Сочинения по литературе

Особенности проблематики одного из произведений военной прозы (По роману Ю. Бондарева «Горячий снег»)

0

Мы были высоки,
русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как
миф,
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Н. Майоров
Серпилин, Ильин, Синцов из трилогии Константина Симонова «Живые и мертвые» ,артиллеристы из романа Ю. Бондарева
«Горячий снег», девушки из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и тысячи, тысячи других не родились ни
героями,ни солдатками, они стали ими, когда над Родиной нависла смертельная опасность.
Просто душой, сердцем ощутили глубокую личную ответственность за Россию, за
народ и за все на свете в том смертельном бою, который шел «ради жизни на
земле». Всё, что написано о Великой Отечественной войне не отражает и сотой доли той правды, которую вынесли из этой
страшной трагедии писатели, поэты и
художники.
В литературе появилось стремление вглядеться «в пядь войны», в один памятный рубеж, в одну - две солдатские
судьбы, в один бой, чтобы понять и описать происходящее в душе одного человека, оказавшегося в самом пекле войны.
Роман Юрия Бондарева «Горячий снег» интересен в том плане, что в нем
представлены различные «среды» армии: ставка, штаб, солдаты и офицеры на огневой позиции. В произведении дан широкий
пространственный план и очень сжатое художественное время. Одни сутки тяжелейшего боя, который вела батарея
Дроздовского, стали эпицентром романа.
И командующий армии генерал Бессонов, и член военного совета Веснин, и командир дивизии полковник Деев, и
командир взвода Кузнецов, и сержанты, и солдаты Уханов, Рыбин, Нечаев, и санинструктор Зоя объединены выполнением
важнейшей задачи: не пропустить гитлеровские войска к Сталинграду на помощь окруженной армии Паулюса. Бессонов отдает
простой и ясный каждому приказ: «Ни шагу назад! И выбивать танки! И о смерти забыть!» А полковнику Дееву: «Полкам
драться в любых обстоятельствах. До последнего снаряда. До последнего патрона». Предстоял кровопролитнейший неравный
бой. Все понимали, что приказ «любой ценой», даже ценой собственной жизни – не прихоть командующего, а приказ Родины,
истории, приказ собственной совести.
Бессонов – полководец, психолог, мыслитель. В нем аккумулируется воля к победе, которая передается бойцам и
командирам. Бессонов не черствый, не бессердечный человек. Как радовался он, когда узнал, что в этом бою «до последнего
патрона»
остались живые! Чем он мог отблагодарить этих нескольких за всех погибших. Может
чувственно сказать: «Спасибо!», вручить награды, а через какое-то время сновать
появится жестокая необходимость бросить этих дорогих его сердцу людей в самое



пекло боя, и нет у него другого выбора. Если бы жестокая необходимость
потребовала, он сам бы пошел в окопы.
Храбрость его иного рода: в ответственности перед Родиной и своей совестью, за
те приказы, исполнение которых связано со смертью сотен, а то и тысяч
подчиненных ему людей. Право распоряжаться на войне – великое и опасное право.
Выполняя сложную и боевую задачу, командир не может не посылать в огонь сражений
своих солдат, но он обязан сделать все от него зависящее, чтобы на его совести
не было не одной лишней смерти.
Дроздовский и Кузнецов закончили одно и то же военное училище, в одно и то же
время. Вместе сражались, оба из рук Бессонова получили ордена. Однако по своей
человеческой сути Кузнецов намного выше Дроздовского. Он как-то душевнее, больше
верит людям. Кузнецов, даже когда вынужден приказать твердо и категорично, в
критические минуты боя остается Человеком. В нем, восемнадцатилетнем, уже
проступает то отцовское начало, которое формирует настоящего командира. Всеми
помыслами он следит за боевыми товарищами. Забыв о себе, в бою он теряет чувство
обостренной опасности и страха перед танками, перед ранениями и смертью.
Для Дроздовского война – это путь к подвигу или героическая смерть. Его
стремление ничего не прощать не имеет ничего общего с мудрой требовательностью и
вынужденной беспощадностью генерала Бессонова. Говоря о своей готовности
умереть, но не отступить в предстоящем бою, Дроздовский не лгал, не притворялся,
но сказал об этом с чуть излишним пафосом! Ему не мешает формальное бессердечное
отношение к дому, товарищам. Нравственная ущербность Дроздовского особенно
впечатлительно раскрывается в сцене гибели молодого солдата Сергуненкова. Как ни
пытался Кузнецов втолковать Дроздовскому, что его приказ проползти сто метров по
открытому полю и подорвать гранатой самоходку жесток и бессмысленен, ничего ему
не удалось. Дроздовкий до конца использует свое право посылать на смерть людей.
У Сергуненкова нет иного выхода, как выполнить этот невыполнимый приказ и
погибнуть. Нарушив военную субординацию, Кузнецов резко бросает в лицо
Дроздовскому: «Там, в нише, еще одна граната, слышишь? Последняя. На твоем бы
месте я взял бы гранату и к самоходке. Сергуненков не смог, ты сможешь?!»
Дроздовский не выдержал испытание властью, не осознал, что право, данное ему,
предполагает глубокое понимание своей святой ответственности за жизнь вверенных
ему людей.
Сегодня мы как бы снова проходим по «горячему снегу» фронтовых дорог, еще и
еще раз преклоняясь перед силой духа живых и мертвых солдат той войны. А
произведения, посвященные войне, учат нас этой силе.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Бондарев Ю.В.

