Сочинения по литературе

Илья Яковлевич Маршак (1895—1953)

1
М. Ильин (Илья Яковлевич Маршак) родился (ныне Артемовск, Украина). Его отец работал на мыловаренных заводах, был даровитым техником, химиком-самоучкой. Илья Яковлевич Маршак учился в Петербурге, окончил после Октября технологический институт. С 1924 года он пишет небольшие очерки на химические темы в журнале «Новый Робинзон».
М. Ильин стремился создавать не просто научно-популярные, а научно-художественные очерки. Он ставил перед собой не только познавательные, но и воспитательные задачи; обращался к разуму, чувству и воображению читателя. Первые книги М. Ильина написаны об истории освещения («Солнце на столе»), истории часов («Который час»), письменности («Черным по белому»). Темы эти разрабатывались и до него, но сухо, бездарно. М. Ильин создает серию занимательных книжек, которые он позже объединил в одну большую книгу — «Рассказы о вещах». Создана она давно, но основной материал, принципы его раскрытия интересны и сегодня. М. Ильин не только дает определенный круг знаний, но развивает наблюдательность, приобщает к методам экспериментальной работы, пробуждает интерес к расширению знаний, к творческому труду. До сих пор свежа основная идея книги: «вторая природа» создана непрерывным, напряженным трудом человека.

Писатель нашел верный тон разговора с детьми о науке, технике, природе. В 1930 году М. Ильин написал книгу о первой пятилетке «Рассказ о великом плане». Техника, экономика, политика связаны в этой книге так же неразрывно и тесно, как в жизни. В этой книге говорилось о том, что должно быть сделано в народном хозяйстве за пять лет. Она создавалась в первый год пятилетки; значит, через четыре года читатели смогли бы проверить факты, изложенные в книге, следовательно, злоупотреблять фантазией было нельзя. М. Ильин сумел создать произведение, основанное на объективных и бесспорных фактах. Публицистически остро, художественно ярко и доступно рассказал он о великом труде народа, выполняющего первый пятилетний план. Книга вызвала интерес не только у детей, но и у взрослых. «Рассказ о великом плане» с триумфом был прочитан всюду в Европе, переведен на языки Японии, Китая и выдержал, если не ошибаюсь, не одно, а несколько многотиражных изданий в Нью-Йорке» ,— писал А. М. Горький. М. Ильин писал о растениях и камнях, о рудах и морских течениях, о новых машинах и старинных письменах. Названия его книг свидетельствуют о многогранности интересов писателя: «Рассказ о великом плане», «Человек и стихия», «Рассказы о машинах», «Путешествие в атом», «Покорение природы», «Рассказы о том, что тебя окружает». Все они были как бы ответом на тему «Как человек стал великаном», поставленную А. М. Горьким перед научно-художественной литературой.

Книги М. Ильина о науке насыщены ощущением поэзии труда, передают биение научной мысли, умеют сочетать в себе все — «от политики до погоды». В них соединяется глубина содержания с Изящным, увлекательным, искрящимся юмором. Иногда это юмор названия, тесно связанного с основной мыслью главы, например: «Когда тысяча больше двух тысяч», «Гора, которая будет съедена», «Пироги из угля и руды», «Расчеты профессора, который не умеет считать». Иногда это юмор удачно найденной детали, например в рассказе о добыче каменного угля — кладбища животных и растений, живших много веков назад: «Но годы шли, вымерли звери, высохло море, осталось на месте залива огромное болото. А потом и болото засыпало песком, затянуло глиной. Остатки болотных трав, папоротников, хвощей гнили под пластами песка и глины, чернели, превращались в уголь. И вот на это-то кладбище хотим мы прийти, вытащить мертвецов из их могил и заставить на нас работать». М. Ильин пользуется и гротеском, разоблачая в своих книгах буржуазное общество с его бесчеловечными законами. Так, в книге «Человек и стихия» он предлагает читателю представить, что бы случилось, если бы капиталисты нашли способ управлять погодой: «Идет борьба. Погода отпускается тому, кто даст больше… Правительство не скупится на ураганы для разгона рабочих демонстраций и подавления восстаний в колониях».

Книги М. Ильина, рассказывающие о науке,— по-настоящему мировоззренческие книги. Он сам считал основным это качество литературы, будучи убежден, что главная цель книги — формировать мировоззрение детей. М. Ильин мастерски решал многие вопросы создания научно-художественной литературы. Книга «Рассказы о том, что тебя окружает» (1952), написанная в соавторстве с Е. Сегал, обладает теми достоинствами, которые необходимы научно-художественному произведению для дошкольников и младших школьников. Она имеет большую познавательную ценность; расширяет представления ребенка об окружающем. Рассказы сюжетно основаны на самых простых, хорошо знакомых детям явлениях и предметах. Они берутся как отправная точка развития сюжета. Например, сначала речь идет о карандаше, а потом прослеживается его связь с густыми лесами и залежами графита.

Детский мяч, почтовый ящик, обыкновенный водопровод помогают писателю научить ребенка внимательно вглядываться в окружающее, находить связи между предметами и явлениями. Произведения М. Ильина имеют большое идейно-эстетическое и педагогическое значение. «В науке есть жизнь и поэзия, надо только уметь их видеть и показать»,— говорил он. М. Ильин умел это делать, он был настоящим поэтом науки, как справедливо называют его многие.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Маршак С.Я.

Сюжеты стихотворений Маршака | Сочинение по литературе
В 1929 году выходит стихотворение «Усатый-полосатый» — рассказ о девочке и «сером, полосатом, усатом» котенке. Как и всегда у Маршака повествование ведется живо и занимательно, в игровой манере.

Отображение угрозы фашизма и войны в творчестве Маршака | Сочинение по литературе
Уже в 30-е годы Маршак с тревогой пишет об угрозе фашизма, нависшей над миром, об изуверстве и мракобесии, которые он несет с собой. В 1938 году было опубликовано сатирическое стихотворение «Мистер

Самуил Маршак «Двенадцать месяцев» | Сочинение по литературе
Бедная девочка живет с мачехой и злым ленивой сестрой. Она усердно работает, а к ней относятся жестоко и презрительно. Их сказочным государством правит маленькая королева. Она не хочет учиться и еще

Покорность (по сказке Самуила Маршака «Двенадцать месяцев») | Сочинение по литературе
Самуил Маршак – русский писатель. Литературный талант в нем пробудился с детства – он придумывал стихотвореньица и записывал их в свою тетрадь. Его талант рос на встречах с людьми, которые поддержали

Добро и зло в пьесе С. Маршака «Двенадцать месяцев» | Сочинение по литературе
Известный русский поэт Самуил Яковлевич Маршак написал много произведений для детей. Его перу принадлежит обработка сказки известной чешской писательницы Немцовой «Двенадцать месяцев». В этом

Анализ первых стихотворений Маршака | Сочинение по литературе
Стихотворение «Пожар» отличается исключительно четкой композицией. Первые его строфы рассказывают о дозорном на каланче, затем идет вторая главка — огонь вырывается из плена и, наконец, третья —

Илья Яковлевич Маршак (1895—1953) | Сочинение по литературе
М. Ильин (Илья Яковлевич Маршак) родился (ныне Артемовск, Украина). Его отец работал на мыловаренных заводах, был даровитым техником, химиком-самоучкой. Илья Яковлевич Маршак учился в Петербурге,

Фото Маршак С.Я.

 Изменить 
Маршак С.Я.

Маршак С.Я. - Биография

    Маршак Самуил Яковлевич (1887 — 1964), поэт, переводчик.

    Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интеpec к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова — известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке, где работал Стасов.

    В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с Горьким, который отнесся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу в Ялте, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий после революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой.

    Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах.

    Через несколько лет, в 1912, для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его.

    В 1914 вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В годы Первой мировой войны Маршак занимался помощью детям беженцев.

    С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Екатеринодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество детского писателя.

    В 1923, вернувшись в Петроград, создавал свои первые оригинальные сказки в стихах — "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", переводил с английского детские народные песенки -— "Дом, который построил Джек" и т.д. Возглавлял один из первых советских детских журналов — "Новый Робинзон", вокруг которого группировались талантливые детские писатели. С 1924 руководил детским отделением ОГИЗа в Ленинграде и был деятельным покровителем авангардистов, например обэриутов (Д. Хармс, А. Введенский), Е. Шварца, Б. Житкова, которые под его руководством стали писать для детей.

    Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки.

    Его книги для детей, представляющие собой краткие рассказы в стихах, — "Багаж", "Мистер Твистер", "Блиц-фрицы", богаты по содержанию и по форме, пытаются охватить все доступные ребенку стороны жизни и в то же время соответствуют современной тематике.

    В 1938 переселился в Москву. В годы Великой Отечественной войны активно сотрудничал в газетах — его пародии, эпиграммы, политические памфлеты высмеивали и обличали врага.

    В послевоенные годы вышла книги стихов — "Почта военная", "Быль-небылица", поэтическая энциклопедия "Веселое путешествие от А до Я". В 1955, 1957, 1959 Маршак снова ездил в Англию. Много занимался переводами сонетов Шекспира и песен Р. Бёрнса, переводил стихотворения Дж. Китса, Р. Киплинга, У. Водсворта, П. Б. Шелли, Дж. Байрона.

    Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом".

    В 1961 вышел сборник статей "Воспитание словом" — итог большого творческого опыта писателя.

    В 1963 вышла "Избранная лирика" — последняя книга писателя. Лирика Маршака, не предназначенная для детей, отличается простотой, конкретностью, ясностью. Его поэтический стиль консервативен и классичен, язык его произведений отличает близость к разговорной речи.

    С. Маршак скончался 4 июля 1964 в Москве
 Изменить