Сочинения по литературе

Поиски положительных начал русской жизни (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

0
В романе И. А. Гончарова «Обломов» на первом плане жизнь и судьба главного героя — Ильи Ильича Обломова. Его образ заключает в себе широкое обобщение: в нем раскрыты черты характера, порожденного русской патриархальной помещичьей жизнью. Этот образ явился воплощением жизненного застоя, неподвижности, беспробудной человеческой лени.
Обломов — это человек, наделенный многими достоинствами и сохранивший главное — совесть, но не нашедший применения своим силам и потому оказавшийся невостребованным российской жизнью. Этот герой породил емкое понятие «обломовщина», живучесть которой убедительно показана в романе. Обломовщина распространилась по деревням и селам крепостнической России, укоренилась в ее столице, она проявляет себя не только в поведении бар, но и в косности чиновников, крепостных крестьян, людей интеллигентный профессий. Обломовское начало живет в Захаре — его крепостном слуге, в гостях героя, в быте вдовы Пшеницыной... Если вся страна будет состоять из таких «обломовых», чьи духовные порывы уничтожила лень, то впереди ее ждут разруха, пошлость и нищета. Такие перспективы, конечно, не могут радовать, и это заставляет автора искать «положительные начала русской жизни».

Друг главного героя Андрей Штольц, появляется в финале первой части романа, прерывая знаменитый «Сон Обломова». Он, будучи антагонистом Обломова, тем не менее, во имя давней дружбы пытается расшевелить приятеля, пробудить его к активной жизни, напоминая ему о давних мечтаниях «обжечь ноги на Везувии».

Штольц — выходец из мещанского сословия. От отца-немца, технолога и агронома, служившего управляющим имением и крепостной фабрикой, он унаследовал деловитость, аккуратность и точность. Но мать его была русская, и благодаря ее мечтательности, душевности и широте натуры, он вышел из «узенькой немецкой колеи» на дорогу, «которая не снилась ни деду его, ни отцу, ни самому ему». Штольц, с детства привычный к труду, самостоятельности, обладающий волей к достижению цели и бесстрашием перед трудностями, сам пробивает себе дорогу в жизни. Он получил блестящее образование в университете в Москве, затем «сидел на студенческих скамьях в Бонне, в Иене, в Эрлангене», а, выйдя в отставку после службы, «занялся своими делами», активной коммерцией. Он поддерживает связи с чиновниками, со светским обществом. Он много читает, постоянно пополняет и обогащает свои знания. «Образ, содержание, стихия и цель», как он сам определяет идеал своей жизни, — осмысленный труд. Гончаров, создавая образ Штольца, хотел, по-видимому, изобразить положительный идеал нового деятеля России. Он был убежден, что множество Штольцев «должно явиться под русскими именами». Критик Д. Н. Овсянико-Куликовский писал об этом персонаже: «Он человек положительный, натура уравновешенная, чуждая излишеств рефлексии, бодрая, деятельная, жизнерадостная...». Штольц, кроме всего прочего, ведет просветительскую деятельность, говоря о народных школах, об образовании для простых людей. В пользу этого героя говорят и такие его качества, как способность к преданной дружбе и глубокой любви. Штольц идет по жизни «твердо, бодро», он и внешне такой же — «весь составлен из костей, мускулов и нервов». Наконец, главное его качество — непримиримое отношение к обломовщине в любых ее проявлениях. Он же нашел и само это слово «обломовщина».

Этот герой «нового века» симпатичен автору. Писатель дает ему «наполненную, волнующую жизнь, в которой цвела неувядаемая весна», дарит ему счастье с Ольгой Ильинской, образ которой овеян изумительной поэзией. Штольц выходит победителем во всех жизненных ситуациях. Но почему-то писатель не показывает нам своего героя в «деле», не изображает его общественного служения и просветительской деятельности. Сохраняя верность жизненной правде, Гончаров отмечает, что Штольц «больше всего боится воображения». «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе», эгоизм и расчетливость все-таки преобладают над чувствами. Ум Штольца преобладает над сердцем, он контролирует все душевные порывы. В конце концов, он находит для себя успокоение в семейном счастье, тишине и комфорте, решает, что «все найдено, нечего искать, некуда больше идти». Сам автор признавал, что в этом его герое слишком яркими были стремления к приобретательству и «слишком голо выглядела идея». Многие критики усматривали в этом образе типическое, находили его «живым человеком», но большинству из них Штольц не внушал доверия в роли «положительного начала», то есть, как подчеркивал Н. А. Добролюбов, «Штольц не дорос еще до идеала общественного русского деятеля».

Конечно, появление в романе этого «возбудителя жизни» и противника обломовщины привнесли в сюжет романа живость, динамичность и напряженность, но все-таки Штольц, его убеждения и образ жизни — не выход из тупика. Его деятельность направлена на узкопрактические интересы, лишена живого интереса к реальности, лишена тяги к деятельности на благо общества, к искусству. И потому вовсе не он положительный герой романа.

По-настоящему положительным героем, а точнее, героиней, является Ольга. Это красивая молодая и энергичная женщина, обладающая необыкновенной простотой и естественностью, женщина, которую влечет к значительным делам, имеющим общечеловеческий смысл. Она лишена жеманства, кокетства, лжи и ми-Щуры. Прислушиваясь к себе, Ольга чувствует, что душа ее «тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед». Штольца пугает этот вулканический огонь натуры Ольги. Он доволен своей жизнью, он не пойдет «с Манфредами и Фаустами», «на дерзкую борьбу с мятежными вопросами», он склонит голову и «смиренно» переживет «трудную минуту...». А вот Ольга, по предположению Д. Н. Овсянико-Куликовского, разочаровавшись в Штольце, «выступит на иной путь, трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод», и в любом забытом уголке сохранит заветы своей молодости.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гончаров И.А.

Что такое обломовщина? | Сочинение по литературе
Социально-психологический роман Гончарова "Обломов" создан во второй половине XIX века и отображает общественную жизнь той эпохи, однако проблемы, поднимаемые автором, актуальны и в наше

Обломов и обломовщина (по роману «Обломов») | Сочинение по литературе
Роман “Обломов”, который автор писал больше десяти лет, глубоко и полно освещает социальные и нравственные проблемы того времени. И тема, и идея, и основной конфликт этого произведения связаны с

Обломов и Штольц (по роману И.А. Гончарова "Обломов") | Сочинение по литературе
Обломов и Штольц В тысяча восемьсот пятьдесят втором году И.А.Гончаров написал роман "Обломов". Главная тема романа - судьба поколения, ищущего своего места в обществе,

Обломов и «другие» (сочинение-миниатюра по 8 главе романа И.А. Гончарова «Обломов») | Сочинение по литературе
Илья Ильич Обломов - человек очень своеобразный, можно сказать, необычный. На протяжении всего романа мы наблюдаем за жизнью этого героя, которая в основном заключается в лежанье на диване и

Художественное мастерство Гончарова в раскрытии человеческих характеров (по роману «Обломов») | Сочинение по литературе
Содержание романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» мне было знакомо с детства, и, когда возникла необходимость самой прочесть его, я взяла книгу без большого желания, так как считала, что

Дружба Обломова и Штольца | Сочинение по литературе
В романе «Обломов» Иван Александрович Гончаров подвергает тонкому анализу человеческие взаимоотношения, исследует и раскрывает тему дружбы между людьми. Могут ли дружить совершенно разные люди?

Две философии жизни в романе И. А. Гончарова «Обыкновенная история» | Сочинение по литературе
Роман И. А. Гончарова “Обыкновенная история” начинается с того, что герой покидает родной дом и отправляется на поиски счастья. Александр не может вразумительно ответить на вопрос дяди, зачем он

Причины деградации Обломова | Сочинение по литературе
Я думаю, что причины деградации Ильи Ильича стоит искать у самых их истоков, а именно - в детстве, в воспитании маленького Обломова. Ведь от фундамента зависит, каким будет здание – ровным или

Почему ни любовь, ни дружба не могут спасти Обломова? | Сочинение по литературе
В романе Гончарова предстает перед читателем добряк-помещик Илья Ильич Обломов, ленивый и апатичный ко всему человек, которого ничто не способно пробудить к жизни. Целыми днями лежит он на диване,

Черты русского национального характера в Обломове | Сочинение по литературе
Роман “Обломов” явился вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова. Он был опубликован в 1859 году в журнале “Отечественные записки”. Произведение встретило единодушное признание у публики и

Фото Гончаров И.А.

 Изменить 
Гончаров И.А.

Гончаров И.А. - Биография

Иван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.), русский писатель XIX в., родился в состоятельной купеческой семье. Помимо него в семье Гончаровых было еще трое детей. После смерти отца воспитанием детей занялись мать и их крестный отец Н.Н. Трегубов, образованный человек передовых взглядов, знакомый со многими декабристами. В годы обучения в частном пансионе Гончаров приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и русский языки. В 1822 г. он успешно сдал экзамены в Московское коммерческое училище, но, не окончив его, поступил в Московский университет на филологическое отделение.

В годы учебы в университете Гончаров обратился к литературному творчеству. Из изучаемых предметов его больше всего привлекали теория и история литературы, изобразительное искусство, архитектура. Окончив университет, Иван Александрович поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора, затем переехал в Петербург и занял должность переводчика в министерстве финансов. Однако служба не мешала ему заниматься литературой и поддерживать дружеские отношения с поэтами, писателями и живописцами.

Первые творческие опыты Гончарова – стихи, затем антиромантическая повесть «Лихая болесть» и повесть «Счастливая ошибка» – были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история», который вызвал восторженную оценку критики и принес автору большой успех. В основе романа столкновение двух центральных героев – Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира.

В романе «Обыкновенная история» писатель отрицает абстрактные обращения главного героя, Александра Адуева, к некоему «божественному духу», осуждает пустую романтику и царящую в чиновничьей среде ничтожную коммерческую деловитость, то есть то, что не обеспечено высокими идеями, необходимыми человеку. Столкновение главных героев воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В.Г. Белинский). Однако десятилетия спустя антиромантическая тема утратила свою актуальность, и следующие поколения читателей воспринимали роман как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

Вершиной творчества писателя стал роман «Обломов», к созданию которого Гончаров приступил еще в 40-е гг. Прежде чем роман вышел в свет, в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» появился «Сон Обломова» – отрывок из будущего произведения. «Сон Обломова» получил высокую оценку критиков, но в их суждениях прослеживались идейные разногласия. Одни считали, что отрывок обладает большой художественной ценностью, но отвергали авторскую иронию по отношению к патриархальному помещичьему укладу. Другие признавали несомненное мастерство писателя в описании сцен усадебной жизни и видели в отрывке будущего романа Гончарова творческий шаг вперед по сравнению с его предыдущими работами.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Одновременно с выполнением своих служебных обязанностей Иван Александрович собирал материал для своих новых произведений. Результатом этой работы стали путевые заметки, которые в 1855–57 гг. печатались в периодических изданиях, а в 1858 г. вышли отдельным двухтомным изданием под названием «Фрегат “Паллада”». В путевых заметках переданы впечатления автора от знакомства с британской и японской культурами, отражено мнение автора об увиденном и пережитом во время путешествия. Созданные автором картины содержат необычные ассоциации и сопоставления с жизнью России, наполнены лирическим чувством. Путевые очерки пользовались большой популярностью у русских читателей.

Вернувшись из путешествия, Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и принял приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола. С этого времени отношения писателя с кругом Белинского заметно охладились. Выполняя обязанности цензора, Гончаров оказал помощь в публикации ряда лучших произведений русской литературы: «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Тысяча душ» А.Ф. Писемского и других. С осени 1862 г. по лето 1863 г. Гончаров редактировал газету «Северная почта». Примерно с этого же времени началось его удаление от литературного мира. Идеал писателя, по его собственному признанию, составили «кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей».

В 1859 г. был опубликован роман «Обломов», замысел которого сложился еще в 1847 г. С момента опубликования главы «Сон Обломова» читателю пришлось почти десять лет ждать появления полного текста произведения, которое сразу же завоевало огромный успех. Роман вызвал бурные споры читателей и критиков, что свидетельствовало о глубине авторского замысла. Сразу же после выхода романа в свет Добролюбов написал статью «Что такое обломовщина?», которая представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, ставшего символом косности крепостнической России. Некоторые критики, напротив, увидели в главном герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», сознательно устранившуюся от модных веяний и сохранившую верность истинным ценностям бытия. Споры о главном герое романа продолжались вплоть до начала XX в.

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя – Бориса Райского. Это произведение было задумано еще 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества. Однако к началу написания писатель несколько изменил свой замысел, что было продиктовано новыми общественными проблемами. В центре романа оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью.

После выхода в свет романа «Обрыв» имя Гончарова редко появлялось в печати. В 1872 г. была написана литературно-критическая статья «Мильон терзаний», посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». Вплоть до наших дней эта статья остается классической работой о комедии Грибоедова. Дальнейшая литературная деятельность Гончарова представлена «Записками о личности Белинского», театральными и публицистическими заметками, статьей «Гамлет», очерком «Литературный вечер» и газетными фельетонами. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается крупная критическая работа о его собственном творчестве под названием «Лучше поздно, чем никогда». В 80-е гг. вышло в свет первое собрание сочинений Гончарова. В последние годы жизни писатель, наделенный талантом тонкого наблюдателя, жил одиноко и замкнуто, сознательно сторонясь жизни и вместе с тем тяжело переживая свое положение. Он по-прежнему писал статьи и заметки, но, к сожалению, перед смертью сжег все написанное в последние годы.

Во всех своих произведениях Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности вне сюжетных событий и передать внутреннюю напряженность обыденной жизни. Писатель выступал за независимость личности, призывал к активной деятельности, одушевленной нравственными идеями: духовностью и гуманностью, свободой от социальной и моральной зависимости.
 Изменить