И. Бунин в романе «Жизнь Арсеньева» (1927-1937).
В центре произведения — герой несомненно автобиографический, которому писатель доверил свои излюбленные мысли, переживания, детали внутренней биографии художника. И все же, замечая, что в «Жизни Арсеньева» и впрямь есть много автобиографического, Бунин подчеркивал: «Вот думают, что история Арсеньева — это моя собственная жизнь. А ведь это не так… Выдумал я и мою героиню». Парадокс? Нет, таковы законы художественного творчества с его стремлением к максимально емким обобщениям. Не случайно автор создал автобиографию «третьего лица», дал герою вымышленное имя — Алексей Арсеньев, что открыло большую свободу творческому воображению.
Строя свое произведение, автор следует всем особенностям классического жанра автобиографии: подробно описывает семью, этапы роста героя, но делает это чисто по-бунински, показывая, как подметила Л. Смирнова, внутреннюю реакцию Арсеньева на происходящее, чаще недоуменную, вопросительную. Герой «посетил сей мир в его минуты роковые», а потому история его души, рассказанная с высоты возраста и пережитого исторического кризиса, драматична в гораздо большей степени, чем у великих предшественников.
«Мир все расширялся перед ним», — вспоминает Арсеньев, и эти слова могли бы определить основной принцип построения произведения. Из потаенного, лирического мирка детства, общения с родными, с природой автор ведет своего героя во взрослую жизнь. Он показывает не только сугубо камерную биографию, но и на примере судеб трех братьев — историю семьи. Народническая среда, в которую попадает герой, изображена резко отрицательно, как это свойственно Бунину при описании любого явления, имеющего отношение к революции. Для автора характерно свободное перемещение в пространстве и во времени, размышления о далеком прошлом, о предках, об истории рода, о национальном достоинстве русского человека. Все это — составляющие емкого понятия «жизнь», многообразием своим формирующего личность человека (обратим внимание на название: «Жизнь Арсеньева»). И, наконец, самое сокровенное, сугубо бунинское — размышления о вечном противостоянии жизни и смерти, любви и смерти, о тайнах творчества: «Я весь дрожал при одном взгляде на ящик с красками, пачкал бумагу с утра до вечера, часами простаивал, глядя на ту дивную, переходящую в лиловое, синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве, и навсегда проникся глубочайшим чувством истинно Божественного смысла и значения земных и небесных красок. Подводя итоги того, что дала мне жизнь, я вижу, что это один из важнейших итогов».
«Он предназначен в сем мире угадывать во временном вечное, в случайном — психологический закон. Философия его пессимистична, родственна Экклезиасту и восточным мудрецам-фаталистам, но одета в такое разнообразие наблюдательной красочности, что первым и долгим впечатлением по чтении Бунина всегда бывает пышное торжество жизни», — такую характеристику дал творчеству писателя известный критик русского зарубежья А. Амфитеатров. Еще при жизни Бунин был признан классиком отечественной литературы и первым из русских писателей стал в 1933 г. лауреатом Нобелевской премии.
Анализ эпизода из рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» | Сочинение по литературе
Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» был написан в 1915 году, в разгар первой мировой войны. Это произведение носит острый социально-философский характер, в котором писатель рассуждает на
Роль символики в рассказах Бунина («Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско») | Сочинение по литературе
Очень значительную роль Бунин в своей поэтике отводит символике. Этот прием в разнообразных вариациях делает читателя бунинского произведения «дальнозорким», глубоко чувствующим его философское
Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В.В. Набокова «Машенька», рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет») | Сочинение по литературе
Как известно, литература делится на классическую и сиюминутную, проходящую. Классика затрагивает глобальные проблемы, чрезвычайно значимые и актуальные для человечества во все времена. К таковым
Поэзия | Сочинение по литературе
Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слышал Ко всему привыкший сорок первый год. Ю.Друнина
Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» | Сочинение по литературе
Работавший над циклом “Темные аллеи” в течение многих лет, И. А. Бунин уже на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл “самым совершенным по мастерству”. На мой взгляд,
Тема обречённости буржуазного мира (по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско») | Сочинение по литературе
По социально-философской проблематике проза Бунина очень широка. Он пишет о разоряющейся деревне, разрушительных последствиях проникновения в её жизнь новых капиталистических отношений, о деревне, в
Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» | Сочинение по литературе
И.А. Бунин оставил достаточно богатое литературное наследие. Он писал рассказы, повести, романы, был восхитительным поэтом. Но, пожалуй, известнейшим произведением Бунина является цикл «Темные
Тема любви в прозе И. А. Бунина | Сочинение по литературе
В русской классической литературе тема любви всегда занимала важное место. Причём предпочтение отдавалось духовной, «платонической» её стороне перед плотской, физической страстью, которая зачастую
Тема уходящей Руси в произведениях И. А. Бунина | Сочинение по литературе
Тема уходящей дворянско-крепостнической России нашла отражение в произведениях многих русских писателей. Ее литературные истоки мы находим в произведениях, написанных еще до отмены крепостного
Анализ рассказа И. Бунина «Несрочная весна» | Сочинение по литературе
Тема России поднималась Буниным в его произведениях не раз. Но рассказы, написанные после 1917 года, значительно отличаются от более ранних. Бунин с его политическим консерватизмом не мог принять