Сочинения по литературе

Записные книжки и тетради Достоевского

0

Записные книжки и тетради, которые Достоевский вел в течение двадцати лет, источник для изучения его жизни, мировоззрения, творческого процесса, истории создания многих произведений, его работы как редактора и публициста. Ни одно исследование, почти ни одна статья о Достоевском не обходятся сегодня без обращения к записным книжкам и тетрадям. И это естественно. На страницах тетрадей—конспекты, наброски, тексты ранних редакций «Преступления и наказания», черновые материалы к «Идиоту», «Бесам», «Подростку», повестям «Двойник» (попытка новой редакции), «Крокодил», «Вечный муж». «Кроткая», планы несозданных романов («Брак», «Юродивый», «Император», «Атеизм», «Житие великого грешника», «Отцы и дети», «Мечтатель»), ненаписанных статей — о социализме и христианстве, о Гоголе и Островском, о Тургеневе и Щедрине, о сатире и трагедии, о путях развития мировой литературы и т. д. Здесь — многочисленные записи по поводу только что прочитанных газет и журналов с живыми откликами на них — свидетельства повседневного, острого интереса писателя к современной действительности.
Размышления Достоевского наедине с собой, окрашенные сиюминутным волнением, горячим полемизмом и одновременно — внутренней борьбой, постоянным стремлением к истине и художественному совершенству, ярко характеризуют его творческую индивидуальность. Первая публикация записных книжек появилась в 1883 г., когда в посмертном собрании сочинений Достоевского были напечатаны его биография, некоторые письма и большая часть заметок из тетради 1880—1881 гг. Это была наиболее крупная дореволюционная публикация из архива Достоевского. Впоследствии вдова писателя еще несколько раз предоставляла для печати отдельные черновые наброски Достоевского, в том числе — разрозненные листы записных книжек




С этого времени материалы записных тетрадей стали предметом изучения, появился ряд публикаций. Разумеется, они не смогли вместиться не только в один, но даже и в несколько сборников. Кроме того, подготовка творческих рукописей Достоевского к изданию представляла значительные текстологические трудности, требовала обширного научного комментария. Работа растянулась на несколько десятилетий. Поначалу исследователи извлекали из тетрадей Достоевского отдельные незавершенные замыслы или заметки на какую-то важную общественную или историко-литературную тему. В первом издании Центрархива, которое мы цитировали, П. Л. Бродский напечатал план «Жития великого грешника» и свою статью о нем — «Угасший замысел». На основе тех же материалов была подготовлена статья В. Л. Комаровича «Ненаписанная поэма Достоевского»4. Затем появился ряд новых публикаций из записных тетрадей: «Одна мысль (поэма). Тема под названием «Император».— Идея. Юродивый (присяжный поверенный). Неосуществленные замыслы Ф. М. Достоевского». Комментарий II. Л. Бродского; «Из записной книги Достоевского».

Известно, что Достоевский при «выдумывании планов» (как он называл этот подготовительный период работы) обычно пользовался не одной, а двумя или даже несколькими тетрадями одновременно и, кроме того, нередко делал заметки на отдельных листах. Но и при заполнении одной тетради он часто писал не подряд,, а раскрывал ее на любой странице, как бы торопясь зафиксировать новую мысль, образ или ситуацию. Достоевского не смущало, если страница была уже заполнена, он писал на свободных местах: на полях, сверху, снизу, между строк и иногда даже поперек уже написанного текста. Часто он переворачивал (страницы слева на-тграво или открывал тетрадь с обратной стороны и писал некоторое время в порядке, противоположном принятому им ранее, а потом вдруг переставал писать здесь и вновь переходил к началу тетради или к любой случайной странице другой тетради. "Более того, в рукописях Достоевского не всегда легко установить последовательность записей, сделанных даже на одной и той же странице: иногда что-то написано в середине, потом сбоку, потом в верхнем углу, а между записями встречаются рисунки и «пробы пера». Но было бы неверно предполагать, что в таком обилии иногда беспорядочно расположенных и редко датированных записей нельзя установить определенной системы. Сам Достоевский, по-видимому, ориентировался в своих записях достаточно свободно; иногда он оставлял ссылки на те страницы, К которым собирался обратиться при написании главы пли сцены. Указывая на связь различных записей, Достоевский часто ставил около них какие-нибудь одинаковые знаки (крестики, кружочки, цифры). Цифрами и стрелками он любил обозначать и последовательность текстов. Эти элементы графики, так же как характер почерка, цвет чернил и т.д., помогают и исследователю читать тетради Достоевского в порядке их заполнения.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Достоевский Ф.М.

В чем своеобразие художественной манеры Достоевского | Сочинение по литературе
Человек -- вот тайна, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время зря. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком...

Гордый человек в произведениях Достоевского | Сочинение по литературе
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М.

Петербург в произведениях Достоевского и Пушкина | Сочинение по литературе
История русской литературы знает два Петербурга: сим­вол величия России, столицу империи — с Дворцовой на­бережной, Дворцовой площадью, Исаакиевским собором, набережной Фонтанки. Но у всякого

Нравственный идеал в произведениях Достоевского | Сочинение по литературе
Сочинение по роману «Преступление и наказание». «Красота спасет мир», - написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский

Изображение «глубин души» героев произведений Достоевского | Сочинение по литературе
Часто обстоятельства жизни персонажа, узнаваемые в ходе повествования значительно позднее и внешне безотносительно к тем сценам, о которых раньше шла речь, дают важнейший материал для

Пророческое слово Достоевского | Сочинение по литературе
На литературных вечерах Достоевский любил чи­тать пушкинское стихотворение «Пророк». Голос у писателя был слабый, но в залах обычно стояла та­кая напряженная тишина, что не терялось ни еди­ное

Философские искания в произведениях Достоевского | Сочинение по литературе
Очень часто Ф. Достоевского называют психологом. Но сам писатель отказывался от подобного титула. В своей записной книжке он писал: «Меня зовут психологом: не­правда, я лишь реалист в высшем

рием антитезы у Толстого и Достоевского | Сочинение по литературе
Антитеза (противопоставление) один из важнейших литературных приемов. Противопоставляться могут объекты, имеющие хотя бы одну общую черту. Однако прием антитезы употребляется автором

Литературный портрет в романах Толстого и Достоевского | Сочинение по литературе
Только ли о внешности героя можем мы судить по его литературному портрету? Я думаю, что нет. Изображая портрет героя, автор стремится раскрыть его внутренний мир, показать свое отношение к герою, к

Гуманизм творчества Ф. М. Достоевского | Сочинение по литературе
Ф.М.Достоевский великий писатель 60-х годов XIX века. В своих произведениях он отражал страдания людей от социальной действительности. Именно в то время развивался капитализм, и люди, которые

Фото Достоевский Ф.М.

 Изменить 
Достоевский Ф.М.

Достоевский Ф.М. - Биография

Фёдор Михайлович Достоевский – великий русский писатель-реалист, классик мировой литературы, один из самых знаменитых и читаемых русских авторов за рубежом. Достоевский оказал колоссальное влияние на мировую культуру, а некоторые считают его родоначальником целого философского течения XX века – экзистенциализма.
 Изменить