Сочинения по литературе

"Мысль семейная" в романе "Обломов"

0
Мотив любви присутствует в большинстве классических произведений русской литературы. Но часто любовная коллизия в произведении выполняет лишь роль фона, на котором выделяется основная мысль. К немногим произведениям, написанным о любви (а не о героях, которые “подвергаются” и любви тоже), можно причислить романы Тургенева и Гончарова. Два великих писателя пытались раскрыть сущность любви и ее влияние на героев и на человечество в целом. Вопрос этот относителен, и его невозможно рассматривать беспристрастно. На мнение писателя сильно влияет и его возраст, и период написания, и увлечение писателя теми или иными идеями. Тургенев и Гончаров — современники, они делились друг с другом своими взглядами, и на различие видов любви у Тургенева и Гончарова влияет в основном биография. На Тургенева повлияла несчастная любовь к Полине Виардо. Из-за нее писатель остановился на категоричном выводе, что истинная любовь не может быть счастливой и несет любящему человеку лишь боль и душевные страдания.
Основным тезисом Гончарова (не только в “Обломове”, но и в реальной жизни) являются слова, вложенные в уста Андрея Штольца: “Любовь движет миром с силой Архимедова рыча га”. Любая любовь: счастливая или несчастливая, но искренняя. И именно об этой искренней, но одинаково живительной любви написан роман “Обломов”.
Роман начинается с дружбы Ильи Ильича Обломова со Штольцем. Дружба — это тоже близкие отношения, но ее силы не хватает, чтобы вдохнуть жизнь в Обломова. И тут возникает вопрос: а движет ли действительно, в прямом смысле любовь, должна ли двигать?
Движение — это жизнь, и любовь у Гончарова дает жизнь, о которой мечтают любящие.
Дружба Штольца эгоистична — он хочет, чтобы его друг жил его жизнью и именно от его жизни получил счастье. Штольц не может даже представить, что образ жизни Обломова приносит счастье.
Штольц, чтобы развеять мир Обломова, вернуть его в реальную жизнь, знакомит его с Ольгой Ильинской. Начинается первая любовная параллель: Ольга — Обломов. На первый взгляд в Обломове из-за любви происходят удивительные изменения: он все время на ногах, спит только ночью и мало, читает книги. Но духовно он не изменился. Движение любви либо бессильно помочь ему, либо ему не надо помогать: Илья Ильич полон внутренней светлой любви, которая не дает необходимого видимого движения, но оставляет душу чистой, живой и чувствительной.
Любовь Ольги к Обломову — это совершенно особенный вид любви. Обломов для Ольги — это некая Галатея, а ей самой приходится быть Пигмалионом. При таких отношениях Ольга наверняка смотрит на Обломова сверху вниз, как на вещь, которую ей предстоит переделать, довести (по ее и Штольца мнению) до идеала. Эта любовь не могла быть долговечной. Как только Ольга возродила бы Илью Ильича, он перестал бы быть интересным для нее. Любовь Ольги и Обломова — это скорее детская забавная игра, занятное развлечение, проверка своих сил для Ольги, а не истинная любовь. Поэтому она принесла любящим только боль, не изменив Обломова, не зародив в душе Ольги новые чувства.
Параллельно с любовью господ автор описывает сложные отношения между Захаром и Анисьей. Это не любовь, а обыкновенные ровные отношения между не горячо любящими мужем и женой. Гончаров говорит: “Страсть надо утопить в женитьбе”. Пара Захар — Анисья одна из многих, которые утопили страсть в женитьбе или у которых страсти не было вообще. Эта линия интересна тем, что в связи с ней даются отношения мужей к женам. И крепостной, и администратор обычно делают вид, что не прислушиваются к советам жен, а потом следуют им. Это выделяет Ольгу и Штольца: они относятся друг к другу с уважением и вниманием почти идиллическим.
С другой стороны, роман построен на параллелях и противопоставлениях.
Отношения Захара и Анисьи — это приниженная любовь Обломова и Ольги, где женщины играют очень сходные роли.
Противопоставления в мотиве любви тоже есть. В женских образах Ольга противопоставляется Агафье Матвеевне, Штольц — антипод Обломова.
Любовь Штольца, как и" дружба, была сперва эгоистична. Он вел Ольгу к своему идеалу, не совсем четко представляя, в чем он заключается. Мечтая о любви созидательной и жене — • образованной и деятельной участнице жизни своего поколения, Штольц, ведомый истинной любовью, приходит к обломовскому идеалу, то есть всякая истинная любовь приводит, по мнению автора, к спокойной, тихой жизни, каким бы бурным ни было ее достижение.
Обломов достиг почти того же, что и Штольц, но другим способом. Рай Обломову подарила Агафья Матвеевна. Ее любовь ничего не требует от него и идет на жертвы сама. Это любовь от природы: “Но она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а перешла под его сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нервов Полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку”.
Любовь Пшеницыной, как и любовь Ольги, Гончаров пытается анализировать, найти ее причины, определить ее ход.
Отношение к себе Агафьи Матвеевны Обломов воспринимает как должное. Именно так должно быть, именно так было в детстве, в Обломовке. Обломов сблизился с Пшеницыной, “он каждый день все более и более дружился с хозяйкой: о любви ему и в ум не приходило, то есть о той любви, которую он недавно перенес и содрогался, когда вспоминал о ней”. В этом отрывке еще раз доказывается, что в любви к Ольге у Обломова было что-то противное его внутреннему миру, неестественное, а потому бесполезное. Разум Обломова считает, что любовь должна быть яркая, пылкая, главное — видная, но сердце стремится к тихой, спокойной любви, не требующей подвигов.
Агафья Матвеевна, напротив, нуждалась в ком-то, ради кого она могла бы сделать все.
Отношения между Пшеницыной и Обломовым вполне естественны, приближены к жизни, в то время как брак Ольги и Штольца утопичен. Обломов оказывается ближе к реальности, чем реалист Штольц.
Ольга и Штольц живут в Крыму, все вещи — и необходимые для работы, и романтические безделушки — находят себе место в их доме. Их окружает идеальное равновесие даже в любви: страсть утоплена в женитьбе, но не угасла. Но Штольц даже не подозревает, какие богатства таятся еще в душе Ольги.
Ольга переросла Штольца духовно, потому что не стремилась упорно к цели, а видела разные дороги и выбирала, по какой из них идти. Она пыталась понять и полюбить жизнь Обломова, но ей это не удалось. Теперь, в Крыму, Ольга чувствует в своей жизни черты идиллии Обломова, и это ее настораживает, она не хочет так жить. Но любовь Ольги и Штольца — это любовь двух развивающихся людей, которые помогают друг другу, и они должны найти выход, чтобы продолжить искать действительно свой путь.
Итак, о видах любви в романе Гончарова “Обломов” сказано очень много. Но автор не останавливается на достигнутом и пишет не только об идеальной любви и любви кажущейся, но и об идеальных браках. Тема любви занимает очень важное место и для развития сюжета, и для сложной композиции, и для раскрытия образов героев и связывания их между собой.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гончаров И.А.

Как мог дойти до рабства Илья Ильич Обломов | Сочинение по литературе
Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство

Поиски положительных начал русской жизни (по роману И. А. Гончарова «Обломов») | Сочинение по литературе
В романе И. А. Гончарова «Обломов» на первом плане жизнь и судьба главного героя — Ильи Ильича Обломова. Его образ заключает в себе широкое обобщение: в нем раскрыты черты характера, порожденного

Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова) | Сочинение по литературе
Всем известно, что человеку, приехавшему из деревни, очень трудно приспособиться к той обстановке, в которую он попадает. И. А. Гончаров описывает в двух своих романах «Обломов» и «Обыкновенная

Идеальный женский характер | Сочинение по литературе
Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света. И. А. Гончаров Роман "Обломов" вышел в свет в 1859 году, когда в стране чрезвычайно остро

Судьба Обломова - это судьба многих дворян середины XIX века | Сочинение по литературе
Роман "Обломов" Гончаров начал писать в 1846 году. В это время Россия была феодально-крепостнической страной. Угнетение крепостных достигло своих пределов. Экономический и политический

Характеристика образа Марьи Михайловны | Сочинение по литературе
Марья Михайловна — тетка Ольги Ильинской, воспитывающая племянницу после смерти родителей. Образ подобной наставницы характерен для русской литературы XIX в. Мировосприятие Ольги сложилось таким,

Характеристика образа Тарантьева Михея Андреевича | Сочинение по литературе
Тарантьев Михей Андреевич — земляк Обломова. Откуда он появился и каким образом втерся в доверие Ильи Ильича, — неизвестно. Т. появляется на первых же страницах романа — «человек лет сорока,

«Воспитание — великое дело им решается участь человека » (В Г Белинский) (по одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века) (по роману И А Гончарова «Обломов») | Сочинение по литературе
Недавно я прочитала роман И.А. Гончарова «Обломов». Нахожу в себе черты его главного героя. Я думала, что это просто лень, а оказалось, что это «обломовщина». Действительно, так хочется

Илья Обломов — «мирный зритель боя» | Сочинение по литературе
Не показалось ли вам, что герой романа Гончарова, откровенно го­воря, не слишком сложен? Леже­бока, лежит себе на диване, де­лать ничего не хочет, а если и полюбила его хорошая девушка, то и тут не

История создания романа «Обломов» И. А. Гончарова | Сочинение по литературе
И.А. Гончаров — крупнейший русский ро­манист второй половины XIX века, создатель своеобразной трило­гии, которую составляют три его романа. По определению автора, это единый роман, в котором

Фото Гончаров И.А.

 Изменить 
Гончаров И.А.

Гончаров И.А. - Биография

Иван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.), русский писатель XIX в., родился в состоятельной купеческой семье. Помимо него в семье Гончаровых было еще трое детей. После смерти отца воспитанием детей занялись мать и их крестный отец Н.Н. Трегубов, образованный человек передовых взглядов, знакомый со многими декабристами. В годы обучения в частном пансионе Гончаров приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и русский языки. В 1822 г. он успешно сдал экзамены в Московское коммерческое училище, но, не окончив его, поступил в Московский университет на филологическое отделение.

В годы учебы в университете Гончаров обратился к литературному творчеству. Из изучаемых предметов его больше всего привлекали теория и история литературы, изобразительное искусство, архитектура. Окончив университет, Иван Александрович поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора, затем переехал в Петербург и занял должность переводчика в министерстве финансов. Однако служба не мешала ему заниматься литературой и поддерживать дружеские отношения с поэтами, писателями и живописцами.

Первые творческие опыты Гончарова – стихи, затем антиромантическая повесть «Лихая болесть» и повесть «Счастливая ошибка» – были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история», который вызвал восторженную оценку критики и принес автору большой успех. В основе романа столкновение двух центральных героев – Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира.

В романе «Обыкновенная история» писатель отрицает абстрактные обращения главного героя, Александра Адуева, к некоему «божественному духу», осуждает пустую романтику и царящую в чиновничьей среде ничтожную коммерческую деловитость, то есть то, что не обеспечено высокими идеями, необходимыми человеку. Столкновение главных героев воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В.Г. Белинский). Однако десятилетия спустя антиромантическая тема утратила свою актуальность, и следующие поколения читателей воспринимали роман как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

Вершиной творчества писателя стал роман «Обломов», к созданию которого Гончаров приступил еще в 40-е гг. Прежде чем роман вышел в свет, в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» появился «Сон Обломова» – отрывок из будущего произведения. «Сон Обломова» получил высокую оценку критиков, но в их суждениях прослеживались идейные разногласия. Одни считали, что отрывок обладает большой художественной ценностью, но отвергали авторскую иронию по отношению к патриархальному помещичьему укладу. Другие признавали несомненное мастерство писателя в описании сцен усадебной жизни и видели в отрывке будущего романа Гончарова творческий шаг вперед по сравнению с его предыдущими работами.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Одновременно с выполнением своих служебных обязанностей Иван Александрович собирал материал для своих новых произведений. Результатом этой работы стали путевые заметки, которые в 1855–57 гг. печатались в периодических изданиях, а в 1858 г. вышли отдельным двухтомным изданием под названием «Фрегат “Паллада”». В путевых заметках переданы впечатления автора от знакомства с британской и японской культурами, отражено мнение автора об увиденном и пережитом во время путешествия. Созданные автором картины содержат необычные ассоциации и сопоставления с жизнью России, наполнены лирическим чувством. Путевые очерки пользовались большой популярностью у русских читателей.

Вернувшись из путешествия, Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и принял приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола. С этого времени отношения писателя с кругом Белинского заметно охладились. Выполняя обязанности цензора, Гончаров оказал помощь в публикации ряда лучших произведений русской литературы: «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Тысяча душ» А.Ф. Писемского и других. С осени 1862 г. по лето 1863 г. Гончаров редактировал газету «Северная почта». Примерно с этого же времени началось его удаление от литературного мира. Идеал писателя, по его собственному признанию, составили «кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей».

В 1859 г. был опубликован роман «Обломов», замысел которого сложился еще в 1847 г. С момента опубликования главы «Сон Обломова» читателю пришлось почти десять лет ждать появления полного текста произведения, которое сразу же завоевало огромный успех. Роман вызвал бурные споры читателей и критиков, что свидетельствовало о глубине авторского замысла. Сразу же после выхода романа в свет Добролюбов написал статью «Что такое обломовщина?», которая представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, ставшего символом косности крепостнической России. Некоторые критики, напротив, увидели в главном герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», сознательно устранившуюся от модных веяний и сохранившую верность истинным ценностям бытия. Споры о главном герое романа продолжались вплоть до начала XX в.

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя – Бориса Райского. Это произведение было задумано еще 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества. Однако к началу написания писатель несколько изменил свой замысел, что было продиктовано новыми общественными проблемами. В центре романа оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью.

После выхода в свет романа «Обрыв» имя Гончарова редко появлялось в печати. В 1872 г. была написана литературно-критическая статья «Мильон терзаний», посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». Вплоть до наших дней эта статья остается классической работой о комедии Грибоедова. Дальнейшая литературная деятельность Гончарова представлена «Записками о личности Белинского», театральными и публицистическими заметками, статьей «Гамлет», очерком «Литературный вечер» и газетными фельетонами. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается крупная критическая работа о его собственном творчестве под названием «Лучше поздно, чем никогда». В 80-е гг. вышло в свет первое собрание сочинений Гончарова. В последние годы жизни писатель, наделенный талантом тонкого наблюдателя, жил одиноко и замкнуто, сознательно сторонясь жизни и вместе с тем тяжело переживая свое положение. Он по-прежнему писал статьи и заметки, но, к сожалению, перед смертью сжег все написанное в последние годы.

Во всех своих произведениях Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности вне сюжетных событий и передать внутреннюю напряженность обыденной жизни. Писатель выступал за независимость личности, призывал к активной деятельности, одушевленной нравственными идеями: духовностью и гуманностью, свободой от социальной и моральной зависимости.
 Изменить