Сочинения по литературе

Жизненные искания Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир")

0
    Образ Пьера Безухова является одним из самых важных в романе Толстого "Война и мир". Автор знакомит нас со своим героем уже с первых страниц произведения, в салоне Анны Павловны Шерер. Современники отмечали заметное сходство между этим персонажем и самим автором. Действительно, Пьер Безухов выражает многие заветные мысли писателя. Но отождествлять их во всем не следует.
    Этот образ задумывался как контрастный к образу князя Андрея. В ранних редакциях романа это различие подчеркнуто больше, чем в основном издании. «Он и его друг Андрей, - писал автор, - в этом взгляде на жизнь были до странности противоположны один другому». Пьер «всегда хотел что-то сделать, но он «ничего не умел сделать то, что хотел». Князь Андрей ни во что не желает вмешиваться, «но с практической цепкостью ухватывается за каждое дело и, увлекаясь, сам и других увлекал в деятельность». Они идут совершенно разными путями и приходят к разным результатам, но их объединяет верная дружба и верность истине.

    Эти герои Толстого контрасты не только по характеру, но и по внешнему облику. Пьер по наружности представлял полную противоположность князю Андрею: «В сравнении с тонкими, твердыми, определенными чертами князя Андрея, черты Пьера казались особенно пухлы, крупны, определенны». Во многом он напоминает большого ребенка. Пьер чувствует свое двойственное положение в свете: богатый наследник знаменитого дворянского рода и незаконнорожденный сын. Сначала Пьер не понимал многих тайных пружин света. Он был увлечен идеями Наполеона, принимал участие в бесконечных забавах и пиршествах московской «золотой» молодежи. Каждый раз он зарекался не ходить к ним, но всякий раз нарушал свою клятву. Умом герой понимал, что поступает нехорошо, но не чувствовал этого сердцем.

    Пьера спасла дружба с Андреем Болконским. Он всегда смотрел на него, как на старшего брата. Восторженный, пылкий Пьер восхищается аналитическим, строгим умом князя Андрея. Природная наивность Пьера на руку интригам его новых родственников. Князь Василий сразу понимает, что Пьера будет очень легко обмануть. Он успешно сватает за него свою коварную, обольстительную, холодную дочь Элен. Семейная жизнь Пьера превращается в страшный сон. Сначала Элен пытается скрывать свои измены, позже они становятся явными. Терпение Пьера закончилось.

    На одном из приемов Долохов прилюдно намекнул ему на измены жены. Пьер вызвал обидчика на дуэль. Сам герой психологически очень тяжело переживал это событие. Перед дуэлью он постоянно мучился противоречиями. Но дуэль все же состоялась. Пьер не умел стрелять, он произвел выстрел наугад. Сама дуэль показалась ему злой, бессмысленной игрой.

    С этого момента в душе Пьера происходит перелом. Начинаются его духовные искания. Он вдруг явно осознает все лицемерие тех людей, которые окружали его в жизни. Герой стремится к свету, к правде. Именно это случайно приводит его в масонскую ложу. Здесь он наивно верит, что участвует в благородном деле, помогает людям всего мира. Безухову кажется, что в масонской ложе состоят добропорядочные, благородные люди. Деятельность Пьера обращается к крестьянам. Он предполагает завести для них больницы, школы. Пьер даже устраивает поездку по своим владениям. Ему показывают якобы счастливые лица облагодетельствованных им крестьян. И Пьер верит в то, что он действительно помог своим крепостным. В разговоре с князем Андреем он радуется своим добрым начинаниям, которые на самом деле оказались пустой иллюзией.

    Идиллические мечтания Пьера не имели практической направленности. А князь Андрей, исходивший из соображений личной выгоды, сделал для крестьян гораздо больше, чем Пьер. У Пьера нет практической жилки. Он далек от реальной жизни. Ему не хватает той воли и деловитости, которая отличает Андрея Болконского. Но Пьер стремится сделать жизнь других людей лучше, добрее.
    И Пьер, и Андрей – «славные люди». Они оба не лишены недостатков. Но главное их достоинство заключается в том, что они способны преодолевать свои недостатки. Это глубоко мыслящие, честные люди, которые не боялись ставить и решать самые острые вопросы своей и общественной жизни.

    Пьер очень чуток к чужому горю, боли. В трудную минуту он поддержал юную Наташу. С приближением 1812 года сознание Пьера меняется. Он предчувствует большие перемены в своей жизни. Поэтому с такой большой надеждой герой смотрит на комету 1812 года. Самый важный этап жизни героя начинается со вторжением войск Наполеона. Пьер не мог оставаться в стороне, когда его отечеству грозила такая страшная опасность. В нем просыпается воля, он непосредственно присутствует на Бородинском поле при сражении.

