Сочинения по литературе

Встреча Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого графа Безухова (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 1, глава 16)

0
    «Война и мир» - русская национальная эпопея, которая выросла из авторского замысла создать роман о декабристах, показать с точки зрения истории, что привело к трагическим последствиям декабря 1825 года. По своему мировоззрению из всех героев на декабристов похож Пьер Безухов.
    Путь Пьера – это путь философско-эпических исканий, сопровождающийся заблуждениями и разочарованиями, связанными с историческим развитием русского дворянского общества того времени. Без образа Бориса Друбецкого облик молодого поколения эпохи правления Александра 1 был бы не полон. Если в Пьере раскрыты типичные черты той среды, из которой вышли декабристы, то в Борисе Друбецком воплощен облик той части дворянской молодежи первой четверти века, которую Герцен назвал «дрянью Александровского поколения». Борис был участником войны 1812 года, но положительно на него это не повлияло. Не случайно он впоследствии оказывается в окружении злейшего врага Кутузова – Багратиона.

    В романе показаны различия и расхождения между теми, кто был «дрянью Александровского поколения» и прославленными людьми 1812 года.

    Сцена встречи Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого больного графа Безухова расположена почти в самом начале романа-эпопеи. К этому моменту мы знаем сравнительно немного о героях этого эпизода, однако уже известные сведения дают некоторое представление о личности каждого из них. Мы знаем Пьера как доброго, искреннего и справедливого, но многое не понимающего в жизни, слабохарактерного, наивного человека. Достаточно вспомнить гулянку у Анатоля Курагина и ее последствия! После этого события Безухов был выслан в Москву за буйство: он участвовал в связывании квартального с медведем. Высланный в столицу, Пьер приезжает в дом своего больного отца. Близкая смерть Безухова-старшего вызвала в светском обществе не сочувствие, а множество сплетен. Все суетились, пытаясь угадать, кому же старый граф оставит свое состояние.

    Борис Друбецкой – сын бедной родственницы Ростовых, княгини Анны Михайловны Друбецкой. Борис с детских лет чувствует горечь оттого, что они с матерью бедны, вынуждены жить за чужой счет. Еще мальчиком он готовит себя к тому, что в жизни нужно достичь каких-то целей, сделать карьеру. Его никто не унижал, но он чувствовал себя униженным. В трудном положении ему оставалось только одно: сохранять спокойствие и выдержку, терпеть унизительные хлопоты матери и мечтать о том часе, когда он будет покровительственно смотреть на тех, кто сейчас оказывает ему «благотворительность». Борис горд, но его гордость порождена самолюбием и эгоизмом.

    Вместе с матерью Борис приезжает в дом старого графа. Анна Михайловна изо всех сил и любыми возможными путями пытается добиться части наследства Безухова. В доме и происходит встреча Бориса и Пьера.

    Безухов-младший в своей комнате выносит приговор Пииту, воображая себя Наполеоном. Пьер не помнит Бориса, ведь он видел его в последний раз четырнадцатилетним мальчиком. И в самом деле, Друбецкой изменился с их последней встречи: стал стройным и красивым офицером. Пьер со свойственной ему быстротой и радушной манерой взял Бориса за руку и дружелюбно улыбнулся. Дальнейшее поведение героев раскрывает основные черты их характеров.

    Пьер, как и в большинстве случаев, начинает все путать и сбиваться. Услышав о графе Ростове, он радостно «вспомнил» Бориса: «Так вы его сын, Илья…». На самом деле Ильей зовут самого графа, а его сына – Николаем. Пьер смущен и оттого, что не вспомнил Бориса, и от путаницы, он «замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него». Такое поведение говорит о непосредственности и открытости Безухова.

    Борис не испытывает ни малейшего смущения и не торопится представляться. Он разговаривает спокойно, смело и несколько насмешливо, ведь Пьер не «князь Василий», и здесь не нужна почтительность. Эта беседа между героями сыграла очень важную роль в жизни Бориса. Первыми шагами в своей карьере он, в конечном счете, будет обязан Пьеру и этой встрече. Но думал ли об этом Друбецкой в комнате Безухова? Для него Пьер не является таким человеком, говоря с которым, нужно специально обдумывать каждое слово и свое поведение. Борис естественен, искренен, он идет «напролом», говорит четко и ясно, прямо глядя в глаза собеседнику. Спокойно и невозмутимо гость сообщает Пьеру, что они с матерью не претендуют на наследство графа, хотя сам знает, что Анна Михайловна только ради денег беспокоится о больном Безухове.