Роман Ю. В. Бондарева "Горячий снег" | Сочинение по литературе
В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошел длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. Среди книг Юрия Бондарева о войне “Горячий снег” занимает особое место,

Впечатляющая сила реализма в романе «Горячий снег» | Сочинение по литературе
В диалектике характеров и обстоятельств открывается главный принцип художественной типизации в творчестве Юрия Бондарева: коллизия характеров служит средством сцепления особенного и общего.

Народ как главный герой военной прозы | Сочинение по литературе
Главным героем «Горячего снега», «Освобождения», «Берега» был народ, представленный во всем богатстве своего национального и духовного многообразия; в центре повествования народный подвиг и

Особенности проблематики одного из произведений военной прозы | Сочинение по литературе
Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, О людях, что ушли не долюбив, Не докурив последней папиросы. Н. Майоров Серпилин, Ильин, Синцов

"Горячий снег" Ю. Бондарева | Сочинение по литературе
Тема Великой Отечественной войны на долгие годы стала одной из основных тем нашей литературы. Особенно глубоко и правдиво рассказ о войне звучал в произведениях писателей-фронтовиков: К. Симонова, В.

Настоящее не может быть оторвано от прошлого (по роману «Горячий снег» Юрия Бондарева) | Сочинение по литературе
«Горячий снег» Юрия Бондарева, появившийся в 1969 году, после «Тишины» и «Родственников», возвращал нас к военным событиям зимы 1942 года. И в этом возвращении просматривалась закономерность:

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ Ю.В.Бондарев | Сочинение по литературе
Много бед претерпела русская земля. Древнюю Русь топтали "поганые полки половецкие" - и вставало войско Игорево за землю русскую, за веру христианскую. Не одно столетие длилось

Эмоциональный эффект в произведениях Бондарева | Сочинение по литературе
Иной раз, читая книги писателей-фронтовиков, трудно было освободиться от впечатления, будто имеешь дело с так называемыми «невыдуманными историями», с изображением реальных событий и лиц, что

Художественные открытия Юрия Бондарева | Сочинение по литературе
При встрече с явлением искусства нас занимают как идеи, сюжеты, образы, так и то, как пишет данный автор, в чем состоит его оригинальность, художественное мастерство. На первый план тут

О чем писал в своих произведениях Юрий Бондарев | Сочинение по литературе
О своем поколении, о тех, что остались в живых, Юрий Бондарев говорит как о людях, сумевших в четырехлетнем аду сберечь чистый, лучезарный мир солнечных великих ожиданий, «непреходящую веру в

Фото Бондарев Ю.В.

 Изменить 
Бондарев Ю.В.

Бондарев Ю.В. - Биография

    БОНДАРЕВ, ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (р. 1924), русский писатель. Родился 15 марта 1924 в Орске в семье крестьянина – участника борьбы за установление советской власти на Урале, впоследствии юриста. Ранние годы жизни провел в Оренбужье, на Южном Урале, в Средней Азии. С 1931 жил в Москве. В годы Великой Отечественной войны был эвакуирован в Казахстан; после окончания военного училища принял первый бой на Сталинградском фронте, был ранен. Войну продолжил командиром противотанкового орудия. В 1945–1951 учился в Литературном институте им. А.М.Горького (семинар К.Г.Паустовского).
    Первые рассказы опубликовал в 1949, в 1953 – первый сб. рассказов На большой реке. В 1956 увидела свет повесть Бондарева Юность командиров. Настоящая известность пришла к Бондареву после публикации повестей Батальоны просят огня (1957) и Последние залпы (1959), положивших начало т.н. «лейтенантской прозе», отмеченной той самой «окопной правдой», истоки которой восходят к знаменитому роману Э.М.Ремарка времен Первой мировой войны На западном фронте без перемен.
    Роман Бондарева Тишина (1962) продолжил общеевропейскую тему «потерянного поколения» – трудного вхождения в мирную жизнь молодых людей, попавших на фронт со школьной скамьи. В романе Горячий снег (1969) еще более обострена проблема ценности человеческой личности. С начала 1970-х годов в творчестве Бондарева острота психологических коллизий сопрягается главным образом со сферой частной жизни, подчеркивая экзистенциальную ответственность каждого за свою судьбу – будь то отношения между мужчиной и женщиной, «завоевателем» и побежденным, выбор между жизнью предателя и смертью героя, между муками истинного творчества и благополучием рутины (тетралогия Берег, 1975, Государственная премия СССР, 1977; Выбор, 1980, Государственная премия СССР, 1983; Игра, 1985, Искушение, 1991). Герой романов Бондарева, человек сильный, творческий и преуспевающий, явно автобиографичен (писатель Никитин, художник Васильев, кинорежиссер Крымов, ученый Дроздов). С годами в произведениях Бондарева все свободнее происходит «игра» не только со сложными человеческими судьбами, но и с временными и пространственными пластами – и одновременно еще более изощренными становятся путешествия по извилинам человеческой души, фиксирующие каждый миг восприятия утекающего события (цикл импрессионистических миниатюр Мгновения, 1977–1982). Бондарев – автор публицистически-злободневного романа о современности Сопротивление (1994–1996), книги размышлений о роли литературы в историческом процессе Поиск истины (1976), многочисленных работ для театра и кино (в т.ч. участие в киноэпопее о Великой Отечественной войне Освобождение, 1970–1972, Ленинская премия, 1972).
 Изменить