Сочинения по литературе

Краткий обзор творчества Данте

1
Года изгнания совпали с творческой зрелостью Данте. Он создал ряд произведений, в том числе ученые трактаты. Среди них — «Банкет», задуманный как своеобразная энциклопедия в области философии и искусства и предназначенный для широчайших кругов читателей; название «Банкет» аллегорическое: просто и доходчиво изложенные научные идеи должны насытить не выбранных, а всех, так как Данте считал необходимым сделать ученость и культуру достоянием масс; его идея была чрезвычайно демократической для тех времен. Трактат «Банкет» (незавершенный) был написанный на итальянском языке, в нем чередуются стихи и проза, интегрируются аллегория и конкретика.

В «Банкете» снова появляется образ Беатриче, но теперь она «святая Беатриче», поскольку к тому времени реальная Беатриче Портинари умерла. Данте горько оплакал ее и канонизировал (хотя ни одной официальной канонизации Беатриче не было, и со стороны Данте было дерзостью самому объявлять ее святой). Данте сознавался, что сохранил своей покойной любимой даже и «духовную верность»: у него возникали другие увлечения, но он снова и снова возвращался воспоминаниями к Беатриче. Поэт отождествляет Беатриче с единственной верой в своей жизни, иногда он называет ее «донная Философия», которая ведет его по жизни, помогая постигнуть лабиринт его собственного сознания.

В «Банкете» Данте высказывает одну из самых сокровенных своих мыслей — о человеческом достоинстве, которое заключается не в благородстве рождения и тем более не в богатстве, а в благородном сердце и, прежде всего, в благородных помыслах и поступках ради блага людей. Эта мысль прорицала гуманистическую концепцию человека. Настоящее благородство, по мнению творца «Банкета», предусматривает физическую красоту, «благородство плоти». Понятие о гармонии физического и духовного свидетельствует о близости поэта XIV ст. к гуманизму Возрождения. В «Банкете», как и в предыдущем «Новой жизни», поэт предчувствует близкие и благодатные изменения, вот почему оба отличные за стилем произведения преисполнены ощущения весеннего обновления. Данте пишет о новом литературном языке: «Он будет новым светом, новым солнцем… и он дарит свет всем, кто находится в мраке и тьме, поскольку старое солнце им больше не светит». Под «старым солнцем» поэт имел в виду латынь и, возможно, всю старую систему взглядов.



Проблема нового литературного языка стала центральной в трактате «О народном красноречии», вероятно, написанном в те самые года (длятся споры о датировании этого трактата). Этот трактат Данте написал латинским языком, поскольку адресовал его не только итальянскому, а и европейскому читателю в целом. Вопрос о происхождении языков Данте излагает согласно Библии, но его мысли об общности романских языков, их классификация, рассмотрение итальянских диалектов являются чрезвычайно интересными для истории лингвистики. Приметно, что латынь Данте рассматривает не как язык общения римлян, а как сконструированный, условный язык современной Европы, необходимый для общения ученых. Языком искусства, поэзии, по мнению Данте, должен стать живой итальянский язык.

Данте рассматривает разнообразные диалекты итальянского языка, выделяя наиболее «ученые» из них — флорентийский и болонский, но придет к выводу, что ни один из них, взятый отдельно, не может стать литературным языком Италии, нужен какой-то обобщенный современный язык, который уместил бы все диалекты. Дело создания такого языка Данте «поручает» профессиональным итальянским писателям, поэтам, людям, призванным Богом к литературной работе. В этом заключалась безграничная вера Данте в возможности творческой личности. Вероятно, Данте осознавал, что именно ему принадлежит выполнить эту чрезвычайно трудную задачу — создать итальянский литературный язык, как оно и случилось в недалеком будущем, так как Данте сделал для национального литературного языка настолько много, что его последователям, даже таким выдающимся, как Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо, осталось лишь идти путем, который проложил он.