    Перед сражением Безухов пытается решить для себя жизненно важные вопросы. Пьер чувствует, будто в его голове вертится огромный винт. На Можайской дороге ему встречается обоз с ранеными. Они знают, что идут на смерть, но при этом не теряют присутствия духа. Ополченцы преодолевают свой страх, они знают, что в бою надо вести себя как следует: «Всем народом навалиться хотят, один конец сделать хотят». Пьер поражен их поведением. После масонской ложи он разуверился в честности и бескорыстности добрых помыслов. Ему показалось, что он понял одну страшную истину: каждый спасается от жизни, как может. Кто-то женщинами, кто-то деньгами, кто-то картами. Но цель у всех одна – забыть о неизбежной смерти. При Бородине герой осознал, что есть в жизни более высокие стремления, чем животный страх погибнуть.

    Солдаты сразу мысленно приняли Пьера в свои ряды и называли его «наш барин». Герой находился в эпицентре сражения. Он видел мужество обычных, скромных людей. Но именно они привели к нравственной победе в Бородинском сражении. Сам Пьер обрадовался встрече с этими простыми, прекрасными людьми. Он понял огромную силу народа. Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену помогло ему глубже проникнуть в мировоззрение патриархального крестьянства. Пьер осознал главное: человеку не так уж много надо для счастья. Причина страданий и мучений человеческого духа чаще всего кроется в стяжательстве, непомерном корыстолюбии.

    Пьер с легкостью ушел от великосветского круга. Он радостно входит в новый, большой мир. У Платона Каратаева он учится смирению, кротости, вековой мудрости народа. Пьер не может принять кровь и убийство этой войны. Он видит, что простые французские и русские солдаты не враждуют друг с другом в осажденной Москве. Сам Пьер был на волоске от гибели, но остался жить, потому что противник отнесся к нему по-человечески. Тогда у героя возникает желание убить главного зачинщика войны – Наполеона. По всем расчетам Пьера это был настоящий антихрист. Но герою все же удается удержаться от греха. Он оставляет планы по убийству Наполеона, да оно ничего не решило бы в общем ходе войны.

    Тяжелое и, в то же время, славное время испытаний закончилось. Из него Пьер вынес много важных уроков. Он женится на Наташе, и в их семье царит полное взаимопонимание. Пьер по праву обретает долгожданное счастье, как в личной, так и в общественной жизни.
    Он проделал огромную эволюцию от неловкого, нерешительного мечтателя до активного исторического деятеля. Автор дает нам намеки, что Пьер участвует в движении декабристов. Это означает одно: духовные искания героя привели его к служению подлинным интересам своей родины, своего народа.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой Л.Н.

Христианские мотивы романа Л.Н. Толстого «Воскресение» | Сочинение по литературе
В своем последнем романе «Воскресение» Лев Николаевич Толстой обратился к традиционной для Литературы теме раскаявшегося грешника, играющую также большую роль в христианском учении. Главный герой

"Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истине и счастью не узнал". Н.А.Добролюбов. (По одному из произведений русской литературы. - Л.Н.Толстой. "Война и мир".) | Сочинение по литературе
Л.Н.Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л.Н.Толстого,

Наташа Ростова - самый обаятельный женский образ в романе Л. Н. Толстого "Война мир" | Сочинение по литературе
...Что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий ...И шепчет счастье нам:

Любимые герои Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир») | Сочинение по литературе
Л.Н. Толстой принадлежит к числу тех писателей, которые очень эмоциональны в своих авторских оценках, прежде всего, – по отношению к героям своих произведений. Толстой не скрывает своих симпатий –

Становление характера Николеньки Иртеньева | Сочинение по литературе
Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы

Изображение штабных офицеров в романе Л. Толстого «Война и мир». | Сочинение по литературе
Среди героев романа Толстого “Война и мир” немалое место занимают штабные офицеры русской армии. Что связано с понятием штаба? Это мозг, сердце, руководящий центр армии! Штабные офицеры должны быть

Анализ эпизода «Первый бал Наташи Ростовой» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») | Сочинение по литературе
«Первый бал Наташи Ростовой» – значимый эпизод во втором томе романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Он является важным сюжетным «узлом», глубже раскрывает характеры участвующих в нем героев, дает

Анализ эпизода «Охота в Отрадном» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Говоря о самом понятии «эпизод», в первую очередь следует отметить, что это та или иная завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или

Какие нравственные вопросы (проблемы) стоят перед главным героем Л. Н. Толстого "Юность" и насколько они созвучны с проблемами, стоящими перед современным молодым человеком | Сочинение по литературе
Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» занимает особое место в творчестве Л.Н.Толстого. Писатель стремился показать развитие человека как личности, рассматривая жизнь в ее динамике. Самоконтроль в

Платон Каратаев и Тихон Щербатый как выразители народных взглядов (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») | Сочинение по литературе
Любимой мыслью Л. Н. Толстого в романе “Война и мир” была “мысль народная”. На первый взгляд, отражение этой темы в романе кажется эпизодическим, так как из более чем пятисот семидесяти героев

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить