Сочинения по литературе

Поэтический талант Виктора Гюго

0
Виктор Гюго - наиболее авторитетный из французских романтиков XIX столетия, вождь французского романтизма и его теоретик. Он родился 26 февраля 1802 года в Безансоне в довольно странной семье: отец, крестьянин по происхождению, во время революционных событий стал наполеоновским генералом, мать походила из давнего аристократического рода. Родители развелись, Когда Виктор был ребенком. Мать воспитала сына в духе католицизма и роялизма. В своих первых поэзиях юноша проклинал Наполеона и воспевал династию Бурбон. В 14 лет он записал в дневнике: «Хочу быть Шатобрианом или ни кем», а потом перешел к республиканцам, и хотя остался «революционером с Христом», благословил все революционные выступления народа как исторически необходимые. Творческий путь Виктора Гюго условно разделяется на три периода:
- первый (1820-1850) - реформирование французской поэзии, создание национальной теории романтизма, утверждение романтического театра, утверждение французского исторического романа;

- второй (1851-1870) - создание социально-романтического романа, предельное обострение политических мотивов в лирике;

- третий (1870-1885) - осмысление революционного пути Франции, обострение трагической окраски творчества.

У Гюго рано пробуждается поэтический талант. Еще подростком он начинает писать, и уже в 1815-1816 годах его оды и поэмы отмечаются на конкурсах Тулузской академии, а со временем и королевским правительством. Свой первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (1822) он написал в стиле классицизма. Тем не менее, классицизм Гюго оказался очень неустойчивым.

Едва лишь молодой поэт выходит из стадии школьного наследования, начинается постепенный, сперва несмелый, а потом все более решительный переход на романтические позиции. Но в прозаических жанрах Гюго всегда стоял на позициях романтизма. Свидетельством того является первый роман Гюго «Ган Исландец» (1821-1822). Дальнейшим утверждением Гюго на позициях романтизма был его второй роман «Бюг Жаргаль» (1826). В этом романе Гюго обратился к изображению восстания негров-рабов. Виктор Гюго пришел на позиции романтизма под влиянием поэзии Шатобриана и Ламартина. Но его собственный поэтический талант был намного сильнее, чем талант его учителей. Именно ему судилось провести реформу французской поэзии, создать условия для ее дальнейшего развития.
В сборнике «Ориенталии» (1828), поднимая классические требования единства стиха, Гюго чередует размер и длину строки, создавая причудливые картины встречи подорожных с джинами в пустыне («Джины»), неистовой скачки гетмана Мазепы, который проиграл битву, но не покорился («Мазепа»). Реформа Гюго заключалась и в старании заменить рационалистический стих классицизма языком человеческих чувств. Он отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии, отказывается от требований сурового разделения лексики на «высокую» и «низкую». Классицистичная поэзия признавала только цезуру (паузу), расположенную посреди строки, а также мысль, которая вмещается в одну поэтическую строку. Это сковывало поэтов, не давало возможности свободно высказывать собственное видение мира. Гюго ввел «смысловую» цензуру, а также «перенос», и некоторым образом раскрепостил поэтическую мысль. В области ритма поэт отказался от застывшего александрийского стиха и удивил современников разнообразием ритмов, которые передавали то вечный покой пустыни, то ужас человека перед неизвестным, то грохот бури, то треск деревьев во время урагана. В 1830 г. в статье «О господине Дювале» Гюго определял романтизм как «либерализм в литературе» и подчеркивал, что «литературная свобода является ребенком свободы политической».


В этот же период Гюго обращается к балладе, которая считалась жанром романтическим и привлекала тогда общее внимание. В 1826 году выходит его сборник «Оды и баллады». В конце 20-х годов романтики имеют особый вес в войне за театр, который все еще оставался под властью классицизма. С этой целью в 1827 году Гюго пишет свою первую романтическую историческую драму «Кромвель», которая рассказывает об английской буржуазной революции XVII столетия. Большую огласку получило предисловие к драме, в которой Гюго стремился связать развитие литературы с развитием истории человечества, чтобы показать историческую обусловленность торжества романтизма. Это была целостная программа романтического движения.

Предисловие к «Кромвелю» давно уже считают отдельной теоретической работой - манифестом французского романтизма. Для художественного творчества Гюго характерно редчайшее жанровое разнообразие: с одинаковым успехом выступал он в поэзии, прозе и драматургии. Но прежде всего он был поэтом. Идейное содержание драм Гюго не ограничивается проблематикой, которая связана лишь с идеологическими битвами конца 20-х годов и Июльской революцией 1830 года. Романтические драмы Гюго перекликались с актуальными социально-политическими проблемами современности, воссоздавали ее передовые идеалы и стремления.

В основу каждой из драм Гюго 1829-1839 лет, за исключением «Лукреции Борджа» (1833), положен конфликт простолюдинов, представителей третьего сословия с феодальной аристократией и монархией («Марион Делорм», «Король развлекается» (1832), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838) и прочие). В истории французской литературы вторая половина 20-х годов обозначена расцветом жанра исторического романа. Одним из высочайших достижений французского исторического романа эпохи романтизма является роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831). Этот роман отражает национальную историю, связан с актуальной современной проблематикой. Конец 20 и 30-х годов относится наряду с двумя десятилетиями изгнания (1851-1870), к периодам творческой активности, необыкновенной даже для Гюго.

В эти года он изучал строение романтической драматургии и театра, активно выступал в прозаических жанрах, но вместе с тем не ослабела и интенсивность его поэтического творчества. В 30-е и в начале 40-х годов появляются четыре его поэтических сборника - «Осенняя листва» (1836), «Песни сумрака» (1837), «Внутренние голоса» и «Лучи и тени» (1841). Кроме того, много поэзий вошли в «Созерцании» - огромном двухтомном сборнике, опубликованном уже в период изгнания (1856). После Февральской революции 1848 года и установления диктатуры Луи Бонапартом Гюго покидает Францию и едет в изгнание. Он поселяется на острове в проливе Ла-Манш.

С целью разоблачить и ославить перед всем миром политического авантюриста и его преступный режим и тем самым оказать содействие их быстрому падению в первый год эмиграции Гюго пишет две книги: «Наполеон Маленький» и «Историю одного преступления» - своеобразную разоблачительную хронику хода событий во время государственного переворота 1851 года. Именно в период изгнания завершается формирование мировоззрения писателя. В первые годы изгнания, на острове Джерси, Виктор Гюго создает сборник «Карты» (1853), который справедливо считается вершиной его политической поэзии. На первый взгляд, сборник производит впечатление калейдоскопа реальных сценок и гротескно-карикатурных портретов, но есть в нем четко очерченные смысловые линии и поля необычно высокого эмоционального напряжения, которые всему этому разнородному материалу придают определенный порядок и завершенность. Активно выступал Гюго во время изгнания также в прозаических жанрах. В этот период появилось три романа: «Обездоленные» (1862), «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869).

Во всех этих романах центральной является тема народа. В. Гюго был не только великим поэтом, но и активным общественно-политическим деятелем, который стремился влиять на ход событий. Сборник «Грозный год» (1872) является своеобразной поэтической хроникой драматических событий, которые пережила Франция во время франко-прусской войны (1870-1871).

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гюго В.

Первые прозаические произведения Гюго | Сочинение по литературе
После неудачной попытки с «Кромвелем» Гюго пытается взять реванш новой, стихотворной драмой «Марион Делорм» (1829). Пьеса могла бы иметь успех благодаря остроте сюжета, неожиданности его поворотов,

Поэзия и драмы раннего творчества Гюго | Сочинение по литературе
В области поэзии молодой преобразователь в это время одерживает решительные победы. Вышедший в 1829 г. сборник его стихов «Восточные мотивы» - живое свидетельство преимущества новой,

Творческий путь Виктора Гюго | Сочинение по литературе
Творческий путь Виктора Гюго условно разделяется на три периода: - первый (1820 - 1850) - реформа французской поэзии, создание национальной теории романтизма, утверждение романтического

Третий период творческого развития Виктора Гюго | Сочинение по литературе
Третий период творческого развития Виктора Гюго явился периодом его неустанно росшей международной известности, основанной на деятельности публициста-обличителя реакции, которым стал в то время

Противоречия молодого Гюго – писателя-роялиста | Сочинение по литературе
Когда речь идет о характеристике творческого пути такого писателя, как Гюго, столь, много трудившегося и оставившего такое огромное литературное наследство, то закономерно выделить из всего, что было

Второй период творчества Виктора Гюго | Сочинение по литературе
Второй период творчества Виктора Гюго тесно связан с политической деятельностью писателя. Воспитанный роялистами, он в 1827 г. окончательно порывает свои связи с антидемократическими изданиями и

Статья о Гюго – художественный анализ. Гюго Мари Виктор | Сочинение по литературе
Виктор Гюго, французский писатель, родился в 1802 году и умер восьмидесяти трёх лет. За свою долгую жизнь он написал много стихотворений, рассказов, больших романов. Он писал о тяжёлой

Самая яркая и драматическая глава в биографии Гюго | Сочинение по литературе
17 июня 1851 года Гюго поднимается на трибуну Законодательного собрания, чтобы протестовать против пересмотра статей конституции, запрещающих переизбрание президента республики на второй срок.

Романтизм великого французского писателя Виктора Гюго | Сочинение по литературе
Ударим молотом по теориям, поэтикам и системам. Собьем эту старую штукатурку, скрывающую фасад искусства! Виктор Гюго Великий французский поэт, романист и драматург Виктор Гюго (1802—1885)

Переводная литература в наше время | Сочинение по литературе
Зарубежная литература всегда привлекала внимание. Стоило какому-нибудь иностранному писателю получить известность, как его немедленно переводили на русский язык. «Переводчики — почтовые лошади

Фото Гюго В.

 Изменить 
Гюго В.

Гюго В. - Биография

    ГЮГО, ВИКТОР (Hugo, Victor) (1802–1885), великий французский поэт, романист, драматург; лидер романтического движения во Франции. Родившийся 26 февраля 1802 в Безансоне Виктор Мари был третьим сыном капитана (позднее генерала) Ж.Л.С.Гюго (родом из Лотарингии) и Софи Требюше (родом из Бретани). Родители совершенно не подходили друг другу и часто разъезжались; 3 февраля 1818 они получили официальное разрешение жить раздельно. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, волевой женщины, разделявшей роялистские и вольтерьянские взгляды. После смерти жены в 1821 отец сумел вернуть любовь сына.
    Долгое время образование Гюго было бессистемным. Несколько месяцев он провел в мадридском колледже Ноблес; во Франции его наставником стал бывший священник отец де ла Ривьер. В 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда наиболее способные ученики переходили в лицей Людовика Великого. К этому периоду относятся его самые ранние стихотворные опыты – большей частью переводы из Вергилия. Вместе с братьями он предпринял издание журнала «Литературный консерватор» («Le Conservateur littraire»), где были опубликованы его ранние поэтические произведения и первая версия мелодраматического романа Бюг Жаргаль (Bug Jargal, 1821). Его приняли в роялистское «Общество изящной словесности». Увлечение подругой детских лет Адель Фуше встретило решительное неодобрение матери. После ее смерти отец позволил влюбленным встречаться, и этот период ухаживания отразился в Письмах к невесте (Lettres la fiance). Первая поэтическая книга Гюго, Оды и разные стихотворения (Odes et posies diverses, 1822), была замечена королем Людовиком XVIII, которому пришлись по вкусу оды в роялистском духе. Не по летам зрелому поэту была назначена ежегодная пенсия в 1200 франков, что позволило Виктору и Адели повенчаться 12 октября 1822.
    Определение «меланхолический романтик» никак не подходит к Виктору Гюго периода 1820-х годов. Счастливый супруг, любящий отец и необыкновенно удачливый литератор, он не ведал огорчений, какие увековечивают в прозе или стихах. В 1823 он опубликовал свой второй роман, Ган Исландец (Han d'Islande), повествование в готическом стиле, в традиции Замка Отранто Х.Уолпола и Монаха М.Льюиса. В 1828 вышло каноническое издание Од и баллад (Odes et ballades); яркая образность баллад свидетельствовала об усилении романтических тенденций в его творчестве.
    В числе друзей и знакомых Гюго были такие литераторы, как А.де Виньи, А.де Сен-Вальри, Ш.Нодье, Э.Дешан и А.де Ламартин. Образовав группу Сенакль (франц. «сообщество», «содружество») при журнале «Французская муза», они часто встречались в салоне Нодье, хранителя библиотеки Арсенала. Особо тесные отношения связывали Гюго и Ш.Сент-Бёва, который написал в «Глоб» хвалебную рецензию на Оды и баллады.
    В 1827 Гюго опубликовал пьесу Кромвель (Cromwell), слишком длинную для постановки на сцене; ее знаменитое Предисловие стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на столь любезное французам единство времени, места и действия, высказался в пользу более гибкой системы стихосложения и ратовал за соединение возвышенного с гротеском. Этот манифест, а также пронзительно человечная повесть Последний день приговоренного к смерти (Le dernier jour d'un condamn, 1829) и поэтический сборник Восточные мотивы (Les Orientales, 1829) принесли Гюго славу.
    Период с 1829 по 1843 был чрезвычайно продуктивным в творчестве Гюго. В 1829 появилась пьеса Марион Делорм (Marion de Lorme), запрещенная цензурой за нелицеприятный портрет Людовика XIII. Меньше чем за месяц Гюго написал романтическую драму Эрнани (Hernani). За скандальной премьерой (25 февраля 1830) последовали другие, столь же шумные ее представления. «Битва за Эрнани» завершилась не только триумфом автора пьесы, но и победой романтизма, которую окончательно закрепил успех Собора Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831). В романе, живописующем Париж 15 в. и великое творение готики, Гюго впервые предстал как прозаик.
    Марион Делорм была все-таки поставлена 11 августа 1831; за ней свет рампы увидели Король забавляется (Le Roi s'amuse, 1832), Лукреция Борджиа (Lucrce Borgia, 1833), Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833), Анджело (Angelo, 1835), Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838) и Бургграфы (Les Burgraves, 1843). Все они, в т.ч. лучшая из них, Рюи Блаз, воплощали принципы, сформулированные в «Предисловии» к «Кромвелю».
    Важные события произошли в личной жизни Гюго. Сент-Бёв влюбился в его жену, и пути бывших друзей разошлись. Сам Гюго проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ, с которой познакомился в начале 1833. Их связь продолжалась вплоть до ее смерти в 1883. Выходившие с 1831 по 1840 сборники лирических стихотворений в значительной мере навеяны личными переживаниями поэта. В Осенних листьях (Les Feuilles d'automne, 1831) перемежаются темы природы и детства. В Песни сумерек (Les Chants du crpuscules, 1835) вошло несколько стихотворений политического характера, остальные внушены чувством к Жюльетте. Меланхоличны по тону Внутренние голоса (Les Voix intrieures, 1837), с их необыкновенно трогательным стихотворением, посвященным брату Эжену, который скончался в больнице для умалишенных. Разнообразные по тематике Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840) обнаруживают тягу к обретению веры. Актом гуманности стал роман Гюго Клод Ге (Claude Gueux, 1834), не только направленный против смертной казни, но и видевший корень всех зол в проблеме бедности. В 1834 издан также сборник выходивших прежде полностью или в отрывках критических эссе Литературно-философская смесь (Littrature et philosophie mles).
    В 1841 заслуги Гюго получают признание Французской Академии, которая избирает его своим членом. В 1842 он выпускает книгу путевых заметок Рейн (Le Rhin, 1842), в которой излагает свою программу международных отношений, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. В 1843 поэт пережил трагедию: его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули в Сене. Удалившись на время от общества, Гюго ушел в работу над большим романом Невзгоды (Les Misre), прерванную революцией 1848. Гюго занялся политикой, был избран в Национальное Собрание; после государственного переворота 2 декабря 1851 он бежал в Брюссель, оттуда перебрался на о.Джерси, где провел три года, а затем (1855) обосновался на о.Гернси.
    За время долгого изгнания Гюго создал величайшие свои произведения. В 1853 появились Возмездия (Chtiments), блистательная стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III; в 1856 вышел сборник лирической и философской поэзии Созерцания (Les Contemplations); в 1859 Гюго опубликовал первые два тома Легенды веков (La Lgende des sicles), утвердившие за ним славу эпического поэта. В 1860–1861 Гюго вернулся к начатому роману Невзгоды. Книга была напечатана в 1862 под ставшим отныне знаменитым названием Отверженные (Les Misrables). В период своего пребывания на Гернси Гюго опубликовал трактат Уильям Шекспир (William Shakespeare, 1864), сборник стихотворений Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865), а также два романа – Труженики моря (Les Travailleurs de la mer, 1866) и Человек, который смеется (L'Homme qui rit, 1869).
    После крушения режима Наполеона III в 1870, в самом начале франко-прусской войны, Гюго вернулся с Жюльеттой в Париж. В течение многих лет он противостоял империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему была оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальное Собрание в 1871, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. Смерть сына Шарля и хлопоты, связанные с заботой о внуках, объясняют его отсутствие в Париже в период Коммуны и гражданской войны. Свидетельством его патриотизма и утраты иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842, стал сборник Грозный год (L'Anne terrible, 1872). В 1874 равнодушный к успехам натуралистической школы Гюго вновь обратился к историческому роману, написав роман Девяносто третий год (Quatre-vingt-treize). В возрасте 75 лет он издал не только вторую часть Легенды веков, но и сборник Искусство быть дедом (L'Art d'tre grand-pre), на создание которого его вдохновили дети Шарля. Заключительная часть Легенды веков вышла в 1883. В том же году скончалась Жюльетта Друэ. После этого Гюго стал заметно сдавать. В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо. Посмертные публикации Гюго: Конец Сатаны (La Fin de Satan, 1886), Театр и свобода (Thtre et libert, 1886), Пережитое (Choses vues, 1887), Эми Робсарт (Amy Robsart, 1889), Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyrnes, 1890), Бог (Dieu, 1891), Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892), Полный набор (Toute la lyre, 1888, 1893), Океан (Ocan, 1897), Последний сноп (Dernire gerbe, 1902), Послесловие к моей жизни (Postscriptum de ma vie, 1895), Зловещие годы (Les Annes funestes, 1898), Камни (Pierres, 1951), Личные воспоминания (Souvenirs personnels, 1952).
 Изменить