Сочинения по литературе

Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А.Блок. Стихи.)

0
    Город в произведениях А.Блока всегда разный, он опьяняет и прельщает “электрическими снами наяву”, ужасает трущобами, испражнениями фабрик. Стихия города, символом которого является “влекущая”, “пугающая”, “страшная” и “прекрасная” Незнакомка в период между двумя революциями, вы теснила из его творчества Прекрасную Даму. Влияние в этот период на его творчество поэзии Валерия Брюсова не сказалось в отражении города. Если у Брюсова город-гигант, аполог современной техники “властно царствует” над миром, то блоковский город подобен “пузатому пауку”, “пьяному мертвецу”, “черному аду”. Это убежище бездомных и несчастных. И царствует там демон.
    Я гляжу на тебя.
    Каждый демон во мне
    Притаился, глядит,
    Каждый демон в тебе сторожит,
    Притаясь в грозовой тишине...
    И вздымается жадная грудь...
    Этих демонов страшных вспугнуть?

    Исчезают обращения к высокопарной стилистике стихов о Прекрасной Даме, полных исторических и мифологических сравнений; словарь ресторанов и кабаков появляется все настойчивее:

    Пускай я умру под забором, как пес,
    Пусть жизнь меня в землю втоптала,
    Я верю: то Бог меня снегом занес,
    То вьюга меня целовала!

    И вот “Аврора” изволила дать залп, и Блок покинул пространство “хрустального тумана” и “невиданного сна”. Вместо надуманных мертвецов, призраков и демонов на улицы города вышли вполне реальные люди в бушлатах или гимнастерка*.' Они прошли по городу “революцьонным шагом”, и у них в руках были не отравленные кинжалы, а “винтовочки стальные”. Город окончательно вымер и затих.

    Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!
     Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба.

    Начало поэмы “Двенадцать” вводит читателя в обстановку Петербурга конца 1917 года. Приметы бурной революционной эпохи воплотились в таких выразительных деталях, как огромный плакат “Вся власть Учредительному собранию!”, оплакивающая Россию “барыня в каракуле”, злобно шипящий “писатель, вития”, отдельные, отрывочные реплики, как бы доносящиеся до читателя.
    С первых строк второй главки перед нами возникает слитный образ:

    Гуляет ветер, порхает снег,
    Идут двенадцать человек.

    Единый образ двенадцати освещается автором с разных сторон. Герои — представители низов общества, тот городской слой, который сосредоточил в себе огромный запас ненависти к “верхам”. “Святая злоба” владеет ими, становясь чувством высоким и значительным. Решая для себя проблему революции, Блок в то же время как бы напоминает героям об их высокой миссии, о том, что они провозвестники нового мира. Так логически подготавливается финал поэмы. Ведь Блок не просто ведет красногвардейцев-апостолов по своему родному городу через двенадцать глав из старого мира к новому, он еще показывает процесс их преображения. Среди двенадцати только Петруха назван по имени, остальные одиннадцать даны в виде нерасчленимого образа массы. Это одновременно и апостолы революции, и широкое символическое воплощение низов общества. Какова же цель этого движения? Каков исход?
    Об этом узнают потомки, наследники Ленинграда, которому более чем через полвека суждено вновь стать Петербургом.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Блок А.А.

Тема любви в творчестве Блока | Сочинение по литературе
Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской

Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» | Сочинение по литературе
А. А. Блок — трагическая фигура в нашей национальной истории, как писала о нем 3. Гиппиус, — “потерянное дитя”. Он трагичен своей ролью романтика в революции, гения, захваченного стихией и видевшего

Родина в творчестве Есенина и Блока | Сочинение по литературе
Читая стихотворения Блока и Есенина, мы видим, что на протяжении почти всего творчества они воспевали Русь. Читая Есенина, мы вместе с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому

Роль цикла «Стихи о Прекрасной Даме» в творчестве А.А. Блока | Сочинение по литературе
Конец 19 – начало 20 века невероятно обогатили русскую культуру. Именно это время принято называть Серебряным веком нашей живописи, музыки, архитектуры и, конечно же, нашей литературы. Хотелось бы

Сопоставление стихотворений «Россия» А. Блока и «Родина» Н.А. Некрасова | Сочинение по литературе
Стихотворения А. Блока «Россия» и Н.А. Некрасова «Родина» посвящены одной теме – описанию родной земли, места, с которым лирические герои произведений связаны кровными узами. Но нам важнее не эти

Анализ стихотворения «Россия» А. Блока. | Сочинение по литературе
Александр Александрович Блок является, по моему мнению, одним из самых правдивых поэтов о России. Он пишет о той России, которую видит и «чувствует сам», и не только восхищается ей, но и пишет о

«И идут без имени святого» (по поэме «Двенадцать») | Сочинение по литературе
Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, Я больше нет городового — Гуляй, ребята, без вина! А. Блок Александр Александрович Блок жид и творил на

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) | Сочинение по литературе
Серебряный век внёс большой вклад в развитие литературы XX столетия, подарив творцов, которые открыли новую страницу в поэзии, сломали традиции стихотворного творчества, создали совершенно новые

Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А.Блок. Стихи.) | Сочинение по литературе
Город в произведениях А.Блока всегда разный, он опьяняет и прельщает “электрическими снами наяву”, ужасает трущобами, испражнениями фабрик. Стихия города, символом которого является “влекущая”,

"Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".) | Сочинение по литературе
Понятно, что в период "правления" коммунистов поэма Блока "Двенадцать" была модной темой для школьных сочинений. Как поэма Маяковского "В.И.Ленин" или рассказы Зощенко

Фото Блок А.А.

 Изменить 
Блок А.А.

Блок А.А. - Биография

 Изменить