Сочинения по литературе

Евгений Базаров - представитель нового времени

0
    Опубликованный в 1862 году роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” незамедлительно привлек к себе внимание различных слоев русского общества благодаря описанию в нем жизни России 60-х годов XIX века. Это был период крайнего обострения общественной идейной борьбы революционеров-демократов против либерализма. Началась активная пропаганда революционных идей, главным образом среди разночинной молодежи. Вспыхивали сильные студенческие волнения. Тургенев пытался разобраться во взглядах молодого поколения, представляющего новый тип передового деятеля — борца против отживающих либеральных принципов, перед которыми он, по его собственному признанию, снимал шапку, потому что чувствовал в нем “действительное присутствие силы, и таланта, и ума”. Поэтому в своем произведении Иван Сергеевич осветил наиболее типичные черты нового поколения, появившегося в период революционной ситуации. Весь роман построен на конфликте двух поколений, имеющих противоположные точки зрения по различным важным вопросам общественной жизни. Об этом говорит и само название произведения. Представителем поколения “детей” и главным героем, резко противопоставленным остальным персонажам, которые группируются вокруг него, в романе является Евгений Базаров. В образе этого героя автор воплотил подлинные черты типичного шестидесятника. Склад его мышления, идеалы, стремления, образ жизни — все отличает этого материалиста-просветителя от “уездных аристократов”, таких, как Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы. Естественно, что расхождения во взглядах повлекут за собой острые споры и конфликтные ситуации между молодым и старым поколением. Многие крити-. ки говорят о жизненной важности и социальной значимости базаровых для развития общества. Тургенев называет его “нигилистом”, то есть человеком, который “ко всему относится с критической точки зрения”. Окончив университет, он очень сильно начинает интересоваться естественными науками: химией, физикой, ботаникой, зоологией, медициной. Базаров даже “хочет держать на доктора”. Увлечение этими науками — типичная черта культурной жизни России шестидесятых годов. Именно это научило главного героя “не принимать ни одного принципа на веру”, он “не склоняется ни перед какими авторитетами”. Можно сказать, что Евгений Базаров — сильная личность, человек огромного ума и воли: он неотступно защищает свои взгляды и убеждения и твердо стоит на своем. Считая, что настало новое время, время науки и знаний, он постоянно подчеркивает, что Кирсановы — “старички”, или “старые романтики”, “люди отставшие” и “их песенка спета”. Базаров привык надеяться на самого себя и на свои силы. Убеждение в том, что “всякий человек сам себя воспитать должен”, ставит героя на ступень выше, подтверждает его сильную волю. Наверное, он сумел бы даже отдать жизнь во имя своего дела. Придавая огромное значение науке, молодой “нигилист” совершенно отрицает живопись и поэзию. Искусство для него — извращение, гниль, чепуха; он считает, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”. Сначала даже может показаться, что ему чуждо такое светлое и чистое чувство, как любовь. Базаров не унижается перед любимой женщиной, в отличие от Павла Петровича Кирсанова, самого яркого представителя поколения “отцов”, который является одним из главных антиподов Евгения Базарова.
    Манера общения этих двух персонажей характеризует их даже полнее, чем многие поступки. Так, речь Евгения Васильевича отличается простотой, лаконичностью, наличием пословиц, афоризмов, содержательных реплик. Он совсем не стремится говорить красиво, но все его краткие и вместе с тем полные глубокого смысла реплики указывают на начитанность и остроумие героя, свидетельствуют о знании им жизни. Наличие латинских терминов в речи естественника-медика говорит о том, что он хорошо знает свое дело. В Базарове нет барской изнеженности, которая присуща всем дворянам того времени. Павел Петрович же, напротив, подчеркивает свою принадлежность к аристократическому роду. Молодого разночинца раздражает обилие иностранных слов, разных специфических выражений в лексике Павла Кирсанова, таких, например, как “позвольте полюбопытствовать”, “не угодно ли пожаловать”, “приличествует”, и других, которые считались признаком изысканного и светского тона.
    Несмотря на то что автор слишком импонирует Евгению Базарову, изображает его человеком твердого и глубокого ума, оптимистом, гордым и целеустремленным, он также указывает и на недостатки людей нового поколения. И в конце произведения главный герой умирает. Сам Тургенев объяснил это так: “Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще перед дверью будущего”.
    С появлением в романе Одинцовой можно заметить изменения, происшедшие с этим холодным, безразличным ко всему прекрасному человеком. Выясняется, что Базаров все-таки способен любить сильно и глубоко, способен оценить красоту и поэзию, даже “сознает романтика в самом себе”, хотя, чтобы не перечить своим убеждениям на глазах у окружающих, он в разговорах с Анной Сергеевной “еще больше прежнего высказывает свое равнодушное презрение ко всему романтическому”. В конце концов эта сухость и безразличие исчезают. Перед смертью героя открываются лучшие свойства Базарова, которые он на протяжении романа старался скрыть от окружающих, — это и поэтическая любовь к Одинцовой, и нежность к своим родителям.
    Но почему же Евгений Базаров все-таки умирает? Я согласна с тем, что он, как прогрессивный человек нового поколения, обогнал свое время и не вписался в существующий порядок. Поэтому и Тургенев, ищущий выход из сложившейся ситуации, не смог найти Базарову места в этой жизни ни как новой политической силе, ни как образованному специалисту. Я считаю, что такого финала романа следовало ожидать от автора, который сам не разделял взглядов вождей революционной демократии. И хотя Иван Сергеевич уже не мог рассчитывать на либеральные реформы, революционный путь по-прежнему представлялся ему опасным и безнадежным. Писатель, разочаровавшись в существующем обществе, не доверял и новому прогрессивному движению, следовательно, находился в тупике.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Тургенев И.С.

Народ и герои романа «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Важной отличительной чертой Тургенева-романиста была его способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия. В полной мере это относится и к роману “Отцы и дети”.

Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И.С. Тургенев «Отцы и дети») | Сочинение по литературе
«Нигилист, - проговорил Николай Петрович. - Это от латинского nihil, ничего, …это слово означает человека, который... который ничего не признает? - Скажи: который ничего не уважает…» Именно так

Афоризмы в романе И. Тургенева «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Половина стихов “Горя от ума” вошла в пословицы, как и предсказывал А. С. Пушкин. О баснях Крылова нечего и говорить. Но в русской литературе существует еще один источник афоризмов — роман И. С.

История княгини Р. в романе И.Тургенева «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Роман Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети” чаще всего определяют как роман о конфликте дворян и разночинцев. И, конечно, сразу возникает вопрос: “А зачем нужна эта история княгини Р.?” Но

«Страстное, грешное, бунтующее сердце» (образ Евгения Базарова) | Сочинение по литературе
“...В романе, за исключением одной старушки (матери Базарова), нет ни одного живого лица и живой души... А о нравственном характере и о нравственных качествах героя и говорить нечего; это не

Нужны ли Базаровы России? | Сочинение по литературе
Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» (1862 год) отличается широким кругом рассматриваемых проблем: взаимоотношения между старым и новым поколениями, влияние модных общественных течений на

Проблема самоопределения героев в романе «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
При выходе в свет роман “Отцы и дети” вызвал ожесточенную критику, причиной которой прежде всего были особенности изображения “детей”, то есть революционной молодежи. Молодое поколение, которое

Повести «Муму» и «Постоялый двор». | Сочинение по литературе
Как ни восхищен Тургенев поэтической мощью и нравственной чистотой России на родной, он замечает, тем не менее, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать. себя хозяином родной земли,

Мое отношение к Базарову. | Сочинение по литературе
Тургенев — один из лучших писателей прошлого века. Его роман “Отцы и дети” начинается точной датой. Это позволяет читателю вспомнить события, происходившие в это время. В эти годы, после Крымской

Герой романа – сама жизнь (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») | Сочинение по литературе
Философский, социально-бытовой роман “Отцы и дети” был написан в 1861 году. В России это время ознаменовалось упорной общественно-политической борьбой между дворянским либерализмом и революционной

Фото Тургенев И.С.

 Изменить 
Тургенев И.С.

Тургенев И.С. - Биография

Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель-реалист XIX века, поэт, переводчик и член-корреспондент Петербургской АН. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орёл в дворянской семье. Отец писателя был отставным офицером, а мать – потомственной дворянкой. Детство Тургенева прошло в родовом имении, где у него были личные учителя, гувернеры, крепостные няньки. В 1827 году семья Тургеневых переехала в Москву с целью дать детям достойное образование. Там он учился в пансионе, затем занимался с частными учителями. Писатель с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий.

В 1833 году Иван поступил в Московский университет, а через год перевелся в Петербургский на словесное отделение. В 1838 году он уехал в Берлин на лекции классической филологии. Там он познакомился с Бакуниным и Станкевичем, встречи с которыми имели большое значение для писателя. За два года проведенных за границей, он успел побывать во Франции, Италии, Германии и Голландии. Возвращение на родину состоялось в 1841 году. В это же время он начинает активно посещать литературные кружки, где знакомится с Гоголем, Герценом, Аксаковым и т.д.

В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Бретёр», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».

Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и многие другие. Вскоре он стал редактором зарубежных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге.
 Изменить