Сочинения по литературе

По повести А. И. Куприна "Олеся"

0
«Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен…» И.А. Бунин. ( По рассказу А. И. Куприна «Олеся»).
Трудно поверить, что эти слова произнесены человеком, жившим на «стыке времён», в тот самый трудный период, когда свергались с пьедесталов прежние идеалы, а их место занимали новые, незнакомые и непривычные, чья истинная ценность была сомнительна.
И. Бунин, творивший в конце XIX-начале XX века, видел мучительные поиски интеллигенции, разуверившейся в приоритетах своих предшественников, отодвинувших на второй план эстетику литературы. Красота окружающего мира была забыта: там, где страдания, нет и не может быть ничего прекрасного. Но, несмотря на бушующую предреволюционную эпоху, остались и те писатели, кто был верен музе красоты и продолжал воспевать её в своих творениях. «Непонятный мир» не погасил их желания говорить о прелести природы, об очаровании цветов, о нежности чувств. К числу таких авторов принадлежит и Александр Иванович Куприн. Его произведения странным образом сочетают в себе изображение человеческого страдания в грязи и пошлости окружающего мира и чистоту чувств героя, возвышающую не только его самого, но и озаряющую всё ярким и радостным светом. Оттого, наверное, и не оставляют тягостного впечатления творения Куприна.
Любовь, где бы она ни родилась: среди нетронутой природы полесских лесов, в офицерском гарнизоне, в чиновничьей убогой комнатушке – повсюду горит своим негасимым огнём, который освещает жизненную дорогу тех, кому посчастливилось прикоснуться к этому великому божественному дару.
И Куприн, и Бунин свои произведения создавали на основе контраста пошлого окружающего мира, со всеми его нелепыми, непонятными условностями, и расцветшего, как цветок на голой каменистой земле, прекрасного, чистого чувства, которое остаётся незапятнанным, неоскверненным до тех пор, пока живёт его «владелец» - любящий и любимый человек.
В рассказе Куприна «Олеся» мы встречаемся с удивительной девушкой, наделённой «оригинальной» красотой. «Прелесть её лица заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности…»
Но не одна только красота Олеси очаровывала Ивана Тимофеевича, а также «её цельная, самобытная, свободная натура, её ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым наследственным суеверием, детски невинный, но и не лишённый лукавого кокетства красивой женщины».
Олеся создана для любви. Она ждёт её, готовая принять в своё сердце.
Это чувство поселилось в ней, сделало счастливой, несмотря на постоянный страх девушки перед неминуемым несчастьем, которое она угадала давно, ещё возможно, тогда, когда впервые увидела Ивана Тимофеевича, или тогда, когда она гадала ему на картах. Но отказаться от любви она не в силах и не жалеет о том, что было, хотя вынуждена расстаться с любимым. «Она положила обе руки мне на плечи и с невыразимой любовью поглядела в мои глаза».
Финал рассказа печален. При последней встрече с возлюбленным Олеся говорит: «Так и знай же, мой дорогой, что никогда ты обо мне не вспомнишь дурно или со злом.… Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет, ох как тяжело.… Плакать будешь, места себе не найдёшь нигде. А потом всё пройдёт, всё изгладится. И без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно».
Куприн устами своей героини пытается донести до читателя свою мысль: как ни трагичен финал любви Олеси и Ивана Тимофеевича, победить её красоту и запятнать её чистоту не под силу никаким суровым жизненным обстоятельствам. Н под силу даже смерти. « Любовь сильнее смерти», - говорит один из купринских героев, и мы соглашаемся с ним, вспомнив историю Ромео и Джульетты, Тристана и Изольды, Мастера и Маргариты.
В жизни Олеси любовь к Ивану Тимофеевичу стала первой. Она по-детски искренна и бесхитростна. Очищающее магическое влияние девушка оказывает на «ленивое» сердце своего возлюбленного, который начинает замечать прекрасное вокруг себя, ценить красоту природы. «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошёл месяц и его сияние причудливо, пестро и таинственно расцветило лес…Тонкие стволы берёз белели резко и отчётливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы.… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем…»
Интересно, что Куприн делает местом встречи своих героев величественный и прекрасный лес, где не существует людской пошлости и подлости, лес, благословляющий молодых на счастье.
А поруганию Олеся подвергается в деревне, куда она пришла из своей лесной обители, пришла в церковь, «переломив» свою болезнь, во имя своей любви.
Иван Тимофеевич не обладает даром любить так самоотверженно, как Олеся. Когда он узнаёт о её намерении уехать, то думает лишь о том, что остаётся покинутым. Да, сердце его тоже болит, «переполненное слезами», он переживает при виде «дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов» - единственной вещи, которая осталась… на память об Олесе и об её нежности, великодушной любви». Но не бросился Иван Тимофеевич вдогонку за Олесей, не взял под свою защиту. Не сумел наш герой встать вровень с любимой, испугался силы её чувства, значит и любовь его совсем не любовь. Не стоит он Олеси.
Читая рассказ А.И. Куприна, думаешь о том, как сложно разобраться в этом непонятно мире, где самое сокровенное, чистое чувство – любовь – оказывается одновременно и счастьем и трагедией.
И всё-таки, слава Богу, что есть любовь, что можно, замирая от её предчувствия, быть счастливым в этом пусть непонятном, но прекрасном мире.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Куприн А.И.

Как вы понимаете выражение "талант человечности" | Сочинение по литературе
Как вы понимаете выражение "талант человечности"? Какие герои Куприна наделены этим талантом? Каждый человек имеет свой талант: кто-то имеет прекрасный голос, кто-то может

Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века (по произведению Куприна «Олеся») | Сочинение по литературе
Одно из ранних произведений Александра Ивановича Куприна “Олеся”, написанное в 1898 году полно романтического очарования. Это лирическая история любви молодого чиновника и прекрасной лесной девушки

Урок нравственной красоты и благородства в повести Куприна «Олеся» (образ Олеси) | Сочинение по литературе
Образ Олеси заставляет читателя вспомнить удивительных сказочных красавиц, которые, помимо своей красоты, обладали множеством талантов. Девушка выросла в единении с природой и близка к ней. Не

Своеобразие повестей А. И. Куприна (на материале повести «Олеся») | Сочинение по литературе
Повести и рассказы Куприна для людей многих поколений остаются любимым чтением. Особенно много говорят его произведения подросткам и совсем молодым людям. Свежесть чувств и стремление не идти на

Женский образ в повести А. Куприна Олеся” | Сочинение по литературе
Исполненный греха, без разума и воли, Непрочен и тщеславен человек. Куда ни погляди, одни утраты, боли Ему терзают плоть и душу целый век... Едва уйдут одни — на смену им иные,

Образ Олеси в одноименной повести Куприна | Сочинение по литературе
Тема любви - основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры,

Рассмотрение самопожертвования во имя любви по повести Куприна "Гранатовый браслет" | Сочинение по литературе
Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Иногда кажется, что о любви в мировой

Проблематика повести А. Куприна Поединок” | Сочинение по литературе
Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев

Любовь в повести А. И. Куприна «Поединок» | Сочинение по литературе
1. Портрет и характер Георгия Ромашова. 2. Тоска по настоящей жизни в душе молодого офицера. 3. Любовь к Шурочке как спасение от жестокости военных будней. 4. Образ

Образ Ромашова в повести Куприна «Поединок» | Сочинение по литературе
«Поединок», как многие произведения Куприна, оставляет щемящее чувство печали. Впустую растрачиваются поэтические мечты, жажда жизни юного подпоручика Юрия Алексеевича Ромашова. Его нетерпеливое

Фото Куприн А.И.

 Изменить 
Куприн А.И.

Куприн А.И. - Биография

    Куприн Александр Иванович (1870 — 1938) — русский писатель. Социальным критицизмом отмечены повесть "Молох" (1896), в которой индустриализация предстает в образе завода-монстра, порабощающего человека нравственно и физически, повесть "Поединок" (1905) — о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта и повесть "Яма" (1909 — 15) — о проституции. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций в повестях и рассказах "Олеся" (1898), "Гамбринус" (1907), "Гранатовый браслет" (1911). Циклы очерков ("Листригоны", 1907 — 11). В 1919 — 37 в эмиграции, в 1937 вернулся на родину. Автобиографический роман "Юнкера" (1928 — 32).
    Большой энциклопедический словарь, М.-СПб., 1998
    Биография
    Куприн Александр Иванович (1870), прозаик.
    Родился 26 августа (7 сентября н.с.) в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.
    После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 — 90). Впоследствии опишет свою "военную юность" в повестях "На переломе (Кадеты)" и в романе "Юнкера". Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом".
    Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет,— рассказ "Последний дебют" (1889).
    В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 — 1894 в петербургском журнале "Русское богатство" вышли его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Поход". В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В 1890-е опубликовал очерк "Юзовский завод" и повесть "Молох", рассказы "Лесная глушь", "Оборотень", повести "Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский"). В эти годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем "Журнала для всех", женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: "Болото" (1902); "Конокрады" (1903); "Белый пудель" (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть "Поединок", имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав "Поединка" стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк "События в Севастополе" (1905), рассказы "Штабс-капитан Рыбников" (1906), "Река жизни", "Гамбринус" (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения. Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907 — 11), рассказы о животных, рассказы "Суламифь", "Гранатовый браслет" (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века. После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни — "Земля". Одно время работал в издательстве "Всемирная литература", основанного Горьким. Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака
 Изменить