Сочинения по литературе

Наказание грешников в «Божественной комедии» Дант

0
«Божественную комедию» Данте создал в изгнании. В этом произведении отобразились яркие картины современности через восприятие поэта, охваченного бурей различных чувств. Мысли о том, что человек должен отвечать за свои поступки, заставила Данте по-своему рассказать об адских мучениях, которые ждут тех, кто при жизни нарушал нормы морали.
Не случайно Ад Данте изображает, как большую пропасть, которая спускается в центр Земли. Идя постепенно путями девяти кругов Ада, поэт наблюдает, кто и за что несут наказание здесь. Вот перед воротами Ада слышится плач — это страдают люди, которые на земле и не грешили, и не были добродетельные — все те, кто проявлял заботу лишь о самих себе. От них отвернулись силы и Ада, и Рая. Так поэт говорит о том, что каждый человек должен избрать моральную позицию и жить по нормам морали, не стараясь отречься от обязанностей перед людьми и Богом.

Данте вмещает отдельно на зеленых лугах при светлых солнца, тех праведных людей, что жили по христианству. Среди них прославленные поэты, ученые и герои: Гомер, Гораций, Овидий, Лукиан, Эней, Аристотель, Сократ, Платон и прочие. За что же люди страдают адскими муками? Поэт считает, что это и те, кто увлекался чувствительной любовью — Клеопатра, Семирамида, Елена, Ахиллес и прочие, — и те, кто за жизнь был жадным или расточительным, кто проникался лишь накоплением денег. В Аду страдают злые и завистливые, горят материалисты, которые не верили в бессмертие души, а также еретики. Ведь Данте был сыном своего времени и не мог остаться в стороне от проблем церкви. Не случайно же именно в Ад он помещает не только обычных грешников, виновных в насилии против людей и Бога, но и Папу Римского.

Здесь подготовлено и место для Папы Бонифация VIII. Данте описал мучения волхвов, которые при жизни старались отгадать будущее людей. Теперь они ходят задом, так как наказаны таким образом. Одним из самых страшных грехов поэт считает воровство и измену. Воры находятся среди страшных змей, которые клубятся везде и жалят грешников. А те, кто предал своих близких, показаны застывшими во льду головой, а слезы, которые вытекают из их глаз, замерзают, мучая их. Здесь владение Сатаны. И здесь наказывается Иуда, который предал Христа, потом Брут и Кассий, которые убили Цезаря.

Так в «Божественной комедии» Дайте эмоционально, точно воссоздал саму суть позорных поступков, за которые всех ждет страшное наказание. Затем его произведение можно рассматривать как предупреждение человечеству, которое забывает о грехе неправедной жизни.

В пору Возрождения, когда распространились идеи гуманистической философии, к ней обратился Данте Алигьери— последний поэт Средневековья и вместе с тем первый поэт Нового времени.

На протяжении многих лет на чужбине Данте вынашивал и обрабатывал свое прекрасное творение — поэму «Божественная комедия». Он закончил ее незадолго до смерти. Произведение это — итог всей его жизни — дает широкую картину представлений Данте о мире, о действительности и пламенной проповеди дорогих ему идей. «Божественная комедия» — высшее достижение средневековой культуры, которое знаменует собой переход к новой эпохе.

Огромная по объему поэма имеет три части — «Ад», «Чистилище», «Рай» — согласно трем этапам мысленного путешествия поэта. Она начинается описанием состояния человека, который переживает духовный кризис, болезненно ищет путь к истине.

Земную жизнь, пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,

Любимая поэта Беатриче просит Вергилия вывести Данте на правильный путь:

Мой друг, хотя и счастье с ним не дружит,
Нашел помеху в дебри пустынной
На своим пути и от ужаса отвернулся:
Боюсь, чтобы он так не заблудился.
Иди же и твоим праведным словом
И всем, что нужно для его избавления.
Спасай его, чтобы и меня утешить.

Вергилий ведет Данте через ад, который состоит из девяти кругов. В первом они видят души праведников, поэтов и героев дохристианской давности. Христос выводит оттуда ветхозаветных праотцев и пророков — Адама, Авеля, «чистого сына его», Ноя, Моисея, «уставщика и служителя», «седого Авраама», Якова Израиля и его детей. Среди них, кто удостоен райского блаженства, упомянуты героини библейских бытовых, героических и лирических рассказов — Сарру, Ребекку, Рут, Юдиту. К их обществу после прощания с Данте присоединяется и Беатриче.

Спускаясь ниже и ниже, поэт видит грешников — ростовщиков, жадных, насильников, воров, корыстолюбцев. В адскую бездну сброшены жестокие тираны, которые в бессильной злобе скрежещут зубами в огневой реке, и папы, которые грешили при жизни. На девятом кругу ада — озеро, где в лед навечно вмерзли предатели родных и родины.

Пройдя через чистилище, поэт в сопровождении Беатриче отправляется в путешествие по райским сферам. Здесь Данте встречает апостола Петра, Якова, Иоанна. Беатриче, его проводница и наставница, предлагает подвергнуть испытанию его «по легким и трудным вопросам». Демонстрируя эрудицию, Данте показывает осведомленность не только в Библии, а и в «человеческих науках» — физике, философии. Он, как и другие философы - гуманисты, убежден, что существуют разные пути к познанию истины, и человек не должен пренебрегать ни одним.

На страницах поэмы имена Христа, праведников и святых встречаются рядом с именами Горация, Сенеки, Ювенала, персонажами греческой и римской мифологии. Это характерно для гуманизма. Объединение «Христа с Цицероном» свидетельствует, что Данте не присущи фанатизм, замкнутость, ограниченность, что он черпает богатства из всего наследия духовной культуры.

Рай, по представлению христиан, — место, где властвует справедливость и вечное блаженство. Они верят, что рай создан лишь для них. Но Данте понимает, что праведники были и до Христа, существуют и вне его религии, и он помещает в рай всех, кто заслуживает вознаграждение, поднимая тем самым канонические представления.

Прежде чем подняться в небо, Беатриче дает Данте возможность в последний раз взглянуть на грешную землю, где властвует зло, рожденное алчностью, под которой поэт понимает власть материальных интересов. И Данте убежден, что мир идет не к гибели, а к рассвету, что за зимой настанет весна, что за цветком вызреет плод, что добро победит.

Как видим, вся поэма, и особенно часть «Ад», пронизанная духом пылкой политической борьбы, рожденной новой эпохой. С наибольшим презрением изображает поэт нерешительных, но желающих в жизни бороться на чьей-то стороне.

Образ родного города Флоренции, судьбы, люди, обычаи, события общественной жизни постоянно оживают перед Данте в картинах загробного мира.

Остро выраженные во всей поэме симпатии и антипатии автора. Для императора Генриха заготовлен трон в раю, в аду ждут заклятого политического врага Данте - папу Бонифация. Данте выступает с острой критикой официальной католической церкви.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Данте А.

Особенности композиции «Божественной комедии» Данте | Сочинение по литературе
ная комедия» - величайшее творение Данте. Это произведение стало итогом развития художественной, философской и религиозной мысли Средневековья и первым шагом к пути Возрождения. Главной его идеей

Поэтика и стилистика «Божественной комедии» | Сочинение по литературе
«Божественной комедии» имеет приметы реализма: пластичность персонажей, скульптурный контур портрета. Иногда Данте даже использует другой язык: его прованские трубадуры разговаривают на прованском

Эстетичный и этический манифест Данте (по произведению «Божественная комедия») | Сочинение по литературе
Могущественная Римская империя пала под нажимом завоевателей - готов, византийцев, норманов, испанцев… Настали средневековые времена – пора крестовых походов, рыцарской поэзии, готических

Гуманистические идеалы «Божественной комедии» Данте | Сочинение по литературе
«Божественная комедия» - величайшее творение итальянского поэта Данте Алигъери - вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и вместе с тем произведение, которое

"Божественная комедия" — Новое слово в европейской литературе | Сочинение по литературе
Конец средневековья. Сознание европейцев изменяется. Мир перестает ограничиваться стенами города и поражает своим разнообразием. На площадях все еще жгут еретиков и распевают мессы, но острая

Характер композиции и символика поэмы Данте «Божественная комедия» | Сочинение по литературе
“Божественная Комедия” возникла в тревожные ранние годы XIV века из бурливших напряженной политической борьбой глубин национальной жизни Италии. Поэма не только является итогом развития

Божественный скиталец во вселенной (по творчеству Данте Алигьери) | Сочинение по литературе
По характеру своего творчества итальянский поэт Данте Алигьери является поэтом переходного периода. Это и определило то, что в его произведениях отсутствует единство, стройность, гармония. Ф. Энгельс

Литературная деятельность Данте | Сочинение по литературе
Молодой Данте вырос в атмосфере этих идей и стал одним из самых ярких представителей «сладостного нового стиля». Он усвоил все условности этой школы, присущую ей философичность. К этому

Краткий обзор творчества Данте | Сочинение по литературе
Года изгнания совпали с творческой зрелостью Данте. Он создал ряд произведений, в том числе ученые трактаты. Среди них — «Банкет», задуманный как своеобразная энциклопедия в области

Лингвистический анализа текста поэмы Данте Алигери | Сочинение по литературе
“Сквозь меня идут к городу мучений тягчайших…”, - рипить адские ворота, и два поэты, Данте и Вергилий, отправляются в удивительное странствие. Немало увидят они на своем пути. Пройдут мимо

Фото Данте А.

 Изменить 
Данте А.

Данте А. - Биография

    ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (Dante Alighieri) (1265–1321), итальянский поэт. Родился в середине мая 1265 во Флоренции. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения. Представление о юности поэта дает его автобиографическая повесть в стихах и прозе Новая жизнь (La vita nuova, 1293), рассказывающая о любви Данте к Беатриче (считается, что это была Биче, дочь Фолько Портинари) с момента первой встречи, когда Данте было девять лет, а ей восемь, и до смерти Беатриче в июне 1290. Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя ее с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией и создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы». За годы научных занятий значительно расширился и его литературный кругозор. Решающую роль в судьбе и дальнейшем творчестве Данте сыграло изгнание поэта из родной Флоренции.
    В то время власть во Флоренции принадлежала партии гвельфов, раздираемой внутрипартийной борьбой между белыми гвельфами (выступавшими за независимость Флоренции от папы) и черными гвельфами (сторонниками папской власти). Симпатии Данте были на стороне белых гвельфов. В 1295–1296 он несколько раз призывался на государственную службу, включая участие в Совете Ста. В 1300 он в качестве посла ездил в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII и в том же году был избран членом правительствующего совета приоров – эту должность он занимал с 15 июня по 15 августа. С апреля по сентябрь 1301 он вновь входил в Совет Ста. Осенью того же года Данте вошел в состав посольства, отправленного к папе Бонифацию в связи с нападением на Флоренцию принца Карла Валуа. В его отсутствие, 1 ноября 1301, с приходом Карла власть в городе перешла к черным гвельфам, а белые гвельфы подверглись репрессиям. В январе 1302 Данте узнал, что заочно приговорен к изгнанию по сфабрикованному обвинению во взяточничестве, должностных преступлениях и сопротивлении папе и Карлу Валуа, и уже не вернулся во Флоренцию.
    В 1310 император Генрих VII вторгся в Италию с «миротворческой» целью. На это событие Данте, нашедший к тому времени временный приют в Казентино, откликнулся пылким письмом К правителям и народам Италии, призывая поддержать Генриха. В другом письме, озаглавленном Флорентиец Данте Алигьери, несправедливо изгнанный, негоднейшим флорентийцам, оставшимся в городе, он осудил сопротивление, оказанное Флоренцией императору. Вероятно, в это же время он написал трактат О монархии (De monarchia, 1312–1313). Однако в августе 1313, после неудачной трехлетней кампании, Генрих VII внезапно скончался в Буонконвенто. В 1314 после смерти папы Климента V во Франции Данте выступил еще с одним письмом, адресованным конклаву итальянских кардиналов в городе Карпентра, в котором призывал их избрать папой итальянца и вернуть папский престол из Авиньона в Рим.
    На некоторое время Данте нашел убежище у правителя Вероны Кан Гранде делла Скала, которому посвятил заключительную часть Божественной Комедии – Рай. Последние годы жизни поэт провел под покровительством Гвидо да Полента в Равенне, где скончался в сентябре 1321, завершив незадолго до смерти Божественную Комедию.
    Лишь часть ранних стихотворений Данте вошла в Новую жизнь. Помимо них он написал несколько аллегорических канцон, которые, вероятно, намеревался включить в Пир, а также множество лирических стихотворений. Впоследствии все эти стихотворения были изданы под заглавием Стихи (Rime), или Канцоньере (Canzoniere), хотя сам Данте не составлял такого сборника. Сюда же следует отнести шутливо-бранные сонеты (тенцоны), которыми Данте обменивался со своим другом Форезе Донати.
