Сочинения по литературе

Лирический герой в поэзии А. А. Блока

0
Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже 19 и 20 веков, обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают особое место. Своеобразие позиции поэта во многом уже отразилось в первые годы его творчества в образах лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение "Фабрика". С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символическая философия, понимание своего места в жизни также весьма показательны. Стихотворение рисует три образа: собравшихся у ворот людей, кого-то недвижного, черного, считающего пришедших, и, наконец, лирического героя, говорящего: "Я вижу все с моей вершины..." Нахождение на вершине - это как бы начальная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму. Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы. Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихов. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта (ведь не секрет, что этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта). Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме. В стихотворении "Вхожу я в темные храмы...", поводом для создания которого стала встреча Блока сЛ. Д. Менделеевой в Исаакиевском соборе, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это "чистейшей прелести чистейший образец". Лирический герой этого периода творчества Блока - романтик, для которого любовь - высшая ценность. Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, "Незнакомке". Тему этого стихотворения можно определить следующей фразой: идеал, потребность красоты приходит в соприкосновение с отталкивающей реальностью. Эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания "друга единственного" - мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней - трактир. Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлости происходящего, автор мотивирует состояние лирического героя. Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы освещены с другой стороны. Итог же - возврат в реальный мир, невозможность спрятаться в забытьи. Единственное возможное - продлевать его: "Ты право, пьяное чудовище, я знаю - истина в вине".В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока. Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени. Это удалось сделать в поэме "Соловьиный сад". Основа сюжета этой поэмы - неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реальность. Герой обретает новое, общечеловеческое значение. Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка - это Адам и Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться. В поэме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным счастьем. Образ опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой человека появляется в стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе". Это стихотворение автобиографично. Ведь незадолго до создания этого стихотворения Блока покинула жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом. В каждом его стихотворении этот образ несет не только конкретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Но Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реального и идеального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя. Он полностью отразил эволюцию поэта, при этом сам многократно изменяясь.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Блок А.А.

Тема любви в творчестве Блока | Сочинение по литературе
Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской

Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» | Сочинение по литературе
А. А. Блок — трагическая фигура в нашей национальной истории, как писала о нем 3. Гиппиус, — “потерянное дитя”. Он трагичен своей ролью романтика в революции, гения, захваченного стихией и видевшего

Родина в творчестве Есенина и Блока | Сочинение по литературе
Читая стихотворения Блока и Есенина, мы видим, что на протяжении почти всего творчества они воспевали Русь. Читая Есенина, мы вместе с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому

Роль цикла «Стихи о Прекрасной Даме» в творчестве А.А. Блока | Сочинение по литературе
Конец 19 – начало 20 века невероятно обогатили русскую культуру. Именно это время принято называть Серебряным веком нашей живописи, музыки, архитектуры и, конечно же, нашей литературы. Хотелось бы

Сопоставление стихотворений «Россия» А. Блока и «Родина» Н.А. Некрасова | Сочинение по литературе
Стихотворения А. Блока «Россия» и Н.А. Некрасова «Родина» посвящены одной теме – описанию родной земли, места, с которым лирические герои произведений связаны кровными узами. Но нам важнее не эти

Анализ стихотворения «Россия» А. Блока. | Сочинение по литературе
Александр Александрович Блок является, по моему мнению, одним из самых правдивых поэтов о России. Он пишет о той России, которую видит и «чувствует сам», и не только восхищается ей, но и пишет о

«И идут без имени святого» (по поэме «Двенадцать») | Сочинение по литературе
Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, Я больше нет городового — Гуляй, ребята, без вина! А. Блок Александр Александрович Блок жид и творил на

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) | Сочинение по литературе
Серебряный век внёс большой вклад в развитие литературы XX столетия, подарив творцов, которые открыли новую страницу в поэзии, сломали традиции стихотворного творчества, создали совершенно новые

Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А.Блок. Стихи.) | Сочинение по литературе
Город в произведениях А.Блока всегда разный, он опьяняет и прельщает “электрическими снами наяву”, ужасает трущобами, испражнениями фабрик. Стихия города, символом которого является “влекущая”,

"Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".) | Сочинение по литературе
Понятно, что в период "правления" коммунистов поэма Блока "Двенадцать" была модной темой для школьных сочинений. Как поэма Маяковского "В.И.Ленин" или рассказы Зощенко

Фото Блок А.А.

 Изменить 
Блок А.А.

Блок А.А. - Биография

 Изменить