Сочинения по литературе

Противостояние художника и филистера основной конфликт сказки «Крошка Цахес»

0
По словам критика В. Белинского, романтизм - “это тайный грунт души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, которые создаются фантазией”. В самом деле, в литературе романтизма всегда существует идеал, который имеет место рядом с реальностью. Поэтому по обыкновению говорят о романтических “двух мирах” - мир реальный, действительный, и мир идеальный, фантастический. Романтики делали ударение на первичности идеала, мечты. Второй, идеальный мир, мир мечтаний автора-романтика, существует параллельно с миром повседневного и будничного. Он приобретает форму фантастики и сказки. “Все поэтическое, - утверждает Новалис, - должно быть сказочным”. Чуть ли не наиболее наглядное представление о романтических двух мирах дают произведения Эрнста Теодора Амадея Гофмана, в большинстве из которых сосуществуют мир реальный с миром фантастическим.
Характерно, что Гофман, в отличие от многих других писателей-романтиков, не переносит действие своих произведений в экзотические страны или давние времена. Самые фантастические события происходят на фоне современной автору Германии. Гофмановский герой способен вести “двойную” жизнь: он существует и в сером повседневном мире и в мире прекрасной сказки. Причем таким героем является настоящий романтик, мечтатель, хотя и изображенный писателем с немалой долей иронии (Бальтазар в “Крошке Цахесе…”).

Мир реальный, будничный, прозаический является миром филистеров, самоудовлетворенных людей со “здравым смыслом”. Мир романтический открыт для “энтузиастов”, фантазеров, истинных музыкантов: Гофман, как известно, разделял человечество на две части - “музыкантов” и “не музыкантов”. Музыкант - романтик, он не удовлетворен жестокими законами реальности и старается убежать от них в выдуманное романтическое королевство, мир иллюзий. Два параллельных мира, материальный и духовный, в произведениях Гофмана могут перекрещиваться, не замечать друг друга, но всегда существует трагическое, хотя и иронически осмысленное разногласие между миром таланта и фантазии и миром бездуховности и ограниченности. Не воспринятый современниками, Гофман оказался на уровне пророка через несколько десятилетий после смерти.

Своим учителем считали Гофмана Эдгар По, Оноре де Бальзак, Федор Достоевский, Александр Блок, Франц Кафка и много других художников.
Гротеск (химерический, необыкновенный, от итал. - грот, пещера) - максимально возможное преувеличение, основанное на нарочитом преобразовании действительности с помощью фантазии. Ирония (гр. - представление, скрытая насмешка, насмешка, сарказм). Стилистическое средство, когда слову или обороту придается обратный смысл с целью насмешки. Художественный троп, который выражает насмешливо-критическое отношение художника к предмету изображения. Романтизм часто прибегает к смешному, юмористическому. Своеобразным явлением поэтики романтизма становится так называемая “романтическая ирония”. Ирония как разновидность юмора призвана быть наиболее действенным элементом романтического искусства. Она пронизывает произведения практически всех выдающихся романтиков.

Романтическая ирония подчеркивает относительность любых ограничений и условностей разных аспектов жизни.

Другим средством романтического познания Вселенной становится гротеск. Он рассматривается романтиками как один из основных приемов изображения. Виктор Гюго называет гротеск “красотой, который оттенен уродливостью”. Он же видел в этом приеме черты, которые отличают именно новую романтическую поэзию. Гротеск, который широко используется в творчестве Гюго, Гофмана, Тика, Байрона, с одной стороны, “создает безобразное и ужасное, с другой - комическое и шутовское”, как делает замечание автор “Предисловия” к “Кромвелю”. Наряду с гротеском романтизм прибегает и к другим формам условной образности. Ведь художник-романтик не воссоздает действительность, а превращает, “романтизирует” ее, по выражению того же Гюго, “с помощью своего воображения”.

И этот новый условный мир для романтика является более прекрасным и истинным, чем реальный. Вспомните, метафора - это переносный смысл слова, основанный на уподоблении одного предмета или явления другому за похожестью или контрасту. Разновидностями метафоры являются олицетворения - уподобления живому существу и овеществление - уподобление предмету. Сатира - от комического, которое наиболее беспощадно высмеивает человеческое несовершенство. Сатира выражает резко отрицательное отношение автора к изображаемому, призвана высмеивать выведенный характер или явление.

Сатира у Гофмана - средство борьбы с невыносимыми для него разногласиями жизни. Нужно подчеркнуть, что в творчестве Гофмана, которое будто подводит итог романтическому восприятию действительности, отношения человека с внешним миром намного глубже и более сложные, здесь преодолевается ранний романтический культ субъективизма и индивидуализма. Величие человека заключается для Гофмана в общении с реальным внешним миром, который создает его. Вне этого общения Гофман не признает ни единой иронии.

Поэтому романтическая ирония Гофмана основана на понимании ценности и значении двух миров - мира человеческого духа и внешнего мира. Уже в его ранних произведениях (”Фантазии в манере Калло”, “Ночные рассказы”) нашла свое отображение эта новая для романтической эстетики тенденция - передача жизни в пестроте духовных и материальных сил, когда духовное приобретает формы материального и наоборот, когда происходит их постоянное смешивание. В творчестве Гофмана, в отличие от ранних романтиков, ирония часто имеет критическую, ядовито саркастическую окраску. Именно этот вид романтической иронии был воспринят и развит Гейне.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гофман Э.Т.

Призрачное и прекрасное в повести сказке Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» | Сочинение по литературе
Великий немецкий романтик Э. Гофман раскрывает в своих произведениях иллюзорность и призрачность мира, в котором можно найти спасение от бездуховности, серости и пустоты лишь с помощью силы

Откуда берутся цахесы (По сказке Гофмана "Крошка Цахес") | Сочинение по литературе
Самым ярким представителем немецкого романтизма является Эрнст Теодор Амадей Гофман. Перу этого писателя принадлежит много произведений, которые вошли в золотой фонд мировой литературы. Одним из

Малыш Цахес на прозвищу Циннобер | Сочинение по литературе
События происходят в выдуманном княжестве Керепес, где когда-то деятельностью князя Пафнутия было внедрено “образование”. Прошли года, и плоды “образования” наглядно ощутимы: в местном университете

Образ Цахеса в сказке «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» | Сочинение по литературе
Образ Цахеса, как думают исследователи творчества Гофмана, мог быть навеянный писателю рисунками Жака Калло, в коллекции которого была целая серия карикатур, на которые он воссоздал гротескные образы

Безобразное и прекрасное в произведении Гофмана «Малыш Цахес» | Сочинение по литературе
Каждая страница творчества большого немецкого романтика - это страстная борьба прекрасной души поэта с безобразным миром. Свою личную судьбу Гофман видел как часть общей судьбы «маленьких людей», что

Материальный мир сказочных персонажей сказки «Крошка Цахес» | Сочинение по литературе
Гофман - знаковая фигура немецкого романтизма, которая сфокусировала все наиболее характерные его черты, образы и темы, центральные идеи. «Крошка Цахес» - сочинение эпохи немецкого романтизма.

Чудная фантастика сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» | Сочинение по литературе
В произведении Э. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» рассказывается о событиях, которые произошли в маленьком государстве князя Диметрия. По жанру это сказка-новелла. Действующими лицами

Цахес – герой сказки Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес по прозвонию Циннобер» | Сочинение по литературе
Сын бедной крестьянки фрау Лизы, нелепый уродец, до двух с половиной лет так и не научившийся говорить и хорошо ходить, Ц. пугал окружающих своей внешностью. Его паучьи ножки, голова, ушедшая в

Чем сказка «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» отличается от других сказок | Сочинение по литературе
В “Крошке Цахес” присутствуют традиционные сказочные элементы и мотивы. Это чудеса, столкновенье добра и зла, волшебные предметы и амулеты. Гофман использует традиционный сказочный мотив очарованной

Мистическое и прекрасное в Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» | Сочинение по литературе
Известный немецкий писатель - романтик, художник, музыкант Эрнст Теодор Амадей Гофман написал много рассказов и повестей, в которых фантастическое объединяется с реальностью настолько крепко, что

Фото Гофман Э.Т.

 Изменить 
Гофман Э.Т.

Гофман Э.Т. - Биография

    ГОФМАН, ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ (Hoffman, Ernst Theodor Amadeus) (1776–1822), немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма. Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кёнигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. Изучал право в Кёнигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше. В 1808 любовь к музыке подвигла Гофмана занять пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя он дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге. В 1816 вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до смерти, последовавшей 24 июля 1822.
    Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее значительны сборники рассказов Фантазии в манере Калло (Fantasiestcke in Callots Manier, 1814–1815), Ночные рассказы в манере Калло (Nachtstcke in Callots Manier, 2 vol., 1816–1817) и Серапионовы братья (Die Serapionsbrder, 4 vol., 1819–1821); диалог о проблемах театрального дела Необыкновенные страдания одного директора театров (Seltsame Leiden eines Theaterdirektors, 1818); рассказ в духе волшебной сказки Крошка Цахес по прозванию Циннобер (Klein Zaches, genannt Zinnober, 1819); и два романа – Эликсир дьявола (Die Elexiere des Teufels, 1816), блистательное исследование проблемы двойничества, и Житейские воззрения кота Мурра (Lebensansichten des Kater Murr, 1819–1821), отчасти автобиографическое произведение, исполненное остроумия и мудрости. К числу наиболее известных рассказов Гофмана, входивших в упомянутые сборники, принадлежат волшебная сказка Золотой горшок (Die Goldene Topf), готическая повесть Майорат (Das Mayorat), реалистически достоверный психологический рассказ о ювелире, который не в силах расстаться со своими творениями, Мадемуазель де Скюдери (Das Frulein von Scudry) и цикл музыкальных новелл, в которых на редкость удачно воссозданы дух некоторых музыкальных сочинений и образы композиторов. Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. Действие его произведений почти никогда не происходило в далеких краях – как правило, он помещал своих невероятных героев в повседневную обстановку. Гофман оказал сильное воздействие на Э.По и некоторых французских писателей; несколько его рассказов послужили основой для либретто знаменитой оперы – Сказкок Гофмана (1870) Ж.Оффенбаха. Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои творения он иллюстрировал сам. Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера Ундина (Undine), впервые поставленная в 1816; среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Как музыкальный критик он проявил в своих статьях такое понимание музыки Л.Бетховена, каким могли похвастать немногие из его современников. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он оказал влияние на творчество своего друга К.М.фон Вебера, а на Р.Шумана сочинения Гофмана произвели такое сильное впечатление, что он назвал свою Крейслериану в честь капельмейстера Крейслера, героя нескольких сочинений Гофмана.
 Изменить