Сочинения по литературе

Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза (по комедии Мольера "Мещанин во дворянстве")

0
Комедия — непростой жанр литературы. О природе комического эффекта философы размышляли еще в древности, современные теоретики литературы тоже ведут об этом речь, но еще никто не дал исчерпывающего объяснения. Драматург Жан Батист Мольер создал французскую национальную комедию, перешагнул границы своей страны и рубежи своего века и стал классиком мировой литературы. Комедии Мольера умны и философичны. Они
вызывают смех зрителя, но это смех во имя решения нравственных и социальных проблем огромной важности. Смех Мольера, по словам В. Г. Белинского, является «великим посредником в деле отличения истины от лжи». Мольер в своем театре, смеясь и балагуря, поучает зрителя веселым и шутливым языком, ставит перед ним глубочайшие политические, общественные, философские и нравственные проблемы.
Талант драматурга открылся в Мольере неожиданно. Мольер, состоящий в труппе бродячих комедиантов, сначала взялся переделывать итальянские фарсы, приспосабливая их к французским условиям, потом стал отдаляться от итальянских образцов, смело вводить в пьесы новые оригинальные элементы, а затем стал творить самостоятельно. Его дарование развилось во всем блеске, и за время своего творчества он создал более 30 пьес.
Драматург писал: «Театр обладает великой исправительной силой... Мы наносим порокам тяжелый удар, выставляя их на всеобщее осмеяние... Комедия не что иное, как остроумная поэма, обличающая человеческие недостатки занимательными поучениями». По мнению Мольера, перед комедией стоят две задачи: поучать и развлекать. Если комедию лишить поучительного элемента, она превратится в простое насмешничество, если же отнять развлекательные функции, она перестанет быть комедией, и нравоучительные цели также не будут достигнуты.
«Обязанность комедии состоит в том, чтобы исправлять людей, забавляя их», — говорил Мольер. Он прекрасно понимал общественное значение своего искусства: «Лучшее, что я могу делать, — это обличать в смешных изображениях пороки моего века». Персонажи комедии должны быть реалистичны: «Театр — это зеркало общества. Изображая людей, вы пишеге с натуры. Портреты их должны быть схожи, и вы ничего не достигли, если в них не узнают людей вашего века». Задача комедии, по мнению Мольера, — «дать на сцене приятное изображение общих недостатков», и тем самым способствовать их исправлению.
Мольер соглашается с тем, что в комедии должно быть единство времени, места и действия, актер должен играть не самого себя, стихи нужно читать «как говорится: просто, естественно», а драматургический материал должен быть правдивым. Комедии Мольера построены по классическим принципам: их важной особенностью является предельная концентрация сценических средств вокруг главной идеи и главной черты характера носителя этой основной авторской идеи. Развитие сюжета, драматургический конфликт, коллизии и сценические персонажи лишь иллюстрируют главную тему. Драматург призывает увидеть, что получается в жизни с человеком, когда он одержим страстью. Все внимание
Мольера привлечено к изображению именно этой страсти, поэтому у характеров мольеровских комедий нет развития, вне комедии жизнь персонажей почти не показана. Жизнь шире тех рамок, которыми драматург ограничивает взятую им тему, поэтому Мольер гиперболизирует пороки и выставляет их в смешном виде.
Комедии Мольера можно разделить на два типа, которые отличаются по художественной структуре, характеру комизма, интриге и содержанию. Первая группа — это бытовые комедии, с фарсовым сюжетом, одноактные или трехактные, написанные прозой. Их комизм — это комизм положений («Смешные жеманницы», «Сганарель, или Мнимый рогоносец», «Брак поневоле», «Лекарь поневоле», «Плутни Скапена»). Вторая группа — это «высокие комедии». Они должны быть написаны в основном стихами, состоять из пяти актов. Комизм «высокой комедии» — это комизм характера, комизм интеллектуальный («Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Ученые женщины).
В предисловии к «Тартюфу» Мольер объясняет смысл своей пьесы. Он утверждает общественное назначение комедии, заявляет, что «задача комедии — бичевать пороки, и исключений тут быть не должно. Порок лицемерия с государственной точки зрения является одним из самых опасных по своим последствиям. Театр же обладает возможностью противодействовать пороку». В вызывающей смех и страх комедии Мольер изобразил достоверную картину того, что происходило во Франции. Лицемеры типа Тартюфа, деспоты, доносчики и мстители безнаказанно господствуют в стране, творят подлинные злодейства. Беззаконие и насилие — вот результаты их деятельности. Мольер изобразил картину, которая должна была насторожить тех, кто управлял страной. И хотя идеальный король в конце пьесы поступает справедливо, общественная ситуация, обрисованная Мольером, представляется угрожающей.
Комедия Мольера «Тартюф» вошла в мировой театральный репертуар, а имя главного героя — в международный речевой обиход как воплощение лицемерия во всех его проявлениях, подлости и развращенности под маской благопристойности, лживого благочестия, неискренности и фальши. При слове «Тартюф» всем сразу становится ясно, что речь будет идти о мерзости и лжи, прикрытой высокопарными фразами. В Тартюфе сконцентрированы и показаны крупным планом все отличительные черты лицемера. Эти черты зритель запомнил навсегда и потом мог безошибочно узнавать их в словах и поступках общественных деятелей и поведении окружающих.
Театр Мольера реалистичен. В своих комедиях драматург стремился максимально приблизиться к действительности: и в показе характеров персонажей, и в их просторечии, свободном от напыщенности, и в сатирическом изображении социальных пороков, и в манере игры актеров. Мольер по праву является продолжателем реалистических традиций Возрождения.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Мольер Ж.-Б.

Актуальность образа главного героя комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» | Сочинение по литературе
Это вовсе не комедия, это дело очень серьезное. Мольер Желание каждого человека выбиться в жизни — стать лучше, умнее, богаче, вполне понятно. Достойно уважения его

Смысл сатирического изображения героев комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве». | Сочинение по литературе
В комедии «Мещанин во дворянстве» достается и мещанину и дворянину. Мольер обличает новых хозяев жизни, самодовольных буржуа. Сын купца Журден твердо решил обрести лоск, присущий аристократу. Он не

Мещанин во дворянстве (комедия Ж. Б. Мольера) | Сочинение по литературе
«Мещанин во дворянстве» («Le bourgeous-gentilhomme», 1670) — последняя великая комедия Ж. Б. Мольера. Премьера комедии состоялась 14 октября 1670 г. (королевский замок Шамбор). Первое

Живучесть образа Журдена (по комедии Мольера «Мещанин во дворянстве») | Сочинение по литературе
Читая комедию Мольера, невольно думаешь, что великий драматург каким-то мистическим образом увидел и наше время — современных Журденов, когда люди необразованные, порой даже малограмотные стремятся

Смех и слезы в комедии "Мещанин во дворянстве" | Сочинение по литературе
Мольер — один из самых значительных комедиографов классицизма. Ему принадлежат подлинные открытия в области этого жанра литературы. В своих произведениях писатель в первую очередь стремился

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» | Сочинение по литературе
В 1670 году после посещения французского двора турецким послом, который пренебрежительно заявил, что на лошади его повелителя драгоценных камней больше, чем на короле Франции, Людовик XIV, выславший

Своеобразие и самобытность комедий Мольера (по комедии Мольера «Мещанин во дворянстве») | Сочинение по литературе
Когда Людовик XIV спросил у Пуало, кто является самым замеча­тельным писателем века, тот ответил: «Мольер». М. Булгаков На его могиле нет

Бессмертные комедии Мольера «Скупой» и « Мещанин во дворянстве» | Сочинение по литературе
В комедии «Скупой» использованные мотивы комедии древнеримского драматурга Плавта «Горшок». Но она насквозь современная. М. показал в ней страшную власть денег над душами людей. Герой комедии

Комедия – художественный анализ | Сочинение по литературе
Мещанин во дворянстве. Комедия Первое представление комедии было дано в королевском замке Шамбор 14 октября 1670 года. Непосредственным поводом написания комедии было указание Людовика

Творческая дерзость Мольера | Сочинение по литературе
Все три комедии принесли автору вечную славу, хотя в земной жизни творчество причиняло ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен. Церковники - иезуиты и янсенисты - увидели

Фото Мольер Ж.-Б.