В трактате «О народном красноречии», также незавершенном, Данте ведет разговор и о трех литературных стилях. Здесь он придерживается античных традиций, в частности, эстетичных заповедей Горация. Данте выделяет трагический, комический стили и стиль элегии (т.е. средний). Во всех случаях речь идет не о драматических, а именно о лирических жанрах: стилем трагедии принадлежало писать о высоких чувствах, стиль допускал простой народный язык, который мог доминировать в комическом стиле. Просторечным стилем допустимо было говорить об «животном» в человеке, поскольку для средневекового поэта человек был «божественным животными» («divino animal»), интеллект приближал ее к Богу, инстинкты — к животным.

В годы изгнания Данте отошел от Черных гвельфов, которые его выгнали и пригрозили ему в случае самовольного появления во Флоренции сожжением на костре, отошел и от своих союзников — Белых гвельфов и стал, цитируя его самого, — «сам себе партией». Но все же таки политические взгляды Данте сближали его с гибеллинами, которые верили в германского императора. Данте подает в трактате «О монархии» свою политическую программу, согласно которой все европейские страны, в том числе и Италия, должны объединиться под единой властью германского императора, при этом государственная власть, сосредоточенная в руках императора, должна стать самостоятельной от власти папской, церковь не должна вмешиваться в земные государственные дела. Как на те времена эта идея была не только дерзкой, а и крамольной, поскольку поэт хотел отстранить церковь от исполнительной власти императора.

В трактате «О монархии» Данте высказал также идею консолидации разъединенных итальянских городов-коммун, идею единства итальянской наций. Данте осуждал феодальные распри и писал о мире и объединении как необходимых условия государственности. Все три трактата («Банкет», «О народном красноречии», «О монархии») утверждали идею итальянского государственного единства, которое должно было основываться на единстве территории и языка. Соотечественники поэта усматривали в этих трактатах теорию будущей итальянской государственности.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Данте А.

Мое впечатление от "Божественной комедии"("Ад") Данте | Сочинение по литературе
Итальянец Данте Алигьери-поэт,писатель,ученый и философ,создатель итальянского литературного языка,автор "Божественной комедии",которую читают и комментируют до сих пор. Данте

Сочинение по произведению Данте «Божественная комедия» | Сочинение по литературе
Произведение Данте «Божественная комедия» - уникальное явление в истории мировой культуры и литературы. Она была написана в 1307-1321 годах. В то время возрос интерес к человеческой личности, к ее

Взгляд Данте на человека на примере «Божественной комедии» | Сочинение по литературе
Начиная с XIII века в западноевропейских странах в полный голос заявляет о себе новая система мышления и видения мира. Вплоть до XVII века здесь царствует Ренессанс, яркой чертой которого был

Тема сочинения «Божественная комедия» и ее герои | Сочинение по литературе
Главным произведением Данте Алигьери, принесшим ему мировую известность, является поэма «Божественная комедия». Она стала своеобразным мостом между культурой средневековья и эпохой Возрождения.

Аллегорический смысл поэмы Божественная комедия” Данте Алигьери | Сочинение по литературе
"Божественная комедия" признана вершиной творчества самого известного итальянского поэта, основоположника итальянской литературы Данте Алигьери. Современники поэта из простых людей верили

«Божественная комедия» Данте Алигьери | Сочинение по литературе
Отображение политического противодействия сил того времени в «Божественной комедии». Произведение начинается с повествования о том, что в середине жизни, т.е. где-то около 30—35 лет, заблудился поэт

Наказание грешников в «Божественной комедии» Данте | Сочинение по литературе
«Божественную комедию» Данте создал в изгнании. В этом произведении отобразились яркие картины современности через восприятие поэта, охваченного бурей различных чувств. Мысли о том, что человек

Художественные особенности поэмы «Божественная комедия» | Сочинение по литературе
Если бы Данте не написал больше ничего, его имя все равно бы вошло навечно в историю мировой литературы. И все же его мировая слава связана в первую очередь с последним произведением - поэмой

Смысл первой песни «Божественной комедии» Данте Алигьери | Сочинение по литературе
дия» Данте Алигьери - одно из самых известных произведений мировой литературы. Она была написана в начале XIV века, но и до сих пор ее читают и пытаются понять тот смысл, который вложил в нее

Основное произведение Данте «Божественная комедия» | Сочинение по литературе
Основное произведение Данте, на котором в первую очередь основана его мировая слава, — это «Божественная комедия». Поэма не только является итогом развития идейно-политической и художественной мысли

Фото Данте А.

 Изменить 
Данте А.

Данте А. - Биография

    ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (Dante Alighieri) (1265–1321), итальянский поэт. Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения. Представление о юности поэта дает его автобиографическая повесть в стихах и прозе Новая жизнь (La vita nuova, 1293), рассказывающая о любви Данте к Беатриче (считается, что это была Биче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290. Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя ее с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы». За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор. Решающую роль в судьбе и дальнейшем творчестве Данте сыграло изгнание поэта из родной Флоренции.
    В то время власть во Флоренции принадлежала партии гвельфов, раздираемой внутрипартийной борьбой между белыми гвельфами (выступавшими за независимость Флоренции от папы) и черными гвельфами (сторонниками папской власти). Симпатии Данте были на стороне белых гвельфов. В 1295–1296 он несколько раз призывался на государственную службу, включая участие в Совете Ста. В 1300 он в качестве посла ездил в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII и в том же году был избран членом правительствующего совета приоров – эту должность он занимал с 15 июня по 15 августа. С апреля по сентябрь 1301 он вновь входил в Совет Ста. Осенью того же года Данте вошел в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301, с приходом Карла власть в городе перешла к черным гвельфам, а белые гвельфы подверглись репрессиям. В январе 1302 Данте узнал, что заочно приговорен к изгнанию по сфабрикованному обвинению во взяточничестве, должностных преступлениях и сопротивлении папе и Карлу Валуа, и уже не вернулся во Флоренцию.
    В 1310 император Генрих VII вторгся в Италию с «миротворческой» целью. На это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликнулся пылким письмом К правителям и народам Италии, призывая поддержать Генриха. В другом письме, озаглавленном Флорентиец Данте Алигьери, несправедливо изгнанный, негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе, он осудил сопротивление, оказанное Флоренцией императору. Вероятно, в это же время он написал трактат О монархии (De monarchia, 1312–1313). Однако в августе 1313, после неудачной трехлетней кампании, Генрих VII внезапно скончался в Буонконвенто. В 1314 после смерти папы Климента V во Франции Данте выступил еще с одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором призывал их избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим.
    На некоторое время Данте нашел убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвятил заключительную часть Божественной Комедии – Рай. Последние годы жизни поэт провел под покровительством Гвидо да Полента в Равенне, где скончался в сентябре 1321, завершив незадолго до смерти Божественную Комедию.
    Лишь часть ранних стихотворений Данте вошла в Новую жизнь. Помимо них он написал несколько аллегорических канцон, которые, вероятно, намеревался включить в Пир, а также множество лирических стихотворений. Впоследствии все эти стихотворения были изданы под заглавием Стихи (Rime), или Канцоньере (Canzoniere), хотя сам Данте не составлял такого сборника. Сюда же следует отнести шутливо-бранные сонеты (тенцоны), которыми Данте обменивался со своим другом Форезе Донати.
    По утверждению самого Данте, трактат Пир (Il convivio, 1304–1307) он написал, чтобы заявить о себе как о поэте, перешедшем от воспевания куртуазной любви к философской тематике. Предполагалось, что в Пир войдут четырнадцать поэм (канцон), каждая из которых будет снабжена обширной глоссой, толкующей ее аллегорическое и философское значение. Однако, написав толкования к трем канцонам, Данте оставил работу над трактатом. В первой книге Пира, служащей прологом, он горячо отстаивает право итальянского языка быть языком литературы. Трактат на латинском языке О народном красноречии (De vulgari eloquentia, 1304–1307) тоже не был закончен: Данте написал лишь первую книгу и часть второй. В нем Данте говорит об итальянском языке как средстве поэтического выражения, излагает свою теорию языка и выражает надежду на создание в Италии нового литературного языка, который встал бы над диалектальными различиями и был бы достоин называться великой поэзией.
    В трех книгах тщательно обоснованного исследования О монархии (De monarchia, 1312–1313) Данте стремится доказать истинность следующих утверждений: 1) лишь под властью вселенского монарха человечество может придти к мирному существованию и исполнить свое предназначение; 2) Господь избрал римский народ, чтобы тот правил миром (следовательно, этим монархом должен быть император Священной Римской империи); 3) император и папа получают власть непосредственно от Бога (следовательно, первый не подчинен второму). Эти взгляды высказывались и до Данте, но он привнес в них пылкость убеждения. Церковь немедленно осудила трактат и, согласно Боккаччо, приговорила книгу к сожжению.
    В последние два года жизни Данте написал латинским гекзаметром две эклоги. Это был ответ профессору поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, который убеждал его писать на латыни и приехать в Болонью для увенчания лавровым венком. Исследование Вопрос о воде и земле (Questio de aqua et terra), посвященное вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни (некоторые упоминались).
    Считается, что Данте принялся за Божественную Комедию около 1307, прервав работу над трактатами Пир (Il convivio, 1304–1307) и О народном красноречии (De vulgari eloquentia, 1304–1307). В этом произведении он хотел представить двойное вдение общественно-политического устройства: с одной стороны, как божественно предустановленного, с другой – как достигшего невиданного разложения в современном ему обществе («нынешний мир сбился с пути» – Чистилище, ХVI, 82). Основной темой Божественной Комедии можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека.
    Свою поэму Данте назвал Комедией, поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности), и, кроме того, написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет Божественная в заглавии придуман не Данте, впервые он появился в издании, вышедшем в 1555 в Венеции.
    Поэма состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины (130–150 строк) и делится на три кантики – Ад, Чистилище и Рай, по тридцать три песни в каждой; первая песнь Ада служит прологом ко всей поэме. Размер Божественной Комедии – одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в нее глубокий смысл. Божественная Комедия – непревзойденный пример искусства как подражания, за образец Данте берет все сущее, как материальное, так и духовное, сотворенное триединым Богом, наложившим на все отпечаток своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность ее строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал всем вещам.
    В письме к Кан Гранде Данте объясняет, что его поэма многозначна, это аллегория наподобие Библии. Действительно, поэма имеет сложную аллегорическую структуру, и хотя повествование почти всегда может держаться на одном лишь буквальном смысле, это далеко не единственный уровень восприятия. Автор поэмы представлен в ней как человек, удостоившийся особой Божьей милости – совершить путешествие к Господу через три царства загробного мира, Ад, Чистилище и Рай. Это путешествие представлено в поэме как реальное, совершенное Данте во плоти и наяву, а не во сне или видении. В загробном мире поэт видит разнообразные состояния душ после смерти, в соответствии с воздаянием, определенным Господом.
    Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные категории: распущенность, насилие и ложь; это три греховные наклонности, проистекающие из греха Адама. Этические принципы, на которых построен Дантов Ад, как и в целом его видение мира и человека, представляют собой сплав христианской теологии и языческой этики на основе Этики Аристотеля. Взгляды Данте не оригинальны, они были распространены в эпоху, когда основные труды Аристотеля были вновь открыты и усердно изучались.
    Пройдя через девять кругов Ада и центр Земли, Данте и его проводник Вергилий выходят на поверхность у подножия горы Чистилища, расположенной в южном полушарии, на противоположном от Иерусалима крае Земли. Схождение в Ад заняло у них ровно столько же времени, сколько прошло между положением Христа в гробницу и его воскресением, и начальные песни Чистилища изобилуют указаниями на то, каким образом действие поэмы перекликается с подвигом Христа, – еще один пример подражания у Данте, теперь в привычной форме imitatio Christi.
    Восходя на гору Чистилища, где на семи уступах искупаются семь смертных грехов, Данте очищается сам и, достигнув вершины, оказывается в земном Раю. Таким образом, восхождение на гору – это «возвращение в Эдем», обретение утерянного Рая. С этого момента проводником Данте становится Беатриче. Ее появление является кульминацией всего путешествия, более того, поэт проводит подчеркнутую аналогию между приходом Беатриче и пришествием Христа – в истории, в душе и в конце времен. Здесь подражание христианской концепции истории как линейного поступательного движения, центр которого образует пришествие Христа.
    С Беатриче Данте поднимается сквозь девять концентрических небесных сфер (согласно устройству неба в птолемеево-аристотелевской космологии), где обитают души праведных, к десятой – Эмпирею, обители Господа. Там Беатриче сменяет св. Бернард Клервоский, который показывает поэту святых и ангелов, вкушающих высшее блаженство: непосредственное созерцание Господа, утоляющее все желания.
    Несмотря на такое разнообразие посмертных судеб, можно выделить один принцип, действующий на протяжении всей поэмы: воздаяние соответствует природе греха или добродетели, присущих человеку при жизни. Особенно четко это прослеживается в Аду (зачинщики раздора и схизматики рассечены там надвое). В Чистилище очищение души подчиняется несколько иному, «исправляющему» принципу (глаза завистников накрепко зашиты). В Раю души праведных появляются сначала на том небе, или небесной сфере, которое лучше символизирует степень и природу их заслуг (души воителей обитают на Марсе).
    В структуре Божественной Комедии можно выделить два измерения: загробная жизнь как таковая и путешествие по ней Данте, обогащающее поэму новым глубинным смыслом и несущее основную аллегорическую нагрузку. Теология в дни Данте, как и раньше, считала, что мистическое путешествие к Богу возможно и при жизни человека, если Господь по милости своей подарит ему эту возможность. Данте строит свое путешествие по загробному миру так, чтобы оно символически отражало «путешествие» души в мире земном. При этом он следует образцам, уже выработанным в современной ему теологии. В частности, считалось, что на пути к Богу разум проходит три стадии, ведомый тремя различными видами света: Светом Естественного Разума, Светом Милости и Светом Славы. Именно эту роль играют в Божественной Комедии три проводника Данте.
    Христианская концепция времени заложена не только в центре поэмы : все ее действие вплоть до появления Беатриче призвано отразить то, что Данте понимал как путь искупления, предначертанный Господом для человечества после грехопадения. Это же понимание истории встречалось у Данте в трактате О монархии и высказывалось христианскими историками и поэтами (например, Орсисием и Пруденцием) еще за тысячу лет до Данте. Согласно этой концепции, Господь избрал римский народ для того, чтобы тот вел человечество к справедливости, в чем он и достиг совершенства при императоре Августе. Именно в это время, когда на всей земле, впервые после грехопадения, царили мир и справедливость, Господь пожелал вочеловечить и послать к людям своего возлюбленного сына. С появлением Христа, таким образом, завершается движение человечества к справедливости. Нетрудно проследить аллегорическое отражение этой концепции в Божественной Комедии. Как римляне при Августе вели род людской к справедливости, так Вергилий на вершине горы Чистилища приводит Данте к обретению внутреннего чувства справедливости и, прощаясь, обращается к поэту, как к императору на коронации: «Я над самим тобою тебя венчаю митрой и венцом». Теперь, когда в душе Данте, как некогда в мире, воцарилась справедливость, появляется Беатриче, и ее приход является отражением пришествия Христа, как оно было, есть и будет. Так путь, пройденный душой индивидума, достигающей справедливости, а затем – очищающей благодати, символически повторяет путь искупления, пройденный человечеством в ходе истории. Эта аллегория Божественной Комедии совершенно очевидно рассчитана на читателя-христианина, которого заинтересует как описание загробной жизни, так и путешествие Данте к Богу. Но изображение земной жизни у Данте не становится от этого призрачным и бесплотным. В поэме дана целая галерея живых и ярких портретов, а чувство значимости земной жизни, единства «того» и «этого» мира выражено в ней твердо и недвусмысленно.
 Изменить