Сочинения по литературе

Иван Флягин – главный герой повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

0
    Н. С. Лесков – писатель колоритный, самобытный. Его художественный мир населён чудаками, обладающими подлинным человеколюбием, творящим добро бескорыстно, ради самого добра. Лесков глубоко верит в духовную силу народа и в нём видит спасение России.
    Об одном из «спасителей» Лесков рассказывает в повести «Очарованный странник». На первый план выдвигается личность оригинальная и самостоятельно добывающая связи с миром и другими людьми. Очарованный странник – это Иван Северьяныч Флягин. Уже само имя героя говорит о его происхождении: это обычный русский мужик. Подчёркивая его могучесть, автор сравнивает Флягина с героем древнерусских былин: «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь… Этому новому нашему спутнику… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Такое сравнение даёт читателю установку, что человек этот добрый, сильный, мужественный.
    Иван Северьяныч рассказывает о своей непростой судьбе. Он «много повидал на своём веку». Флягин родился «в крепостном звании» и происходил из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Будучи у матери «молитвенным сыном», Иван был предназначен для служения Богу. Но прежде, чем он пришёл к Богу, герой прожил нелёгкую, насыщенную разными событиями, жизнь.
    Флягин сильно меняется в течение жизни, вырастая на глазах читателя из вольного сына природы в значительную личность. По мнению писателя, возможность духовной эволюции объясняется художническим складом ума Флягина, природным артистизмом – одной из типичных черт русского национального характера. О такой особой природной чуткости свидетельствует уже манера героя рассказывать о своих «странствиях», способность быть настоящим поэтом при описании виденного. Гонимая татарчонком белая кобылка в его рассказе не бежит, а как волшебный конь в сказке, «окрыляется и точно птица летит и не всколыхнёт, а как он ей к холочке принагнётся да на неё гикнет, так она вместе с песком в один вихорь и воскурится…».
    Не менее выразителен рассказ Ивана Северьяныча о кобылице Дидоне, виновнице его последнего «выхода»: «Дивная была красавица: головка хорошенькая, глазки пригожие, ноздерки субтильные и открытенькие,… а в поясу гибкая, и ножки в белых чулочках лёгкие, и она их мечет, как играет…».
    Ивану Северьянычу в высшей степени присуще чувство собственного достоинства, самоуважения. Об этом говорит уже его манера держаться: «Но при всём этом добром простодушии, не много надо было наблюдательности, чтобы видеть в нём человека много видевшего и, что называется, «бывалого». Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности, и заговорил приятным басом с повадкою».
    Гордость Ивана Северьяныча – народная, мужицкая, которая, как и у героев русских былин и сказок, связана у него с пренебрежительно-снисходительным отношением к дворянам и князьям как и к людям иной, более слабой породы, ни к чему не приспособленным. Так, офицеры в рассказе Ивана Северьяныча не справляются со своенравными конями, предпочитая им смирных заводских лошадок. Они легко дают себя обмануть при покупке лошади, беспутно тратят деньги. В ответ на слова хана Джангара, пожалевшего, что биться за кобылу вышел не русский князь, а простой мужик, Флягин замечает: «… наши князья… слабодушные и не мужественные, и сила их самая ничтожная».
    Иван Северьяныч не терпит оскорблений. Стоило управляющему графа – немцу наказать его за проступок унизительной работой, как Флягин, рискуя собственной жизнью, бежит из родных мест и с тех пор становится странником.
    Из рассказа Ивана Северьяныча о самом себе становится понятно, что самыми тяжёлыми из пережитых им многообразных жизненных ситуаций были именно те, которые в наибольшей мере связывали его волю, обрекали его на неподвижность. Скука и несносная тоска овладевают им и тогда, когда он по приказу графа целыми днями вынужден стоять на коленях и бить молоточком камешки для садовой дорожки. А также когда он на пустом берегу лимана, закопав в тёплый песок больное дитя, засыпает под мерный рокот волны. И ещё больше, когда в прикаспийских степях, подщетиненный иноверцами, долгих десять лет не может освободиться из татарского плена. Но как только он получает хоть малейшую свободу, сразу распоряжается ей в соответствии со своим стремлением к гармонии, чистоте и справедливости.
    В жизни Ивана Северьяныча было немало сложных жизненных ситуаций, когда всё зависело только от его самостоятельного решения. Следуя непосредственному импульсу – в любой критической ситуации вставать на сторону справедливости и добра – Иван Северьяныч не раз, рискуя своим благополучием, активно вмешивается в ход жизни и по-своему направляет развитие событий. Так, случайно повстречав на пути стариков-родителей, убитых горем предстоящей разлуки с единственным сыном, Иван Северьяныч тут же решает подменить его собой и под чужим именем отправляется на Кавказскую войну. Позже, намучившись в Петербурге поисками возможной для него службы и найдя, наконец, место в балаганном театре, герой вступается за молоденькую артистку, страдающую от домогательств театрального принца, и из-за этого вмешательства оказывается в унизительной для него роли «излишнего человека».
    Специфически народный характер патриотического чувства, одушевляющего героя повести, по мысли писателя, проявляется в том, что желание Ивана Северьяныча идти на войну – это желание «постраждовать» одному за всех. Неслучайно в финале повести Иван Северьяныч проявляет черты юродивого, который плачет о погибели русской земли, и черты русского богатыря, готового постоять за свою родину.
    Повесть Лескова «Очарованный странник» - чрезвычайно значительное произведение. Оно знаменует собой новый этап в приближении русской литературы к стихии народной жизни, в выявлении её современного состояния и глубинных возможностей.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Лесков Н.С.

Пример праведного человека мы видим в рассказе "Запечатленный ангел" | Сочинение по литературе
Легко ли быть праведником? Я считаю, что ответ на этот вопрос очевиден: нет. Быть праведником, значит быть человеком, который не нарушает моральных норм, живет строго по заповедям и

Любовь к жизни и к людям нравственная стойкость – вот основные мотивы повествования Лескова о русском человеке | Сочинение по литературе
Проблема русского национального характера в литературе второй половины девятнадцатого века занимает одно из центральных мест. Причиной тому стал расцвет активной деятельности различных революционных

Изображение русского национального характера в творчестве Лескова | Сочинение по литературе
1. Н. С. Лесков — непризнанный гений своего времени. 2. Раскрытие национального характера в русской литературе. 3. «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова и «Гроза» Островского. 4.

Пейзаж и жанр в рассказах Лескова | Сочинение по литературе
Позднего Лескова долго воспринимали как писателя, вернувшегося к "социабельности", преодолевшего, наконец, свою отъединенность от передовых демократических кругов и создавшего

Проблема русского национального характера в творчесве Лескова | Сочинение по литературе
Проблема русского национального характера стала одной из главных для литературы 60-80-х годов XIX века, тесно связанной с деятельностью разночинных революционеров, а позднее народников. Уделял ей

Описания Соловьева о Лескове | Сочинение по литературе
Вслед за известием о неожиданной кончине Николая Семеновича Лескова в ночь с 20-го на 21-е февраля опубликовано было содержание его завещания, в котором он между прочим просит не хвалить и не

Проблема нашего национального характера у Лескова | Сочинение по литературе
Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был «причислен» к классикам лишь во второй

Грешники и праведники в изображении Н.С. Лескова | Сочинение по литературе
Что означает для современного российского читателя словосочетание “Леди Макбет Мценского уезда”? Какая-то претензия на мировую значимость. Любовь и кровь. Шекспировские страсти российской глубинки:

Путь Лескова в литературе был сложным и трудным | Сочинение по литературе
Он начал печататься в напряженные 60-е годы одновременно с целой плеядой писателей. Казалось бы, Лескова многое с ними сближало: интерес к народной жизни, использование жанра очерка,

Рассказы и повести Лескова | Сочинение по литературе
Рассказы и повести, написанные в пору художнической зрелости Н. С. Лескова, дают достаточно полное представление обо всем его творчестве. Разные и о разном, они объединены "думой о судьбе

Фото Лесков Н.С.

 Изменить 
Лесков Н.С.

Лесков Н.С. - Биография

    1831 — 1895 Прозаик.  Родился 4 февраля (16 н.с.) в селе Горохове Орловской губернии в семье чиновника уголовной палаты, происходившего из духовного сословия. Детские годы прошли в поместье родственников Страховых, затем в Орле.

После выхода в отставку отец Лескова занялся сельским хозяйством в приобретенном им хуторе Панине Кромского уезда. В орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: "Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками... я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей..." В 1841 — 1846 Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось окончить: на шестнадцатом году он потерял отца, а имущество семьи погибло при пожаре. Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений.

В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С.Алферьева, Лесков был переведен в Киев чиновником казенной палаты. В доме дяди, брата матери, профессора медицины, под влиянием прогрессивных университетских профессоров пробудился горячий интерес Лескова к Герцену, к великому поэту Украины Тарасу Шевченко, к украинской культуре, он увлекся старинной живописью и архитектурой Киева, став в дальнейшем выдающимся знатоком древнего русского искусства. В 1857 Лесков вышел в отставку и поступил на частную службу в крупную торговую компанию, которая занималась переселением крестьян на новые земли и по делам которой изъездил почти всю Европейскую часть России. Начало литературной деятельности Лескова относится к 1860, когда впервые выступил как прогрессивный публицист.

В январе 1861 Лесков поселяется в Петербурге с желанием посвятить себя литературной и журналистской деятельности. Он начал печататься в "Отечественных записках". В русскую литературу Лесков пришел, имея больтой запас наблюдений над русской жизнью, с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах "Погасшее дело" (1862), "Разбойник"; в повестях "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865). В 1862 в качестве корреспондента газеты "Северная пчела" посетил Польшу, Западную Украину, Чехию. Ему хотелось ознакомиться с бытом, искусством и поэзией западных славян, которым он очень симпатизировал. Поездка закончилась посещением Парижа.

Весной 1863 Лесков вернулся в Россию. Хорошо зная провинцию, ее потребности, человеческие характеры, подробности быта и глубинные идейные течения, Лесков не принимал выкладки "теоретиков", оторванных от русских корней. Об этом он говорит в рассказе "Овцебык" (1863), в романах "Некуда" (1864), "Обойденные" (1865), "На ножах" (1870). В них обозначена тема неподготовленности России к революции и трагической судьбы людей, связавших свою жизнь с надеждой на ее скорое осуществление. Отсюда и разногласия с революционными демократами. В 1870 — 1880 Лесков многое переоценил; знакомство с Толстым оказывает на него большое влияние.

В его творчестве появилась национально-историческая проблематика: роман "Соборяне" (1872), "Захудалый род" (1874). В эти годы написал несколько повестей о художниках: "Островитяне", "Запечатленный ангел". Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищали Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах "Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)" (1881), "Тупейный художник" (1883), "Человек на часах" (1887). В наследии Лескова большое место занимают сатира, юмор и ирония: "Отборное зерно", "Бесстыдник", "Пустоплясы" и др. Повесть "Заячий ремиз" была последним крупным произведением писателя. Умер Лесков в Санкт-Петербурге.
 Изменить