Сочинения по литературе

Евгений Базаров: неоднозначность образа.

0
    Роман Тургенева появился в печати в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда в среде российской молодежи, не удовлетворенной жизненными установками “отцов”, назрела переоценка ценностей. Наконец, когда в литературу на смену герою прошлых лет, дворянину, пришел герой-разночинец.
    Роман начинается с того, что в имение Кирсановых вместе с сыном Николая Петровича, Аркадием, приезжает его друг, Евгений Базаров. Его необычная внешность (балахон, бакенбарды), развязная манера держаться настораживают обитателей поместья. А когда Аркадий заявляет, что его друг — нигилист, скрытая неприязнь Павла Петровича Кирсанова переходит в открытое противостояние. Так завязывается конфликт в романе.
    С легкой руки демократической критики, в частности Писарева, принято считать, что основная расстановка сил романа отражена именно в противостоянии Базарова и Павла Петровича, так как именно они ведут полемику на различные темы. Однако, как нетрудно заметить, старший Кирсанов оказывается несостоятельным оппонентом главному герою. Все слова Павла Петровича — лишь “слова”, они не подкреплены никаким действием, так что упрек относительно безделья, брошенный Базаровым Павлу Петровичу, безусловно, справедлив. Убеждений, как справедливо отмечает Писарев, у Павла Петровича нет, в качестве убеждений он пытается “протащить” принципы, причем принципы, понятые на свой манер. Все “принсипы” Кирсанова сводятся к соблюдению внешних приличий, к усилиям, направленным на то, чтобы считаться джентльменом. Форма без содержания — вот суть Павла Петровича.
    Однако, как известно, противоположности сходятся. Несмотря на внешнее противостояние, Базаров и Павел Петрович очень похожи. Кирсанов, по существу, такой же доктринер, как и Базаров. Павла Петровича во всем интересует лишь внешняя сторона вещей — он толкует о Шиллере, о Гете, хотя вряд ли удосужился их прочесть, его суждения самонадеянны и поверхностны. Но то же самое можно сказать о Базарове! То же пристрастие к внешним эффектам, та же “неорганичность” с окружающим его миром.
    Всем содержанием романа Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, в том числе и философии. Сама жизнь неизбежно опровергнет ее, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании.
    Настоящий оппонент вождю нигилистов — Николай Петрович Кирсанов, хотя он не вступает в словесные баталии с Базаровым. Все его мироощущение, лишенное внешней вычурности поведение, но вместе с тем душевная широта, противостоят всеотрицанию нигилистов. Николай Петрович мог бы поспорить с Базаровым, но он прекрасно понимает, что его аргументы не будут убедительны ни для Базарова, ни для брата.
    Показывая изначальную порочность базаровских идей, Тургенев вводит в ткань повествования еще двух персонажей — Ситникова и Кукшину. Не случайно после смерти Базарова у него не остается больше никаких последователей. На бесплодной почве нигилизма вырастают только такие пародии на людей, как Кукшина и Ситников.
    Однако Базаров — не Кукшина и не Ситников. Он сильная личность. Его личность способна к саморазвитию, и именно этим он интересен Тургеневу. Весь путь Базарова, описанный в романе, — это опровержение его идей. Базаров отрицает искусство, поэзию, поскольку не видит в них никакого проку. Именно Базаров высмеивает игру Николая Петровича на виолончели, осуждает Аркадия за восхищение красотами природы. Он не в состоянии понять всего этого.
    Однако для него еще не все потеряно, и это проявляется в его любви к Одинцовой. Базаров оказывается человеком, а не бездушной машиной, которая способна лишь ставить опыты и резать лягушек. Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе человека. Для Базарова нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает.
    Смерть Базарова — это смерть его идей. Перед лицом неизбежной гибели Базаров отметает все второстепенное, чтобы оставить самое главное. И этим главным оказывается то человеческое, что в нем есть, — любовь к Одинцовой. Примечательно, что и оппонента-двойника, Павла Петровича, Тургенев проводит тем же путем: поставив на грань жизни и смерти, заставляет отбросить все догмы, “принсипы” и оставить человеческое, истинное — любовь к брату, Фенечке, стремление что-то сделать для других.
    Тургенев на каждом шагу опровергает суждения и Базарова, и Павла Петровича. Так, Базаров заявляет, что “природа не храм, а мастерская”, и тут же следует великолепный пейзаж. Картины природы, которыми насыщен роман, подспудно убеждают читателя в совершенно обратном. Оказывается, что Пушкин и игра на виолончели в абсолютном измерении гораздо важнее всей полезной деятельности Базарова и аристократических принципов Павла Петровича.
    В последней сцене — описании сельского кладбища и родителей, приходящих на могилу сына, — вечная природа, на спокойствие которой посягал Базаров, дает нигилисту последнее успокоение. Все второстепенное, что придумал человек, остается в стороне. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, подарившие ему жизнь, окружают его.
    Итак, внутренней эволюцией главного героя Тургенев показывает несостоятельность и изначальную порочность идей нигилизма, доказывает, что на бесплодной почве отрицания не может вырасти ничего позитивного. И, приводя своего героя к общечеловеческим ценностям, утверждает главенство гуманистических идей в жизни любого человека.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Тургенев И.С.

Какие споры героев романа «Отцы и дети» ожили в наше время? | Сочинение по литературе
Тургенев в своем романе «Отцы и дети» поднимает острые социальные вопросы, но главный из них спрятан в самом названии романа. Дело в том, что все проблемы, поднятые в этом романе, ожили и в наше

Страстное, грозное, бунтарское сердце. По роману «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Жизнь И. С. Тургенева, выдающегося русского писателя, проходила в насыщенную эпоху России. Именно в этот период, в начале шестидесятых годов XIX века, в России зарождался новый тип борца –

Тургеневские девушки | Сочинение по литературе
Выражение «тургеневские девушки» стало крылатым, и не случайно. Именно в повестях и романах Тургенева мы встречаемся с наиболее поэтическими и идеальными созданиями, наделенными всеми мыслимыми

Сочинение: Женские образы в «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Несколько иначе выглядят женские образы в романе «Отцы и дети». Здесь Тургенев подходит к своим героиням несколько более критично и реалистично. Правда, поэтические и нежные женские образы

Роль природы в произведениях Тургенева | Сочинение по литературе
В произведениях другого русского писателя-пейзажиста — Тургенева — природа также играет очень большую, хотя и несколько иную роль. С самого начала своего творчества, с «За­писок

Сочинение на тему: Композиционные особенности романа Тургенева «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Композиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»Композиция — это построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Это

Сочинение: Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»В истории русской литературы не было, пожалуй, другого такого крупного писателя, как Иван Сергеевич Тургенев, кто бы так искренне,

Сочинение Герасим — главный герой рассказа Тургенева «Муму» | Сочинение по литературе
Герасим — главный герой рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Буквально с первых строк произведения, начиная рассказ о старой барыне, сам автор выделяет его среди других персонажей: «Из числа

В чем суть нравственных противоречий персонажей в романе «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
В чем суть социальных коллизий, нравственных противоречий персонажей в романе «Отцы и дети», как они проявляют себя в художественном конфликте произведения ?Ситуация, описываемая в романе,

В чем заключается смысл финала романа «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
В чем заключается смысл финала романа «Отцы и дети»? Можно ли говорить о победе или поражении главного героя произведения?В начале романа Базаров

Фото Тургенев И.С.

 Изменить 
Тургенев И.С.

Тургенев И.С. - Биография

Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель-реалист XIX века, поэт, переводчик и член-корреспондент Петербургской АН. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орёл в дворянской семье. Отец писателя был отставным офицером, а мать – потомственной дворянкой. Детство Тургенева прошло в родовом имении, где у него были личные учителя, гувернеры, крепостные няньки. В 1827 году семья Тургеневых переехала в Москву с целью дать детям достойное образование. Там он учился в пансионе, затем занимался с частными учителями. Писатель с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий.

В 1833 году Иван поступил в Московский университет, а через год перевелся в Петербургский на словесное отделение. В 1838 году он уехал в Берлин на лекции классической филологии. Там он познакомился с Бакуниным и Станкевичем, встречи с которыми имели большое значение для писателя. За два года проведенных за границей, он успел побывать во Франции, Италии, Германии и Голландии. Возвращение на родину состоялось в 1841 году. В это же время он начинает активно посещать литературные кружки, где знакомится с Гоголем, Герценом, Аксаковым и т.д.

В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Бретёр», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».

Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и многие другие. Вскоре он стал редактором зарубежных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге.
 Изменить