Сочинения по литературе

Какое место в жизни героев Толстого занимает любовь (по роману «Война и мир»)

0
    План.
    1. Толстой – писатель, религиозный мыслитель, философ.
    2. Тема любви в романе «Война и мир»:
    1) любовь – главный критерий оценки героев произведения;
    2) Наташа Ростова, Мария Болконская, Пьер Безухов, князь Андрей – герои, умеющие любить;
    3) Отечественная война 1812 года. Любовь к народу как высшее воплощение способности любить.
    3. Заключение. Любовь – смысл жизни и высшее предназначение человека, по мнению Толстого.

    Л.Н. Толстой – величина космического масштаба: писатель, философ, религиозный мыслитель, педагог, общественный деятель. Этот человек внес значительнейший вклад в русскую и мировую культуру, создал собственную философскую школу, его взгляд на мир и человека обрел поклонников и последователей во всем мире.
    В своих художественных произведениях, в частности, в романе-эпопее «Война и мир», Толстой изложил свое представление о смысле человеческой жизни, о целях и задачах существования на земле. В лучших героях своего романа писатель ценит простоту, душевность, умение мыслить и, главное, - способность любить.
    Толстой считает, что главное в человеке – красота души, которая в высшем своем проявлении выражается в способности любить, отдавать, не требуя ничего взамен. Именно поэтому самые любимые герои писателя не обладают эффектной внешностью, правильностью черт. Так, Наташа Ростова прекрасна только тогда, когда ей хорошо, когда она счастлива. В минуты же больших душевных потрясений, когда она скорбит, когда страдает, Наташа становится очень некрасивой. Заметными становятся ее большой рот, не совсем правильные черты лица, худоба.
    Наташа мила; непосредственна, полна жизни. Она согревает своих близких душевным теплом: мать, отца, сестру Соню. Ни секунды не колеблясь, эта девушка отдает подводы раненым, даже не задумываясь о том, что жертвует своими материальными благами.
    Некрасива Марья Болконская. Все, что есть в ней прекрасного, – это глаза. Большие, лучистые, сияющие, они согревают своим теплом всех, кто ей дорог, кого она любит.
    В финале романа и Наташа, и Марья находят свое счастье: обе выходят замуж за любимых и любящих их мужчин, становятся прекрасными женами и матерями.
    Некрасив Пьер Безухов. Мне кажется, Толстой испытывает к нему особую любовь. Этот смешной, толстый чудак впервые появляется на страницах романа, когда А.П. Шерер, светская львица, устраивает в своем шикарном салоне светский вечер, «украшением» которого являются аббат, виконт, красавица Элен.
    Неизящный, неуклюжий, чем-то напоминающий неповоротливого добродушного мишку-сластену, лишенный светского блеска, Пьер пугает хозяйку салона отсутствием аристократизма в своем облике. Его появление очень напоминает первое появление на страницах романа Наташи Ростовой. Вспомним, как Наташа вбегает в комнату, когда ее мать принимает гостей, и начинает казаться, будто яркий солнечный лучик ворвался в скучную, темную комнату, вызвав теплые улыбки на лицах манерных гостей. И в случае с Наташей, и в случае с Пьером неестественная чопорная светская обстановка будто освещается теплым солнечным лучом.
    Толстой отмечает в Пьере «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд». Наверное, когда-то такой взгляд был и у Андрея Болконского – еще одного героя, который тоже очень дорог Толстому. Теперь же Андрей Болконский знает цену никчемным гостям салона Шерер.
    Казалось бы, что общего между толстым, неуклюжим, простоватым, стеснительным Пьером и утонченным, породистым, прекрасно знающим светский этикет Андреем Болконским? И все таки – они лучшие друзья, любящие и понимающие друг друга.
    Один только князь Андрей любит Пьера таким, какой он есть. Болконскому – двадцать семь, Безухову – двадцать. У Болконского большой жизненный опыт, Пьер еще очень наивен. Болконский – выдержанный человек, Безухов вспыльчив. И все равно, между ними много общего. Оба на голову выше многих представителей светского общества, интеллигенты, образованны, заняты поиском смысла жизни, оба умеют любить. И тот, и другой патриоты.
    Все герои в романе Толстого испытываются Отечественной войной 1812 года. Писатель показывает нерасторжимую связь своих любимых героев с жизнью народа. В народной среде оказываются нужными лучшие качества Пьера – физическая сила, пренебрежение к удобствам жизни, бескорыстие, простота, отсутствие эгоизма. Прекрасные черты Пьера особенной яркостью раскрываются в его прекрасном поступке, когда он, рискуя своей жизнью, спасает из огня ребенка.
    Высшая похвала Андрею Болконскому – прозвище «наш князь», данное ему солдатами полка. К сожалению, Болконский умирает, будучи таким молодым. И нам вдвойне горько, потому что герой Толстого наконец-то нашел ответ на вопросы, которые он так мучительно и долго искал: как жить? в чем смысл жизни? что есть добро?
    Толстой передает мысли своего героя: «Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, - думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно-раскрытыми глазами. Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!»
    Писатель далек от идеализации своих героев. Они совершают ошибки, иногда очень серьезные. Вспомним Пьера, прожигающего жизнь в компании никчемных людей, серых личностей, Пьера, опрометчиво связавшего свою жизнь с холодной, расчетливой, низкой женщиной. Вспомним Андрея Болконского с его пессимистическим убеждением в том, что в тридцать три года его жизнь кончена, что ему не надо ни к чему стремиться, надо лишь «доживать» свою жизнь, Андрея с его увлечением личностью Наполеона и неверным представлением о войне как о чем–то героическом, возвышенном.
    И все-таки любимые герои Толстого остаются прекрасными людьми, ибо в них есть «добро, красота и правда» - любовь - самые главные ценности, определяющие смысл человеческой жизни.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой Л.Н.

Отношение к жизни героев романа «Война и мир» | Сочинение по литературе
“Война и мир” — это мечта о всеобщем духовном разоружении, после которого наступит некоторое состояние, именуемое миром. О. Мандельштам Если задать кому-нибудь вопрос: “Что такое

Счастье и несчастье в оценке Андрея Болконского | Сочинение по литературе
Образ Андрея Болконского в романе Л. Толстого “Война и мир” — один из самых сложных, возможно, даже самый сложный. В продолжение всего повествования он что-то ищет, страдает, пытается понять смысл

Что такое «настоящая жизнь» с точки зрения Л. Толстого? (По роману «Война и мир») | Сочинение по литературе
“Настоящая жизнь”... Что же это такое, какую жизнь можно назвать настоящей? Первое значение слова “настоящая” заключается в понимании жизни как жизни сейчас, в данный момент, жизни сегодняшним днем.

Мое впечатление от рассказа Л.Н. Толстого «После бала» | Сочинение по литературе
Я привык думать о Толстом как о создателе крупных, эпохальных произведений. Ведь этот писатель известен всему миру как автор «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения». Однако в конце своей

В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») | Сочинение по литературе
Роман «Война и мир» современен всегда, потому что все пережитое его героями близко и понятно каждому человеку. На страницах этого романа Толстой рисует жизненный путь многих героев. Одним из них

«...Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить...» (образ Платона Каратаева) | Сочинение по литературе
Э, соколик, не тужи. Л. Толстой В романе Льва Николаевича Толстого большое внимание уделено образам крестьян. Это и Тихон Щербатый из отряда Денисова, и крепостные

«Война и мир» Л.Н. Толстого как роман-эпопея | Сочинение по литературе
Проблема жанра «Войны и мира»(1863-1869 г.) давно волнует литературоведов. Почему же такое большое внимание уделяется форме произведения? Скорее всего, это связано с тем, что «Война и мир» - новое

Образ Платона Каратаева и его художественная роль в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Несмотря на то что в огромном романе-эпопее этот герой занимает сравнительно немного места, значение его очень велико. Он важен нам и сам по себе, и особенно по той роли, которую он сыграл в судьбе

«Мысль народная» в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Л.Н.Толстой как-то признался: «Я старался писать историю народа». Автор поставил перед собой непростую задачу, но ему оказалось под силу ее выполнить. В своем произведении «Война и мир» он пытается

Мастерство психологического анализа Л. Н. Толстого в романе «Война и мир» | Сочинение по литературе
Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л. Н.

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить