляют собой сплав христианской теологии и языческой этики на основе Этики Аристотеля. Взгляды Данте не оригинальны, они были распространены в эпоху, когда основные труды Аристотеля были вновь открыты и усердно изучались.
    Пройдя через девять кругов Ада и центр Земли, Данте и его проводник Вергилий выходят на поверхность у подножия горы Чистилища, расположенной в южном полушарии, на противоположном от Иерусалима крае Земли. Схождение в Ад заняло у них ровно столько же времени, сколько прошло между положением Христа в гробницу и его воскресением, и начальные песни Чистилища изобилуют указаниями на то, каким образом действие поэмы перекликается с подвигом Христа, – еще один пример подражания у Данте, теперь в привычной форме imitatio Christi.
    Восходя на гору Чистилища, где на семи уступах искупаются семь смертных грехов, Данте очищается сам и, достигнув вершины, оказывается в земном Раю. Таким образом, восхождение на гору – это «возвращение в Эдем», обретение утерянного Рая. С этого момента проводником Данте становится Беатриче. Ее появление является кульминацией всего путешествия, более того, поэт проводит подчеркнутую аналогию между приходом Беатриче и пришествием Христа – в истории, в душе и в конце времен. Здесь подражание христианской концепции истории как линейного поступательного движения, центр которого образует пришествие Христа.
    С Беатриче Данте поднимается сквозь девять концентрических небесных сфер (согласно устройству неба в птолемеево-аристотелевской космологии), где обитают души праведных, к десятой – Эмпирею, обители Господа. Там Беатриче сменяет св. Бернард Клервоский, который показывает поэту святых и ангелов, вкушающих высшее блаженство: непосредственное созерцание Господа, утоляющее все желания.
    Несмотря на такое разнообразие посмертных судеб, можно выделить один принцип, действующий на протяжении всей поэмы: воздаяние соответствует природе греха или добродетели, присущих человеку при жизни. Особенно четко это прослеживается в Аду (зачинщики раздора и схизматики рассечены там надвое). В Чистилище очищение души подчиняется несколько иному, «исправляющему» принципу (глаза завистников накрепко зашиты). В Раю души праведных появляются сначала на том небе, или небесной сфере, которое лучше символизирует степень и природу их заслуг (души воителей обитают на Марсе).
    В структуре Божественной Комедии можно выделить два измерения: загробная жизнь как таковая и путешествие по ней Данте, обогащающее поэму новым глубинным смыслом и несущее основную аллегорическую нагрузку. Теология в дни Данте, как и раньше, считала, что мистическое путешествие к Богу возможно и при жизни человека, если Господь по милости своей подарит ему эту возможность. Данте строит свое путешествие по загробному миру так, чтобы оно символически отражало «путешествие» души в мире земном. При этом он следует образцам, уже выработанным в современной ему теологии. В частности, считалось, что на пути к Богу разум проходит три стадии, ведомый тремя различными видами света: Светом Естественного Разума, Светом Милости и Светом Славы. Именно эту роль играют в Божественной Комедии три проводника Данте.
    Христианская концепция времени заложена не только в центре поэмы : все ее действие вплоть до появления Беатриче призвано отразить то, что Данте понимал как путь искупления, предначертанный Господом для человечества после грехопадения. Это же понимание истории встречалось у Данте в трактате О монархии и высказывалось христианскими историками и поэтами (например, Орсисием и Пруденцием) еще за тысячу лет до Данте. Согласно этой концепции, Господь избрал римский народ для того, чтобы тот вел человечество к справедливости, в чем он и достиг совершенства при императоре Августе. Именно в это время, когда на всей земле, впервые после грехопадения, царили мир и справедливость, Господь пожелал вочеловечить и послать к людям своего возлюбленного сына. С появлением Христа, таким образом, завершается движение человечества к справедливости. Нетрудно проследить аллегорическое отражение этой концепции в Божественной Комедии. Как римляне при Августе вели род людской к справедливости, так Вергилий на вершине горы Чистилища приводит Данте к обретению внутреннего чувства справедливости и, прощаясь, обращается к поэту, как к императору на коронации: «Я над самим тобою тебя венчаю митрой и венцом». Теперь, когда в душе Данте, как некогда в мире, воцарилась справедливость, появляется Беатриче, и ее приход является отражением пришествия Христа, как оно было, есть и будет. Так путь, пройденный душой индивидума, достигающей справедливости, а затем – очищающей благодати, символически повторяет путь искупления, пройденный человечеством в ходе истории. Эта аллегория Божественной Комедии совершенно очевидно рассчитана на читателя-христианина, которого заинтересует как описание загробной жизни, так и путешествие Данте к Богу. Но изображение земной жизни у Данте не становится от этого призрачным и бесплотным. В поэме дана целая галерея живых и ярких портретов, а чувство значимости земной жизни, единства «того» и «этого» мира выражено в ней твердо и недвусмысленно.
 Изменить