Сочинения по литературе

Почему Базарова можно назвать рефлектирующим нигилистом

0

Можно ли назвать Базарова «рефлектирующим нигилистом»? Почему? Ответ обоснуйте (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего»,— так писал Тургенев о своем ниги­листе. Писатель утверждал, что нигилист Базаров — «лицо трагическое». И действительно, Базаров у Тургенева «реф­лектирующий нигилист».

Свои взгляды Базаров раскрывает во время споров с Пав­лом Петровичем Кирсановым. Герой отвергает традиционные человеческие и общественные ценности: религию, обществен­ный строй, принципы. При этом Базаров считает, что ниги­лизм — это проявление народного духа, верит в необходимость революционных преобразований в стране. Он не видит пользы в искусстве, музыке, поэзии. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Евгений Васильевич же восклицает: «Порядочный хи­мик в двадцать раз полезнее всякого поэта!». Базаров смеет­ся над музыкальными занятиями Николая Петровича Кир­санова, чтение Пушкина Евгений Васильевич считает «ерун­дой», потребность мечтать — «блажью». Нигилизм героя про­является и в отношении к природе. Его не интересует красота природы, он рассматривает ее только с утилитарной точки зрения: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней ра­ботник».

Взгляды героя в романе опровергает сама жизнь. Чувства Евгения Васильевича резко изменяются после его знакомства с Одинцовой. Любовь к Одинцовой — начало трагического возмездия этому герою: она раскалывает его душу на две по­ловины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них — убежденный противник всякого рода романтики. Другой — страстно любящий человек, впервые открывший в своей душе новые чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гор­дость» . Уроки любви повлекли за собою тяжелые последствия в судьбе Базарова. Они показали полную несостоятельность всех его взглядов. Более того, герой открыл романтика в самом себе. Он по-другому посмотрел на мир, природу, человека.

Фон, на котором происходит объяснение героев,— поэти­ческая картина летней ночи. Природа здесь дана в восприя­тии Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, ему слышалось ее таинственное шептание. Так с помощью пей­зажа Тургенев раскрывает внутренний мир своего героя, глу­бину его натуры. В сценах объяснения Базарова с Анной Сер­геевной покоряют свойственные ему прямота, искренность, естественность поведения.

Внутренний конфликт Базарова оказался неразрешимым: он не смог примириться с новой жизнью, с новыми чувства­ми. Погибает герой, заразившись тифом во время одной из операций. Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: мужество, нежность к родителям, поэтическое чув­ство к Одинцовой, жажда жизни, труда, подвига. Речь его ста­новится поэтичной, метафорической: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…».

Какова же авторская позиция в романе? Безусловно, Тур­геневу интересен, некоторыми качествами своими очень сим­патичен его герой. Способность к истинной любви автор счи­тал очень важной для нравственной оценки человека. Базаров у Тургенева способен любить глубоко и сильно, в этой сфере он намного выше «уездных аристократов», выше Одинцовой.

Описывая сцену смерти героя, писатель рыдал навзрыд. Стра­ницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, наиболее отчет­ливо выражают отношение автора к его герою: преклонение перед его душевной стойкостью, скорбные чувства, вызван­ные его гибелью.

Почему же писатель завершил роман гибелью Базарова? Д.И. Писарев считал, что Тургенев не мог «дорисовать такой тип, который только что начинает складываться и обозначать­ся и который может быть дорисован только временем и собы­тиями». «Не имея возможности показать нам, как живет и дей­ствует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает», — от­мечал критик.

Таким образом, Базаров в романе Тургенева — «рефлек­тирующий нигилист». Ему свойственны те нравственные ис­кания, через которые прошли многие герои русской литера­туры — Онегин, Печорин, Раскольников.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Тургенев И.С.

В каких произведениях русской литературы ге­рои спорят друг с другом | Сочинение по литературе
В каких произведениях русской литературы ге­рои спорят друг с другом и каким образом можно сопоставить эти сюжетные ситуации с романом И.С. Тургенева ?Попробуем сопоставить

Характеристика героев Базарова и Аркадия | Сочинение по литературе
Характеристика героев отцы и дети Базарова и Аркадия?И.С. Тургенев с помощью определенных ху­дожественных средств тонко раскрывает психологию героев, обозначает черты их

В чем заключается смысл финала романа «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
В чем заключается смысл финала романа «Отцы и дети»? Можно ли говорить о победе или поражении главного героя произведения?В начале романа Базаров

В чем суть нравственных противоречий персонажей в романе «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
В чем суть социальных коллизий, нравственных противоречий персонажей в романе «Отцы и дети», как они проявляют себя в художественном конфликте произведения ?Ситуация, описываемая в романе,

Сочинение Герасим — главный герой рассказа Тургенева «Муму» | Сочинение по литературе
Герасим — главный герой рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Буквально с первых строк произведения, начиная рассказ о старой барыне, сам автор выделяет его среди других персонажей: «Из числа

Сочинение: Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»В истории русской литературы не было, пожалуй, другого такого крупного писателя, как Иван Сергеевич Тургенев, кто бы так искренне,

Сочинение на тему: Композиционные особенности романа Тургенева «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Композиционные особенности романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»Композиция — это построение, расположение и взаимосвязь частей, образов, эпизодов художественного произведения. Это

Роль природы в произведениях Тургенева | Сочинение по литературе
В произведениях другого русского писателя-пейзажиста — Тургенева — природа также играет очень большую, хотя и несколько иную роль. С самого начала своего творчества, с «За­писок

Сочинение: Женские образы в «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Несколько иначе выглядят женские образы в романе «Отцы и дети». Здесь Тургенев подходит к своим героиням несколько более критично и реалистично. Правда, поэтические и нежные женские образы

Тургеневские девушки | Сочинение по литературе
Выражение «тургеневские девушки» стало крылатым, и не случайно. Именно в повестях и романах Тургенева мы встречаемся с наиболее поэтическими и идеальными созданиями, наделенными всеми мыслимыми

Фото Тургенев И.С.

 Изменить 
Тургенев И.С.

Тургенев И.С. - Биография

Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель-реалист XIX века, поэт, переводчик и член-корреспондент Петербургской АН. Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орёл в дворянской семье. Отец писателя был отставным офицером, а мать – потомственной дворянкой. Детство Тургенева прошло в родовом имении, где у него были личные учителя, гувернеры, крепостные няньки. В 1827 году семья Тургеневых переехала в Москву с целью дать детям достойное образование. Там он учился в пансионе, затем занимался с частными учителями. Писатель с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий.

В 1833 году Иван поступил в Московский университет, а через год перевелся в Петербургский на словесное отделение. В 1838 году он уехал в Берлин на лекции классической филологии. Там он познакомился с Бакуниным и Станкевичем, встречи с которыми имели большое значение для писателя. За два года проведенных за границей, он успел побывать во Франции, Италии, Германии и Голландии. Возвращение на родину состоялось в 1841 году. В это же время он начинает активно посещать литературные кружки, где знакомится с Гоголем, Герценом, Аксаковым и т.д.

В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Бретёр», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».

Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и многие другие. Вскоре он стал редактором зарубежных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге.
 Изменить