Сочинения по литературе

Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»?

0
    Н. Лесков создал множество удивительно полнокровных разнообразных характеров, воплощающих живые силы русской жизни и её великие возможности. В 1837 году Лесков создаёт одно из лучших своих произведений – повесть «Очарованный странник».
    Главный герой повествования – Иван Северьяныч Флягин. Это не просто удивительно интересный человек, богато одарённая и неповторимая личность, а живое воплощение могучих физических и нравственных сил народа.
    Название повести символично. Оно имеет ключевое значение в раскрытии характера главного героя. Что же значат слова Лескова об Иване Флягине, вынесенные в заглавие повести и не раз повторённые потом на её страницах?
    Название - «Очарованный странник» - делает акцент сразу на два слова. «Странник», то есть путник. Во многих местах побывал Флягин: в Орловской губернии, в Пензе и на её пригородных восточных ярмарках, в степях Заволжья, на астраханских солончаках, под Нижним Новгородом, на Кавказе, в Петербурге. Мотив дороги, традиционный для русской литературы, активно присутствует в повести. Иван Северьяныч, как былинный герой, постоянно находится в дороге, в поисках «судьбы», своей правды.
    На его пути встречаются разные люди. Каждому, кому нужна помощь, Флягин, не задумываясь о своей выгоде, идёт навстречу. Достаточно вспомнить хотя бы некоторые из этих поступков, чтобы понять, что в них невозможно обнаружить никакой логики, все они случайны и противоречивы. Ведущим началом в поведении героя оказывается не разум, а непосредственное чувство, не поддающееся рациональному истолкованию. Иногда оно так сильно управляет действиями Ивана Северьяныча, что ему самому кажется чудом, загадочным «магнетизмом», наваждением, колдовством. Так, Флягин, пожалев молодую женщину, убежавшую с любовником от мужа и оставившую маленькую дочь, не может видеть её страданий. Он чувствует, как сердце её разрывается между ребёнком и любимым человеком, и отдаёт ей ребёнка. Иван Северьяныч поступает благородно, но совсем нерационально тогда, когда идёт в армию вместо сына, родители которого не в состоянии откупить его.
    Герой повести переживает духовную эволюцию. Возможным это стало, по мнению автора, благодаря художническому складу натуры Флягина, его впечатлительности, способности чутко откликаться на все явления жизни, видеть красоту в обыденном. Прирождённый артистизм, способность удивиться открывающейся его взору красоте одухотворяет собой все стихийные проявления его неубывающей жизненной энергии. Не случайно сам Иван Северьяныч называет себя однажды «восхищённым человеком», а князь, у которого он служит, именует его артистом.
    Во многом именно в этой сильной эмоциональной восприимчивости Флягина, в импульсивности его натуры, ведомой больше не рассудком, а чувством красоты, кроется смысл характеристики героя, данной в названии повести и повторяющейся несколько раз на её страницах, - «очарованный странник», «очарованный богатырь». Возможно, «очарованный» применительно к отдельным периодам жизни Ивана Северьяныча и его младенческому сознанию означает и «скованный», не развернувший всех своих возможностей, переживающий период «сна души» - внутреннего оцепенения.
    Одно из самых сильных очарований Флягин испытал, познав красоту женщины. Встреча с красавицей-цыганкой, к которой приводит его проходимец-«магнетизёр», - это новый этап роста его души.
    Ещё до того, как герой увидел Грушу, он уже пленился её пением. Чуть позже Ивана Северьяныча ослепляет красота Груши, восхищает завораживающая пластика её движений, огненность танца. Но при этом Флягин ощущает драматизм состояния пылкой, гордой и уязвлённой неволей души. Князь же не видит души Груши, только внешнюю красоту, от которой быстро устаёт. Простой человек в повести предстаёт значительно более яркой и внутренне богатой личностью, чем князь, титул которого свидетельствует о его «благородном» происхождении. Именно к нему как к самому родному и верному ей человеку в чёрный час своей жизни обращается Груша, ища у него спасения от себя самой. Жалея Грушу, Флягин берёт грех на свою душу и, сам себя не помня, сталкивает её с обрыва.
    В некоторых эпизодах повести, изображающих борения Ивана Северьяныча с «ангелом сатаны» и мелкими бесами, смущающими его душевное спокойствие, Лесков оживляет самое древнее значение этого слова: «очарованный» – попавший под власть злых сил, бесовского колдовства.
    Итак, история многообразных «очарований» Ивана Северьяныча – это история роста его души, обретающей в конце его «обширной жизненности» эпическое величие.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Лесков Н.С.

"Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен..." И.А.Бунин. (По одному из произведений русской литературы. Н.С.Лесков "Тупейный художник"). | Сочинение по литературе
В рассказе "Тупейный художник" не случайно сопоставляются два необычных художника, и развитие сюжета предваряется рассуждениями повествователя о самом понятии "художник". "У

Иван Флягин - правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») | Сочинение по литературе
Повесть “Очарованный странник” — одно из лучших произведений русского писателя XIX в. Н. С. Лескова. Лесков — мастер фольклорных образов — изобразил в повести замечательные русские типажи,

Женские образы в произведениях Н. С. Лескова | Сочинение по литературе
Изображение идеала женщины у Лескова насквозь пронизано духовностью. В этом причина восхищенного удивления, которое вызывают у читателя замечательные образы обаятельных женщин, воссозданных

Мир образов Лескова | Сочинение по литературе
..Не много надо было наблюдательности, чтобы видеть человека много видевшего и “бывалого”. Н. Лесков Николай Семенович Лесков — самобытный русский писатель, популярность

Фольклорные традиции в произведении одного из русских писателей XIX века. (Н.С.Лесков. «Левша».) | Сочинение по литературе
Мало кто из писателей девятнадцатого века так широко использовал фольклор и народные традиции в своем творчестве. Глубоко веруя в духовную силу народа, он тем не менее далек от его идеализации, от

Образ Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». | Сочинение по литературе
«Чудаки, право чудаки! О русском человеке хлопочут, а русского человека не знают. Тут, видите, вера прирождённая, и живёт она у человека по-домашнему, за подушкой… Кому, как нам, не на кого

Русский характер в рассказах Н. С. Лескова | Сочинение по литературе
Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был “причислен” к классикам лишь во второй

Странник Лескова | Сочинение по литературе
"Очарованный странник" является одной из интересных и своеобразных повестей Н. С. Лескова". Первоначально повесть называлась "Русский Телемак", что подчеркивало национальный

Образ Флягина | Сочинение по литературе
Сначала я расскажу вам о том, как раскрывается образ и где. Раскрытие образа берет свое начало с описания Флягина. На мой взгляд, самым значимым здесь будет сравнение его с былинным богатырем.

Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера | Сочинение по литературе
Повесть «Очарованный странник» – одно из самых значимых, интересных и своеобразных произведений Н. С. Лескова. В ней описывается жизнь простого русского дворового Ивана Флягина, собравшего в своей

Фото Лесков Н.С.

 Изменить 
Лесков Н.С.

Лесков Н.С. - Биография

    1831 — 1895 Прозаик.  Родился 4 февраля (16 н.с.) в селе Горохове Орловской губернии в семье чиновника уголовной палаты, происходившего из духовного сословия. Детские годы прошли в поместье родственников Страховых, затем в Орле.

После выхода в отставку отец Лескова занялся сельским хозяйством в приобретенном им хуторе Панине Кромского уезда. В орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: "Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками... я вырос в народе... я с народом был свой человек... я был этим людям ближе всех поповичей..." В 1841 — 1846 Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось окончить: на шестнадцатом году он потерял отца, а имущество семьи погибло при пожаре. Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений.

В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С.Алферьева, Лесков был переведен в Киев чиновником казенной палаты. В доме дяди, брата матери, профессора медицины, под влиянием прогрессивных университетских профессоров пробудился горячий интерес Лескова к Герцену, к великому поэту Украины Тарасу Шевченко, к украинской культуре, он увлекся старинной живописью и архитектурой Киева, став в дальнейшем выдающимся знатоком древнего русского искусства. В 1857 Лесков вышел в отставку и поступил на частную службу в крупную торговую компанию, которая занималась переселением крестьян на новые земли и по делам которой изъездил почти всю Европейскую часть России. Начало литературной деятельности Лескова относится к 1860, когда впервые выступил как прогрессивный публицист.

В январе 1861 Лесков поселяется в Петербурге с желанием посвятить себя литературной и журналистской деятельности. Он начал печататься в "Отечественных записках". В русскую литературу Лесков пришел, имея больтой запас наблюдений над русской жизнью, с искренним сочувствием к народным нуждам, что нашло свое отражение в его рассказах "Погасшее дело" (1862), "Разбойник"; в повестях "Житие одной бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865). В 1862 в качестве корреспондента газеты "Северная пчела" посетил Польшу, Западную Украину, Чехию. Ему хотелось ознакомиться с бытом, искусством и поэзией западных славян, которым он очень симпатизировал. Поездка закончилась посещением Парижа.

Весной 1863 Лесков вернулся в Россию. Хорошо зная провинцию, ее потребности, человеческие характеры, подробности быта и глубинные идейные течения, Лесков не принимал выкладки "теоретиков", оторванных от русских корней. Об этом он говорит в рассказе "Овцебык" (1863), в романах "Некуда" (1864), "Обойденные" (1865), "На ножах" (1870). В них обозначена тема неподготовленности России к революции и трагической судьбы людей, связавших свою жизнь с надеждой на ее скорое осуществление. Отсюда и разногласия с революционными демократами. В 1870 — 1880 Лесков многое переоценил; знакомство с Толстым оказывает на него большое влияние.

В его творчестве появилась национально-историческая проблематика: роман "Соборяне" (1872), "Захудалый род" (1874). В эти годы написал несколько повестей о художниках: "Островитяне", "Запечатленный ангел". Талантливость русского человека, доброта и щедрость его души всегда восхищали Лескова, и эта тема нашла свое выражение в рассказах "Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)" (1881), "Тупейный художник" (1883), "Человек на часах" (1887). В наследии Лескова большое место занимают сатира, юмор и ирония: "Отборное зерно", "Бесстыдник", "Пустоплясы" и др. Повесть "Заячий ремиз" была последним крупным произведением писателя. Умер Лесков в Санкт-Петербурге.
 Изменить