    По утверждению самого Данте, трактат Пир (Il convivio, 1304–1307) он написал, чтобы заявить о себе как о поэте, перешедшем от воспевания куртуазной любви к философской тематике. Предполагалось, что в Пир войдут четырнадцать поэм (канцон), каждая из которых будет снабжена обширной глоссой, толкующей ее аллегорическое и философское значение. Однако, написав толкования к трем канцонам, Данте оставил работу над трактатом. В первой книге Пира, служащей прологом, он горячо отстаивает право итальянского языка быть языком литературы. Трактат на латинском языке О народном красноречии (De vulgari eloquentia, 1304–1307) тоже не был закончен: Данте написал лишь первую книгу и часть второй. В нем Данте говорит об итальянском языке как средстве поэтического выражения, излагает свою теорию языка и выражает надежду на создание в Италии нового литературного языка, который встал бы над диалектальными различиями и был бы достоин называться великой поэзией.
    В трех книгах тщательно обоснованного исследования О монархии (De monarchia, 1312–1313) Данте стремится доказать истинность следующих утверждений: 1) лишь под властью вселенского монарха человечество может придти к мирному существованию и исполнить свое предназначение; 2) Господь избрал римский народ, чтобы тот правил миром (следовательно, этим монархом должен быть император Священной Римской империи); 3) император и папа получают власть непосредственно от Бога (следовательно, первый не подчинен второму). Эти взгляды высказывались и до Данте, но он привнес в них пылкость убеждения. Церковь немедленно осудила трактат и, согласно Боккаччо, приговорила книгу к сожжению.
    В последние два года жизни Данте написал латинским гекзаметром две эклоги. Это был ответ профессору поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, который убеждал его писать на латыни и приехать в Болонью для увенчания лавровым венком. Исследование Вопрос о воде и земле (Questio de aqua et terra), посвященное вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни (некоторые упоминались).
    Считается, что Данте принялся за Божественную Комедию около 1307, прервав работу над трактатами Пир (Il convivio, 1304–1307) и О народном красноречии (De vulgari eloquentia, 1304–1307). В этом произведении он хотел представить двойное вдение общественно-политического устройства: с одной стороны, как божественно предустановленного, с другой – как достигшего невиданного разложения в современном ему обществе («нынешний мир сбился с пути» – Чистилище, ХVI, 82). Основной темой Божественной Комедии можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека.
    Свою поэму Данте назвал Комедией, поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности), и, кроме того, написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет Божественная в заглавии придуман не Данте, впервые он появился в издании, вышедшем в 1555 в Венеции.
    Поэма состоит из ста песней приблизительно одинаковой длины (130–150 строк) и делится на три кантики – Ад, Чистилище и Рай, по тридцать три песни в каждой; первая песнь Ада служит прологом ко всей поэме. Размер Божественной Комедии – одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в нее глубокий смысл. Божественная Комедия – непревзойденный пример искусства как подражания, за образец Данте берет все сущее, как материальное, так и духовное, сотворенное триединым Богом, наложившим на все отпечаток своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность ее строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал всем вещам.
    В письме к Кан Гранде Данте объясняет, что его поэма многозначна, это аллегория наподобие Библии. Действительно, поэма имеет сложную аллегорическую структуру, и хотя повествование почти всегда может держаться на одном лишь буквальном смысле, это далеко не единственный уровень восприятия. Автор поэмы представлен в ней как человек, удостоившийся особой Божьей милости – совершить путешествие к Господу через три царства загробного мира, Ад, Чистилище и Рай. Это путешествие представлено в поэме как реальное, совершенное Данте во плоти и наяву, а не во сне или видении. В загробном мире поэт видит разнообразные состояния душ после смерти, в соответствии с воздаянием, определенным Господом.
    Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные категории: распущенность, насилие и ложь; это три греховные наклонности, проистекающие из греха Адама. Этические принципы, на которых построен Дантов Ад, как и в целом его видение мира и человека, представляют собой сплав христианской теологии и языческой этики на основе Этики Аристотеля. Взгляды Данте не оригинальны, они были распространены в эпоху, когда основные труды Аристотеля были вновь открыты и усердно изучались.
    Пройдя через девять кругов Ада и центр Земли, Данте и его проводник Вергилий выходят на поверхность у подножия горы Чистилища, расположенной в южном полушарии, на противоположном от Иерусалима крае Земли. Схождение в Ад заняло у них ровно столько же времени, сколько прошло между положением Христа в гробницу и его воскресением, и начальные песни Чистилища изобилуют указаниями на то, каким образом действие поэмы перекликается с подвигом Христа, – еще один пример подражания у Данте, теперь в привычной форме imitatio Christi.
    Восходя на гору Чистилища, где на семи уступах искупаются семь смертных грехов, Данте очищается сам и, достигнув вершины, оказывается в земном Раю. Таким образом, восхождение на гору – это «возвращение в Эдем», обретение утерянного Рая. С этого момента проводником Данте становится Беатриче. Ее появление является кульминацией всего путешествия, более того, поэт проводит подчеркнутую аналогию между приходом Беатриче и пришествием Христа – в истории, в душе и в конце времен. Здесь подражание христианской концепции истории как линейного поступательного движения, центр которого образует пришествие Христа.
    С Беатриче Данте поднимается сквозь девять концентрических небесных сфер (согласно устройству неба в птолемеево-аристотелевской космологии), где обитают души праведных, к десятой – Эмпирею, обители Господа. Там Беатриче сменяет св. Бернард Клервоский, который показывает поэту святых и ангелов, вкушающих высшее блаженство: непосредственное созерцание Господа, утоляющее все желания.
    Несмотря на такое разнообразие посмертных судеб, можно выделить один принцип, действующий на протяжении всей поэмы: воздаяние соответствует природе греха или добродетели, присущих человеку при жизни. Особенно четко это прослеживается в Аду (зачинщики раздора и схизматики рассечены там надвое). В Чистилище очищение души подчиняется несколько иному, «исправляющему» принципу (глаза завистников накрепко зашиты). В Раю души праведных появляются сначала на том небе, или небесной сфере, которое лучше символизирует степень и природу их заслуг (души воителей обитают на Марсе).
    В структуре Божественной Комедии можно выделить два измерения: загробная жизнь как таковая и путешествие по ней Данте, обогащающее поэму новым глубинным смыслом и несущее основную аллегорическую нагрузку. Теология в дни Данте, как и раньше, считала, что мистическое путешествие к Богу возможно и при жизни человека, если Господь по милости своей подарит ему эту возможность. Данте строит свое путешествие по загробному миру так, чтобы оно символически отражало «путешествие» души в мире земном. При этом он следует образцам, уже выработанным в современной ему теологии. В частности, считалось, что на пути к Богу разум проходит три стадии, ведомый тремя различными видами света: Светом Естественного Разума, Светом Милости и Светом Славы. Именно эту роль играют в Божественной Комедии три проводника Данте.
    Христианская концепция времени заложена не только в центре поэмы : все ее действие вплоть до появления Беатриче призвано отразить то, что Данте понимал как путь искупления, предначертанный Господом для человечества после грехопадения. Это же понимание истории встречалось у Данте в трактате О монархии и высказывалось христианскими историками и поэтами (например, Орсисием и Пруденцием) еще за тысячу лет до Данте. Согласно этой концепции, Господь избрал римский народ для того, чтобы тот вел человечество к справедливости, в чем он и достиг совершенства при императоре Августе. Именно в это время, когда на всей земле, впервые после грехопадения, царили мир и справедливость, Господь пожелал вочеловечить и послать к людям своего возлюбленного сына. С появлением Христа, таким образом, завершается движение человечества к справедливости. Нетрудно проследить аллегорическое отражение этой концепции в Божественной Комедии. Как римляне при Августе вели род людской к справедливости, так Вергилий на вершине горы Чистилища приводит Данте к обретению внутреннего чувства справедливости и, прощаясь, обращается к поэту, как к императору на коронации: «Я над самим тобою тебя венчаю митрой и венцом». Теперь, когда в душе Данте, как некогда в мире, воцарилась справедливость, появляется Беатриче, и ее приход является отражением пришествия Христа, как оно было, есть и будет. Так путь, пройденный душой индивидума, достигающей справедливости, а затем – очищающей благодати, символически повторяет путь искупления, пройденный человечеством в ходе истории. Эта аллегория Божественной Комедии совершенно очевидно рассчитана на читателя-христианина, которого заинтересует как описание загробной жизни, так и путешествие Данте к Богу. Но изображение земной жизни у Данте не становится от этого призрачным и бесплотным. В поэме дана целая галерея живых и ярких портретов, а чувство значимости земной жизни, единства «того» и «этого» мира выражено в ней твердо и недвусмысленно.
 Изменить