     Гордость и самолюбие Бориса наконец-то удовлетворены. Он сказал те слова, которые хотел бы произнести при матери, при Ростовых, при князе Василии, но там нельзя, а здесь – можно, и он достаточно благоразумен, чтобы понимать это. Вместе с тем, Борис осознает, что только этим гордым и независимым заявлением можно завоевать расположение Пьера, который в недалеком будущем получит по наследству титул графа. В этом проявляется расчетливость и дальновидность Бориса.

    Позже, в третьей части 1 тома, мы узнаем, что Друбецкой во время похода познакомился со многими «нужными» людьми, которые могли бы быть ему полезными, и через рекомендательное письмо от Пьера познакомился с князем Андреем Болконским, надеясь с его помощью получить место в штабе главнокомандующего.

    В разговоре, который описан в начале романа, виден характер Пьера, но не Бориса. Безухову неловко за своего собеседника, как бы он не сказал чего-нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Простоватый и доверчивый Пьер почувствовал «беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним». Вот таков был результат разговора Пьера и Бориса. То, чего не могла добиться унижениями и настойчивостью Анна Михайловна, было достигнуто ее сыном без унижений и труда. Борис - спокойный и благоразумный человек, знающий, какое слово надо сказать в нужном месте и в нужное время. Таким он пройдет через весь роман. Но, к сожалению, практичный ум, гордыня и карьеризм – это все, что есть у Бориса.

    В этом эпизоде говорится о двух людях, воплощающих собой два мира: честный и бесчестный. У каждого из них своя жизнь: путь Пьера будет полон ошибок, заблуждений и разочарований, но всегда он будет искать истину, добро и справедливость. Борис же будет искать карьеру, положение, деньги – и он добьется всего этого. Однако еще в детстве он был открытым и искренним мальчиком, который впоследствии утерял простое, естественное счастье, способность любить. Главными ценностями для него останутся чины, поместья, ордена. Человеколюбию и простоте не останется места среди корысти и самолюбия.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой Л.Н.

Изображение народной войны в романе Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
“Война и мир” — это роман-эпопея. В произведении показаны исключительные по важности исторические события и роль народа в этих событиях. Неправильно было бы пытаться объяснить поражение французов

Народная война в изображении Л. Н. Толстого | Сочинение по литературе
(По роману “Война и мир”) Война 1812 года явилась для России событием колоссального значения. Она всколыхнула всю страну, с ней связано становление национального сознания. Война

"Мысль народная" как основа художественного содержания романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир" | Сочинение по литературе
В 1869 году из-под пера Л. Н. Толстого вышло одно из гениальных произведений мировой литературы — роман-эпопея "Война и мир". По словам И. С. Тургенева, "ничего лучшего у нас никогда

Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом | Сочинение по литературе
Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом - перелом в

"Духовная высота" простого человека в романе Л. Н. Толстого | Сочинение по литературе
    Идея невероятного подвига есть основная идея русского воинского эпоса. Эта идея выступает на первых план во всех решающих эпизодах эпопеи Толстого. Толстой показывает, кем был совершен этот

Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого | Сочинение по литературе
Творчество Толстого охватывает большой период времени—с 50-х годов XIX века до 10-х годов XX века. Он принимает участие в Крымской войне, он видел крепостную жизнь, был свидетелем реформы 1861 года

Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны | Сочинение по литературе
Будучи сам защитником Севастополя, Л. Н. Толстой сумел реалистично изобразить будни войны, ее тяготы и невзгоды. Писатель был решительно против “красивого” изображения боя. В “Севастопольских

Художественные особенности романа Л. Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Каждое серьезное литературное произведение имеет своей целью донести до читателя точку зрения автора. В каком-то произведении это будет всего одна идея, но в романе “Война и мир” Лев Николаевич

Ночь в Отрадном. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. II, ч. 3, гл.11.) | Сочинение по литературе
По определению, данному в Словаре литературоведческих терминов, эпизод — это отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью.

Путь исканий Андрея Болконского (по роману «Война и мир») | Сочинение по литературе
В романе “Война и мир” Лев Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории. Писатель

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить