Сочинения по литературе

Проблема долга и права на счастье в поэме А.Блока «Соловьиный сад»

0
    Каждый из нас живет в обществе, пронизанном взаимоотношениями, а также правами и обязанностями. Человек исполняет множество социальных ролей, но все их можно разделить на общественные и личные. Все мы хотим достичь высот и в первой, и во второй, но нередко гражданский долг не оставляет место счастью.
    Очень часто человек стоит перед выбором между личными интересами и общественным долгом. Это извечное противоречие изображено Блоком в поэме «Соловьиный сад».
    В первой части поэмы перед читателем предстает образ рабочего, ломающего «слоистые скалы», и осла, который эти скалы перевозит на своей спине до железной дороги. Они трудятся, не покладая рук, отдыхая лишь на обратном пути, когда идут налегке. Но мы понимаем, что эта работа для лирического героя и его осла очень важна, и они ответственно подходят к ее выполнению.
    Будни тружеников серые и безрадостные – об этом свидетельствуют следующие слова: «понукая осла», «берег скалистый», «синяя мгла», «таскает осел мой усталый». В этой же части мы видим прекрасный сад, огороженный стеной, в котором поют соловьи и растут розы. Каждый день, проходя мимо него, герою хочется заглянуть в этот таинственный сад, но он не поддается соблазну, а идет к морю продолжать свою работу.
    Реальность противопоставляется тому, что ждет человека за стенами: здесь и «роз свисают цветы», и «что-то шепчут ручьи и листы», и слышно пение и смех. Если отойти от образов рабочего и прекрасного сада, то мы увидим жизнь многих людей, которые каждое утро идут на работу, лишая себя отдыха. Но у каждого есть свое видение «таинственного сада». Для кого-то это беззаботная жизнь в достатке, для кого-то – любовь и семья, которыми приходится жертвовать в пользу общественного долга… Однако многие все же пытаются обрести сиюминутное счастье, отстранившись от остального мира. Так и поступил рабочий в поэме А.Блока.

    Он бросает лом, оставляет осла в одиночестве, прекращает работать и идет в прекрасный сад, манящий и зовущий его:

    А уж прошлое кажется странным,

    И руке не вернуться к труду:

    Сердце знает, что гостем желанным

    Буду я в соловьином саду...

    Да, рабочего терзают сомнения, правильно ли он поступает, но они слабее, чем желания оказаться в саду. Обрести беззаботную жизнь за стенами мечты оказалось делом простым и недолгим. Лирический герой с головой погружается в пение соловьев и журчание ручьев и вскоре забывает о верном осле и «каменистом пути». Только что оказавшись в соловьином саду, он испытывает эйфорию и счастье, которое оказалось ярче «нищей мечты».
    Настроение героя меняется в пятой части поэмы. Счастье, хоть оно и беззаботное, огорожено от остального мира высокой стеной, оно ограниченное и слишком слащавое. Чувство долга и ответственности гложет рабочего: он вспоминает «усталую поступь осла», а прилив напоминает ему о том, что пришло время работать. И ни трель соловья, ни песня ручьев не может заглушить порывов души.

    Счастливая и беззаботная жизнь пролетела для рабочего как один миг, хотя прошли годы, и за время его отсутствия лом успел заржаветь, а осел – погибнуть. Наверное, такова человеческая сущность: желать то, что кажется недостижимым, а не получать радость от того, что происходит здесь и сейчас.
    Проходя каждый день мимо прекрасного сада, рабочий мечтал о нем, мечтал о счастливой жизни без тяжких будней и серой реальности. Но сказочный мир обманул его ожидания, ведь наслаждаться в одиночестве вскоре надоедает, а от безделья шум волн начинает напоминать о прежней жизни. На человека возложено множество общественных обязанностей, но, в то же время, он имеет право на счастье.
    Чтобы испытывать удовлетворение от выполненного долга и радоваться лучшим в жизни моментам, нужно чередовать первое и второе. В этом случае можно избежать контраста, который изобразил Блок. Он резко противопоставил серую действительность сказочному саду. Недаром слово «мгла» встречается в поэме в каждой части, кроме четвертой. Реальный мир, хоть он и наполнен тяжелым трудом и серыми буднями, все же близок рабочему. По крайней мере, в этом мире он не одинок: у него есть хижина, верный осел и возлюбленная, образ которой появляется в шестой части. А в мире блаженства и счастья лирический герой одинок, и никакие соловьи и розы не смогли избавить его от этого чувства.

    Рабочий сделал свой выбор. Он предпочел жить с чувством исполненного долга, чем нежиться в игривых ручьях под пленительное пение соловьев. Однажды лирический герой уже вошел в таинственную дверь, попробовал жить беззаботно, но в этом он не обрел своего счастья.
    В реальной жизни такой однозначный выбор сделать очень сложно. Нужно стремиться найти золотую середину: выполнять свой долг, но и не забывать о личном счастье… Или быть счастливым, не забывая о взятых на себя обязательствах. Но, на мой взгляд, самое главное заключается в том, чтобы таинственный сад всегда был рядом, чтобы серая тропинка будней не превратилась в непроглядную чащу без соловьев и розовых кустов.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Блок А.А.

Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока «Двенадцать» | Сочинение по литературе
После своего выхода в свет «Двенадцать» вызвала многочисленную и разноречивую критику. Наверное, ни одно произведение Блока не могло сравниться с этой поэмой по популярности в России и, тем более,

«Земное» и «неземное» в «Стихах о Прекрасной Даме» А.Блока | Сочинение по литературе
Одинокий, к тебе прихожу, Околдован огнями любви. Ты гадаешь - Меня не зови, - Я и сам уж давно ворожу. А.А. Блок Александр Александрович Блок один из

Образ Родины в творчестве А. Блока | Сочинение по литературе
На мой взгляд, смело можно сказать, что А.А. Блок – поэт одной темы. Все творчество этого художника, так или иначе, посвящено теме и образу Родины –России. Хрестоматийным является ответ Блока на

Любовная лирика Блока | Сочинение по литературе
В чём своеобразие раскрытия любовной темы в творчестве А.А. Блока?Своеобразие раскрытия любовной темы в творчестве А.А. Блока строится на основах символизма как литературного направления. В

Что услышал Блок в «музыке революции»? (По по­эме «Двенадцать») | Сочинение по литературе
Что услышал Блок в «музыке революции»? (По по­эме «Двенадцать».)«Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг», — отмечает Блок в записной книжке в день окончания «Двенадцати». Это

Сочинение на тему: Художественный мир А. Блока | Сочинение по литературе
Художественный мир А. Блока«Александр Александрович Блок!. Судьба наградила его всем: красотой и силой, мужеством прозрения мысли и великодуши­ем гения. Он врос в свое время, и время это

Анализ стихотворения «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» | Сочинение по литературе
Стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Восприятие, толкование, оценкаСтихотворение было написано А.А. Блоком 10 октября 1912 года на его квартире в Петербурге. Оно вошло в поэму

Анализ стихотворения «Россия» Блока | Сочинение по литературе
Стихотворение «Россия».Восприятие, толкование, оценкаСтихотворение «Россия» было создано А.А. Блоком в 1908 го­ду. Основная тема его — тема Родины, России. Мы можем отне­сти

Анализ стихотворения «Опять над полем Куликовым…» | Сочинение по литературе
Стихотворение «Опять над полем Куликовым…». Восприятие, толкование, оценкаСтихотворение «Опять над полем Куликовым…» было напи­сано А.А. Блоком в 1908 году. Оно вошло в цикл

Анализ стихотворения Блока «Девушка пела в церковном хоре…» | Сочинение по литературе
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре…». Восприятие, толкование, оценкаСтихотворение «Девушка пела в церковном хоре…» было на­писано А. А. Блоком в 1905 году, в период

Фото Блок А.А.

 Изменить 
Блок А.А.

Блок А.А. - Биография

 Изменить