Иван Алексеевич Бунин соединил в своей творческой биографии два века. Он был современником Толстого, близко знал Чехова, Горького и Куприна, пережил не только своих ровесников, но и более молодых Булгакова, Платонова и многих других. Бунин оказал сильнейшее влияние на отечественную прозу 60-х годов, когда его книги после долгого перерыва вернулись в Россию. Однако до сих пор еще нет полного собрания сочинений писателя и очень мало по-настоящему современных, без предвзятости работ о его творчестве. Довольно часто акцент делается на аспектах социальных и произведения Бунина трактуются то как обличение дворянства, то как полное неприятие революционной России. Безусловно, конкретные приметы времени, реалии бурного революционного века многое определили в жизни и произведениях Бунина, но далеко не исчерпали глубины и своеобразия его философии, многогранности и неповторимости художественного мира писателя. Собственно социальные аспекты жизни занимали его гораздо меньше, чем проблемы вечные, или, как говорят философы, экзистенциальные: тайны бытия, человек и космос, любовь и смерть, «беспощадно уходящее время», память как преодоление смерти. О стремлении человека «поймать то неуловимое, что знает только один Бог, — тайну ненужности и в то же время значительности всего земного» (как сказано в раннем рассказе «Сосны») — последнее стихотворение Бунина — «Ночь», написанное незадолго до смерти (1952):
Ледяная ночь, мистраль (Он еще не стих).
Вижу в окна блеск и даль Гор, холмов нагих.
Золотой недвижный свет До постели лег.
Никого в подлунной нет,
Только я да Бог.
Знает только он мою Мертвую печаль,
То, что я от всех таю…
Холод, блеск, мистраль.
Истоки творческой биографии Бунина — в России, в мире детства, в родной природе средней полосы. «Тут в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной», — пишет Бунин. Эти печаль и своеобразие, которые Бунин видел в природе, станут отличительной чертой его творчества.
Писать Бунин начал рано: в 1887 г. в еженедельной газете «Родина» было опубликовано его первое стихотворение. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона («Биографии») Бунин представлен как поэт. Нужно сказать, что он не только начинал как поэт, но и писал стихи всю жизнь. Любимая тема творчества Бунина, как прозаического, так и поэтического, — природа. «Трепетное дивование» (определение Г. Струве) — лейтмотив бунинских произведений.
В пустынной вышине,
В открытом океане небосклона
Восток сияет ясной бирюзой.
В степной дали
Погасло солнце холодно и чисто,
Свеж, звонок воздух над землей,
И тишина царит, —
Молчание осеннего заката И обнаженных черных тополей…
Как хороши пустынные аллеи!
Иван Алексеевич Бунин, “Господин из Сан-Франциско” | Сочинение по литературе
Иван Алексеевич Бунин, как и многие другие писатели в своем произведении “Господин из Сан-Франциско” обращался к символам, для характеристики образов, что позволило раскрыть автору идейный замысел
Рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина “Чистый понедельник” | Сочинение по литературе
Предлагаю рассмотреть рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина “Чистый понедельник”. Как и многие другие произведения русской литературы этот рассказ посвящен волшебному,
Особенности реализма И. А. Бунина | Сочинение по литературе
Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Реализм его, однако, отличается
Любовь к России в творчестве Бунина | Сочинение по литературе
Ни философские и исторические экскурсы и параллели не спасали. Бунин не мог отделаться от мыслей о России. Как бы далеко от нее он ни жил, Россия была неотторжимо от него. Однако это была отодвинутая
Бунинская философия любви | Сочинение по литературе
О любви писали, наверное, все писатели и поэты, но насколько разными бывают люди, настолько разным возникает это чувство в художественных произведениях. Выдающийся русский писатель Иван Бунин
Тема природы в поэзии «серебряного века» (на примере творчества И. А. Бунина) | Сочинение по литературе
Признание и известность Бунин приобрел как прозаик, но значительное место в его творчестве всегда занимала поэзия. Он начал со стихов и писал стихи до конца своих дней. В 1901 году вышел сборник
Своеобразие бунинского пейзажа И. А. Бунин, как продолжатель литературной традиции | Сочинение по литературе
1. Ходасевич о творчестве Бунина. 2. Пейзаж в творчестве писателя. 3. Значение пейзажа в «Легком дыхании». 4. Пейзаж и символы в «Человеке из Сан-Франциско». И. А.
Тема любви в прозе И.А.Бунина (на примере одного рассказа) | Сочинение по литературе
Русская литература отличалась необыкновенной целомудренностью. Любовь в представлении русского человека и русского писателя — чувство в первую очередь духовное. Бунин в «Солнечном ударе*
Центральная тема всей прозы Бунина тема любви | Сочинение по литературе
В русской литературе XX ст. Бунину принадлежит выдающееся место. Он был замечательным прозаиком и утонченным лириком. Гибель дворянских усадьб, распад общественных связей - ведущая тема
Роль пейзажа в произведениях Бунина | Сочинение по литературе
Что же мы видим у Бунина? «И вот опять как в прежние времена, съезжаются мелкопоместные друг к другу, пьют на последние деньги, по целым дням, пропадают в смежных полях…» Эпоха уходит вместе с