Сочинения по литературе

Значение символических снов Гринева и Раскольникова

1
Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время – время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон литературного героя – это часть истории его души. Вместе с пушкинской Татьяной мы бежим в ее сне по таинственному лесу к странной избушке. И узнаем ее русскую душу, наполненную сказками и преданиями «простонародной старины». Вместе с Катериной Островского мы летим из «темного царства» Чабанихи и Дикого в светлый мир грез. Вместе с Обломовым мы попадаем в застойный рай спящей Обломовки. Вместе с Верой Павловной мы видим в ее снах воплощение заветных мечтаний великого утописта Н. Г. Чернышевского. Что же нам открывают сны Гринева и Раскольникова? Почему в формулировке темы эти герои рядом? Попробую ответить. Они оба молоды, оба ищут в жизни свои дороги. Сон Гринева – предсказание, каким будет этот тернистый путь; сны Раскольникова – раскаяние в том, что пошел по кривой дорожке. Оба героя выведены обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в «нежные видения полусонные», Раскольников находится в полусознательном, близком к бреду состоянии. А в такие моменты сны ясные и выразительные.
Гриневу, оторванному от папы и мамы, конечно же, снится родное имение. Но все остальное… Вместо отца – бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта – этим страшным бородатым вожатым, который станет ему отцом. Если сон – знак, то сон Гринева – это знак судьбы. Таким знаком предостережения мог бы стать для Родиона Раскольникова его первый сон. Страшась самого слова «убийство», он все время спрашивал себя: «… так разве то будет?». Он сомневался, готов ли совершить насилие над живым существом. И во сне маленький Родион, плачущий над замученной пьяной толпой лошадкой, будто говорит взрослому Родиону: «Не убий». Проснувшись, Раскольников спрашивает себя: неужели он возьмет топор и станет бить по голове? Но, увы, этот сон не доказал герою Ф. М. Достоевского, что убийство противно человеческой натуре. И тут мне вспомнился «хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского. Та же толпа смеется над упавшим конем, те же слезы живого существа… И своеобразное видение поэтом гуманизма: «… Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь». Но Раскольников находит для старухи-процентщицы другое слово – «вошь». И снится ему сон, будто бьет и бьет он топором по голове старушку, а она хохочет и хохочет.

Почему он так много думает о ней? Нынешний герой его теории («пророк», Наполеон) не думает ни о какой старушке. Раз Родиону снится старуха-процентщица, значит, у него угрызения совести; значит, «слабак», «тварь дрожащая». Вот этого и не может простить Родион старушке. Если эти сны отражали борьбу, что происходит в душе героя, то в последнем сне Раскольникова мы слышим самого Достоевского, который полемизирует с теми, кто полагается в поисках гармонии мира на преобразующую силу идей. Эти идеи снились Родиону в виде трихин, микроскопических существ, наделенных разумом и волей. Гнездились они в мозге людей. Самым страшным для Достоевского было то, что зараженные этими трихинами считали себя самыми умными и непоколебимыми в своей правоте. Писатель не принимал того, что истина могла быть рождена из головы, а не из сердца. И поэтому зараженные трихинами люди не знали, что есть добро, что зло, и убивали друг друга в бессмысленной ярости во имя торжества истины.

Этот сон Раскольникова открывает перед нами заветную мечту Ф. М. Достоевского о том, что спасет мир не блистательная идея, а нравственное перевоспитание человечества. Почему в романе Ф. М. Достоевского так много болезненных снов? Сон Гринева у Пушкина задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. Достоевский снами своего героя не только увеличивает общий мрачный фон повествования, но и спорит, спорит, спорит. Почему же так? Я думаю, разгадка в том, что «Капитанская дочка» – это рассказ автора об исторической трагедии, которая была, а «Преступление и наказание» – предостережение об исторической трагедии, которая может быть.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Достоевский Ф.М.

Предметный мир в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" | Сочинение по литературе
Достоевский тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого. Вот с какими понятиями больше и чаще всего отождествляется имя великого писателя в нашем

Преступление страшное, но я, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем | Сочинение по литературе
В центре романа Ф. Д. Достоевского «Преступление и наказание» характер героя шестидесятых годов девятнадцатого века, разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает

Петербург как виновник преступления Раскольникова | Сочинение по литературе
Видя такой Петербург, Раскольников еще больше убеждается в своей теории. Он считает, что всем обиженным и обездоленным надо помогать, но для этого нужны жертвы, это приводит его к преступлению.

Экранизации романа «Преступление и наказание» | Сочинение по литературе
Произведения Ф.М. Достоевского много раз экранизировались, причём кинематографистами не только СССР и России, но и Великобритании, Франции, США, Польши, Финляндии и других стран. Так,

Сны и грезы Раскольникова | Сочинение по литературе
В своих романах Достоевский раскрывает сложные процессы внутренней жизни героев, их чувства, эмоции, тайные желания и опасения. В этом аспекте особенно важными представляются сны персонажей.

Как Федор Достоевский открывает человека в человеке | Сочинение по литературе
За Достоевским давно утвердилась слава писателя-психолога, способного заглянуть в такую глубь человеческой души, которую и сам человек в себе не подозревает или которую человек знать о

Трагедия бунтаря или история крушения одной теории (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание») | Сочинение по литературе
Роман «Преступление и наказание» написан Ф. М. Достоевским в 1866 году и является одной из вершин его творчества. Это произведение резко выделялось на фоне литературы того времени.

Авторская позиция и средства ее выражения в романе Достоевского Преступление и наказание” | Сочинение по литературе
Роман "Преступление и наказание" называется многими критиками полифоничным, многоголосным. Полифоничность романа заключается в том, что каждый его герой выступает как отдельная,

Марфа Петровна — помещица супруга Свидригайлова | Сочинение по литературе
О ней читатель узнает из письма матери Раскольникову и из рассказа Свидригайлова, которого она спасла из долговой тюрьмы, заплатив за него крупную сумму. Когда Свидригайлов начал ухаживать за

Характеристика образа Амалии Ивановны | Сочинение по литературе
Амалия Ивановна (Амалия Людвиговна, Амалия Федоровна) — квартирная хозяйка Мармеладовых, а также Лебезятни-кова и Лужина. Находится в постоянных контрах с Катериной Ивановной Мармеладовой,

Фото Достоевский Ф.М.

 Изменить 
Достоевский Ф.М.

Достоевский Ф.М. - Биография

Фёдор Михайлович Достоевский – великий русский писатель-реалист, классик мировой литературы, один из самых знаменитых и читаемых русских авторов за рубежом. Достоевский оказал колоссальное влияние на мировую культуру, а некоторые считают его родоначальником целого философского течения XX века – экзистенциализма.
 Изменить