 Изменить 
Мольер Ж.-Б.

Мольер Ж.-Б. - Биография

    МОЛЬЕР (ПОКЛЕН), ЖАН-БАТИСТ (Molire (Poquelin) Jean-Baptiste) (1622–1673), французский поэт и актер, создатель классицистической комедии.
    Родился 13 января 1622 в Париже; сын Жана Поклена, придворного обойщика и королевского камердинера, и Марии, дочери частного обойщика Луи Крессе. В десятилетнем возрасте потерял мать. В 1631–1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже, где, помимо богословских дисциплин, преподавали античную литературу и древние языки; проявлял большой интерес к учебе; перевел на французский поэму О природе вещей римского поэта и философа Лукреция. В 1640 изучал юридические науки в Орлеанском университете, в начале 1641 сдал экзамен на звание лиценциата права. В апреле-июне 1642 замещал отца в должности королевского камердинера. 6 января 1643 отказался от звания королевского обойщика. 30 июня 1643 организовал вместе с семьей Бежар «Блистательный театр»; ставил трагедии, трагикомедии, пасторали; принял фамилию Мольер. После серии провалов театр прекратил свое существование. С остатками труппы уехал в провинцию.
    В 1645–1658 труппа выступала в городах и замках Нормандии, Бретани, Пуату, Гаскони и Лангедока. К 1650 Мольер стал ее признанным главой. Постепенно в ее репертуаре ведущее место заняли комедийные представления. В условиях конкуренции с итальянскими комедиантами Мольер стал сам сочинять небольшие пьески (дивертисменты), добавляя к французскому средневековому фарсу элементы итальянской комедии масок (комедия дель арте). Их успех побудил его обратиться к более крупным формам: в 1655 создал свою первую пятиактную комедию в стихах Сумасброд, или Все невпопад (L'Etourdi, ou Les Contretemps); за ней в 1656 последовала Любовная размолвка (Le Dpit amoureux).
    К 1658 мольеровская труппа стала самой популярной во французской провинции. Благодаря покровительству герцога Орлеанского, брата Людовика XIV, она получила возможность выступить 24 октября 1658 перед королевским двором с трагедией П.Корнеля Никомед и фарсом Мольера Влюбленный доктор; Никомед был встречен холодно, но Влюбленный доктор произвел фурор, что решило судьбу труппы: ей присвоили звание «Труппы Брата короля» и предоставили сцену театра Малый Бурбон. С этого времени Мольер окончательно отказался от трагических ролей и стал играть только комедийных персонажей.
    В 1659 поставил одноактную комедию в прозе Смешные жеманницы (Les Prcieuses ridicules), в которой высмеял неестественность и напыщенность прециозного стиля, культивировавшегося в литературе (группа поэтов во главе Ж.Шапленом) и светских салонах (См. также КЛАССИЦИЗМ). Она имела оглушительный успех, но одновременно породила много врагов в свете. С этого дня жизнь Мольера превратилась в постоянную борьбу с ними. В 1660 с неменьшим успехом была сыграна комедия положений Сганарель, или Мнимый рогоносец (Sganarelle, ou le Cocu imaginaire), трактовавшая традиционную тему супружеской неверности. В том же году король предоставил мольеровской труппе здание театра Пале-Рояль.
    Театральный сезон на новой сцене открылся 4 февраля 1661 пьесой Дон Гарсия Наваррский, или Ревнивый принц (Dom Garcie de Navarre, ou le Prince jaloux), но ее философский комизм не был воспринят широкой публикой. В июне с успехом прошла Школа мужей (L'Ecole des maris), осмеивавшая отцовский деспотизм и защищавшая принципы естественного воспитания; она ознаменовала поворот автора к жанру комедии нравов; в ней уже угадывались черты высокой комедии. Первой подлинно классицистической комедией стала Школа жен (L'Ecole des femmes), поставленная в декабре 1662; ее отличала глубокая психологическая разработка традиционной темы семьи и брака. На обвинения в плагиате, в слабосте сюжета и дурном вкусе Мольер ответил в 1663 комедиями Критика Школы жен (La Critique de l'Ecole des femmes) и Версальский экспромт (L'Impromptu de Versailles), в которых весело и зло иронизировал над своими недоброжелателями (маркизами, салонными дамами, прециозными поэтами и актерами Бургундского отеля). Те не брезговали никакими средствами и даже обвинили Мольера в кровосмесительстве (браке с якобы собственной дочерью); поддержка Людовика XIV, ставшего крестным отцом его первого сына, положила конец сплетням. С 1664 стал постоянно участвовать в организации придворных празднеств, сочиняя и ставя комедии-балеты: в январе 1664 был сыгран Брак по принуждению (Le Mariage forc), в мае – Принцесса Элиды (La Princesse d'Elide) и Тартюф, или Лицемер (Le Tartuffe, ou l'Hypocrite), жестокая пародия на религиозное ханжество. Разразился скандал; король запретил спектакль. Требовали даже отправить автора на костер. Весной 1665 подвергся запрету и Дон Жуан, или Каменный пир (Dom Juan, ou le Festin de pierre), носивший резко антиклерикальный характер. В 1666 Мольер поставил высокую комедию Мизантроп (Le Misanthrope), равнодушно принятую широкой публикой. Продолжал сочинять для придворных празднеств комедии-балеты и пьесы-пасторали. На сцене Пале-Рояля с большим успехом прошли две комедии в стиле народных фарсов, где высмеивались медицинская наука и ее служители, – Любовь-целительница (L'Amour mdecin) и Лекарь поневоле (Le Mdecin malgr lui). В августе 1667 Мольер решился представить в Пале-Рояле смягченный вариант Тартюфа под новым названием Обманщик (L'Imposteur), однако сразу после премьеры он был запрещен Парижским парламентом. В феврале 1668 была сыграна комедия Амфитрион (Amphitryon). Затем последовали Жорж Данден, или Одураченный муж (George Dandin, ou le Mari confondu), на известный народный сюжет о хитрой жене и легковерном муже (июль 1668), и Скупой (L'Avare), в котором объектом осмеяния оказались ростовщичество и жажда обогащения (сентябрь 1668). В начале 1669 Мольеру добился снятия запрета с Тартюфа. В 1669–1671 он поставил одну за другой несколько комедий-балетов: Господин де Пурсоньяк (Monsieur de Pourceaugnac), Блистательные любовники (Amants magnifiques), Графиня д'Эскарбарья (La Comtesse d'Escarbagnas) и самую лучшую из них – Мещанин во дворянстве (Le Bourgeois gentilhomme), а также трагедию-балет Психея (Psych). Сыгранная в мае 1671 фарсовая комедия Проделки Скапена (Les Fourberies de Scapin) вызвала новый виток полемики – автора упрекали в потакании плебейским вкусам и в отступлении от классицистических правил. В марте 1672 Мольер представил публике высокую комедию Ученые женщины (Les Femmes savantes), высмеяв салонное увлечение науками и философией и пренебрежение женщин к семейным обязанностям. 1672 год оказался тяжелым для Мольера. Ушли из жизни многие его друзья и близкие, охладели его отношения с королем; значительно ухудшилось здоровье. Зимой 1672–1673 написал свою последнюю комедию-балет Мнимый больной (Le Malade imaginaire), где вернулся к теме врачей-шарлатанов и доверчивых больных. 17 февраля 1673 на ее четвертом представлении с ним случился удар, и через несколько часов он скончался. Церковные власти отказались похоронить его по христианскому обряду. Только после вмешательства короля тело Мольера было погребено 21 февраля на кладбище Св.Иосифа. В 1817 его останки перенесли на кладбище Пер-Лашез. Мольер оставил богатое наследие – более 32 драматических произведений, написанных в самых различных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия, высокая комедия и пр. Он постоянно экспериментировал, создавал новые формы и трансформировал старые. Его первым опытом как драматурга был дивертисмент, соединивший средневековый фарс с итальянской комедией дель арте. Сумасброд и Любовная размолвка стали первыми крупными (в пяти актах) стихотворными комедиями с развернутой интригой, большим количеством персонажей и разнообразными сюжетными положениями. Тем не менее его связь с народной (фарсовой) традицией никогда не прерывалась: он не только вводил в свои большие комедии отдельные фарсовые элементы (Тартюф, Господин де Пурсоньяк, Мещанин во дворянстве), но и постоянно возвращался к фарсовой форме в одноактных и трехактных комедиях (Смешные жеманницы, Проделки Скапена, Брак по принуждению, Любовь-целительница, Лекарь поневоле). Мольер попытался развить созданный П.Корнелем жанр героической комедии в Доне Гарсии, однако отказался от него после провала этой пьесы. В начале 1660-х он создал новый комедийный жанр – высокую комедию, отвечающую классицистическим правилам: пятиактная структура, стихотворная форма, единство времени, места и действия, интрига, основанная на столкновении взглядов, интеллектуальные персонажи (Школа жен, Тартюф, Дон Жуан, Мизантроп, Скупой, Ученые женщины). Ученых женщин считают образцом классицистического комедийного жанра, тогда как Дон Жуан выходит за рамки классицистических правил – он написан в прозе, в нем нарушены все три единства. Сущностной чертой высокой комедии был элемент трагического, наиболее ярко проявившийся в Мизантропе, которую иногда называют трагикомедией и даже трагедией. Важным достижением Мольера стало создание особой формы комедии – комедии-балета, где он соединил поэтическое слово, музыку и танец. Он дал комическую трактовку балетным аллегориям, драматизировал танцевальные номера и органически включил их в действие пьесы (Несносные, Брак по принуждению, Принцесса Элиды, Тартюф и многие другие). В нем видят провозвестника французской оперы. Комедии Мольера затрагивают широкий круг проблем современной жизни: отношения отцов и детей, воспитание, брак и семья, нравственное состояние общества (лицемерие, корыстолюбие, тщеславие и др.), сословность, религия, культура, наука (медицина, философия) и т.д. Этот комплекс тем решается на парижском материале, за исключением Графини д'Эскарбанья, действие которой происходит в провинции. Мольер берет сюжеты не только из реальной жизни; он черпает их в античной (Плавт, Теренций) и ренессансной итальянской и испанской драматургии (Н.Барбьери, Н.Секки, Т.де Молина), а также во французской средневековой народной традиции (фаблио, фарсы). Главная черта мольеровских персонажей – самостоятельность, активность, способность устраивать свое счастье и свою судьбу в борьбе со старым и отжившим. У каждого из них есть собственные убеждения, собственная система взглядов, которые он отстаивает перед своим оппонентом; фигура оппонента обязательна для классицистической комедии, ибо действие в ней развивается в контексте споров и дискуссий. Другая черта мольеровских персонажей – их неоднозначность. Многие из них обладают не одним, а несколькими качествами (Альцест из Мизантропа, Дон Жуан), или же по ходу действия происходит усложнение или изменение их характеров (Аньес в Школе жен, Аргон в Тартюфе, Жорж Данден). Но всех отрицательных персонажей объединяет одно – нарушение меры. Мера – главный принцип классицистической эстетики. В комедиях Мольера оно тождественно здравому смыслу и естественности (а значит и нравственности). Их носителями нередко оказываются представители народа (служанка в Тартюфе, жена-плебейка Журдена в Мещанине во дворянстве). Показывая несовершенство людей, Мольер реализует главный принцип комедийного жанра – через смех гармонизировать мир и человеческие отношения. Однако в Тартюфе, Дон Жуане, Мизантропе (отчасти в Школе жен и Скупом) он отступает от этого принципа. Зло торжествует в Мизантропе ; в Тартюфе и Дон Жуане, хотя его носители и наказаны, оно остается по сути непобежденным, ибо слишком сильно укоренилось в жизни людей. В этом – глубинный реализм Мольера. Творчество Мольера, великого комедиографа, создателя классицистической комедии, оказало огромное влияние не только на драматургическое искусство Франции (Лесаж, Бомарше), но и на всю мировую драматургию (Шеридан, Гольдони, Лессинг и др.); в России его последователями были Сумароков, Княжнин, Капнист, Крылов, Фонвизин, Грибоедов.
 Изменить