Сочинения по литературе

Портретная характеристика в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

0
    Жанр романа Л. Н. Толстого “Война и мир” определяется как роман-эпопея. Действительно, данному произведению присущи особенности такого жанра: большой объем, протяженность во времени описываемых событий, множество сюжетных линий и, конечно, большое количество персонажей, изображение важных для страны исторических событий.
    Эти особенности позволяют Толстому показать себя мастером портретной характеристики. Каждый, даже малозначащий или эпизодический персонаж, требует от автора описания его внешности и черт характера. При этом внешняя характеристика часто бывает даже более важна, так как большой объем романа и протяженность во времени действия в нем требуют ярких, запоминающихся черт у персонажей. Такие черты при всех внешних и внутренних изменениях какого-либо из героев позволяют нам узнать, выделить его среди прочих.
    Как бы ни менялся персонаж по ходу романа, Толстой оставляет своему герою какой-то яркий, характерный именно для него признак. Например, Наташу Ростову мы узнаем по “широко раскрытым”, “сияющим”, “черным” глазам; княжну Марью - также по глазам, но “серым, большим, глубоким и лучистым”. Толстой постоянно акцентирует наше внимание на массивности, грузности Пьера (“Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками”) и красивых плечах Элен, на которых был “как будто лак от всех тысяч взглядов”.
    Писатель по-разному показывает внешность героев. Например, полный, детальный портрет представлен в самом начале романа, когда читатель только знакомится с главными героями. Здесь Толстой рисует законченный образ, индивидуальность. Таковы портретные характеристики Пьера, князя Андрея, Наташи. Однако для некоторых отрицательных персонажей такое детальное описание бывает единственным. Например, князя Василия Курагина автор описывает (с некоторой иронией) как старика “в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах, с светлым выражением плоского лица” и “надушенной и сияющей лысиной”. Или портрет Анны Павловны Шерер - женщины средних лет со “сдержанной улыбкой”, “не шедшей к ее отжившим чертам”. В дальнейшем эти герои возникают в романе как вспомогательные, второстепенные персонажи, и писатель уже не рисует детально их портреты.
    К портретам главных, любимых героев автор постоянно добавляет какие-то новые штрихи, которые являются отражением тех внутренних изменений, которые происходят в душах героев. Такие изменения - следствия внутреннего развития, “диалектики души”. Например, мы можем проследить, как происходило превращение Наташи Ростовой из “черноглазой, ... некрасивой, но живой девочки” в “сильную, красивую и плодовитую самку” или Андрея Болконского, который под конец жизни из “весьма красивого молодого человека” стал человеком, потерявшим внешнюю красоту, но приобретшим новый взгляд: “глубокий, не из себя, а в себя смотревший”.
    Один из наиболее интересных приемов описания внешности персонажей, который применил Толстой,- это характеристика героя другими персонажами. Так, мы видим Наполеона Бонапарта (французского императора) глазами Балашова (русского генерала), а Кутузова (русского главнокомандующего) - глазами крестьянской девочки Малаши. Поэтому оба предстают перед читателем совершенно по-разному: “потолстевшая, короткая фигура” Наполеона “с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный,' осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди”, а Кутузов для нас просто “дедушка”.
    Уже упоминавшийся случай иронического, даже сатирического описания Толстым князя Василия Курагина (представителя высшего общества) не единственный. Писатель фиксирует наше внимание на несоответствии красивой внешности и умения жить в высшем свете Элен ее необразованности и пустой душе. И остальные члены семейства Кураги-ных не избежали критики ни Пьера (“О, подлая, бессердечная порода!”), ни самого автора. Ипполит предстает перед нами лишенным даже внешних достоинств Элен: “Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной молодой, неизменною улыбкой и необычайной, античною красотою тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение”.
    Писателю более интересны персонажи, постоянно стремящиеся к идеалу внешней и внутренней красоты. Условным воплощением такого идеала стал солдатик Апшеронского полка Платон Каратаев. Мы видим этого человека глазами Пьера Безухова. Толстой придает всем чертам Платона гармоничную форму шара, все время подчеркивает его округлость: “вся фигура Платона в его подпоясанной веревкой французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие глаза были круглые”.
    Внешность Платона Каратаева и соответствующее мировоззрение могут нам показаться далеко не пределом того, чего может достичь человек в своем самосовершенствовании. Но для Льва Николаевича Толстого максимальная простота и открытость, благополучная семья и продолжение рода - первостепенная и, главное, доступная цель каждого человека. Именно к такому пониманию жизни приходят молодые и полные сил главные персонажи Толстого, представляя собой образец людей, осуществивших все свои стремления.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой Л.Н.

Художественное новаторство в изображении человека (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») | Сочинение по литературе
В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил свою шестилетнюю работу над историческим романом-эпопеей “Война и мир”. Хотя писатель считал именно мирную жизнь настоящей жизнью человека, в центре

Наташа Ростова и Элен Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Наташа Ростова - центральный женский образ толстовского романа «Война и мир». Автор прослеживает жизнь героини па протяжении длительного времени. Мы видим Наташу тринадцатилетней девочкой, которая

Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Семья для Толстого — это почва для формирования человеческой души, и в то же время в “Войне и мире” введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового

Мой любимый персонаж в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" | Сочинение по литературе
В 1869 году было написано одно из самых гениальных произведений мировой литературы – роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Этот роман Толстой писал шесть лет. Изначально он был о

Образ Кутузова в романе «Война и мир» | Сочинение по литературе
Роман Толстого “Война и мир” — глубочайшее постижение социального общественного развития, философии, истории. Предметом художественного исследования является в нем роль выдающейся личности.

«Война и мир». Анализ эпизода (главы XV – XVII, часть 3, том 2). Первый бал Наташи Ростовой | Сочинение по литературе
В начале XIX века, в то самое время, которое описывается в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир», Одним из главных событий в жизни молодой девушки–дворянки был ее первый выход в свет. Автор

«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”. Писатель считал, что семья основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы,

Образ Берга в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Кроме исключительных людей с исключительными качествами и поступками, Лев Николаевич Толстой в «Войне и мире» рисует совершенно иные портреты. Это и портреты-маски, и портреты-контрасты, и так

«Ах, какая она, Наташа!» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») | Сочинение по литературе
Любимым женским образом Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» является, бесспорно, Наташа Ростова. Ее жизненное становление, духовную эволюцию писатель рассматривает особо тщательно – мы становимся

Психологизм Л. Н. Толстого в романе-эпопее «Война и мир» | Сочинение по литературе
Психологический анализ стал одним из главных способов художественного исследования человека в творчестве Толстого, оказав огромное воздействие на мировую литературу. В романе “Война и мир”

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить