Сочинения по литературе

Разговор Григория Мелехова со Степаном Астаховым (анализ главы 19 второй части книги первой романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»)

1
    Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» повествует не только о сложнейшем времени в жизни России, принесшем огромные социальные и моральные потрясения. Это произведение называют романом-эпопеей, потому что в нем полно и многогранно отразились события того времени, образ жизни людей, причины их поступков.
    Через все произведение проходит любовь главного персонажа Григория Мелехова и Аксиньи Астаховой. Чувство героев было одновременно и высоким, и трагичным. Через всю свою жизнь, запечатленную на страницах романа, пронесли они, несмотря на все испытания, глубокую и сильную любовь.

    Будучи женой Степана Астахова, Аксинья не была счастлива в браке. Поэтому, когда Гришка Мелехов стал проявлять к ней интерес, у Аксиньи зародилось ответное чувство. Влюбленные не скрывали своей связи. Естественно, что Степан обо всем узнал. С этих пор бывшие друзья Степан Астахов и Григорий Мелехов становятся заклятыми врагами.

    Эпизод из 19-й главы 2 части романа в очередной раз показывает враждебность между мужчинами. К тому времени Мелехов, уже женатый на Наталье, вновь уходит к Аксинье. Недовольный таким положением вещей, Степан хочет отомстить Григорию. Об этом он открыто заявляет в разговоре с Мелеховым: «Нынче я драться с тобой не буду, не хочу…Но ты, Гришка, помни мое слово: рано аль поздно убью».
    На мой взгляд, его обвинения оправданы. Аксинья, бросив Степана, выставила мужа в глазах хуторян не в лучшем свете. Об этом говорит и сам Астахов: «Обидел ты меня!... Выхолостил мою жизнь, как боровка».

    Григорий делает вид, будто не воспринимает угроз Степана всерьез. Но в глубине души он понимает состояние бывшего друга, может быть, даже в какой-то момент жалеет его. Однако не в интересах Мелехова сочувствовать Степану. Прежде герой видел, как муж относился к Аксинье – избивал ее до полусмерти. О какой любви здесь может идти речь! А он, Григорий, испытывает сильное, глубокое чувство к этой женщине. Поэтому в итоге Мелехов нисколько не сожалеет о том, что увел Аксинью у Степана.

    Астахов же сожалеет о другом. Шолохов отмечает, что во время разговора Степан «вдруг улыбнулся простой ребячьей улыбкой, расщепляя углы глаз на множество тонких морщинок». Оказывается, он вспомнил случай, когда судьба предоставила ему «хорошую возможность убить» Мелехова. В тот раз Астахов пожалел Григория, а «ежели бы вдарил на бегу – надвое пересек бы!».

    Астахов сожалеет об упущенной возможности. Но кто мог предугадать ситуацию, в которой окажется позже Аксинья и два друга, влюбленные в нее: один – муж, другой – любимый. Мелехов отшучивается, говоря, что это не последняя их встреча со Степаном, жизнь непременно столкнет их вновь. Позже мы и сами убедимся в этом. Окажется, что судьба будет испытывать и одного, и другого героя. Степан уедет в Крым и так и не осуществит своего желания убить Григория. Не станет счастливым и Мелехов, так как смерть отнимет у него Аксинью, жизнь станет для него бессмысленной…

    В анализируемом эпизоде Степан стоит перед Григорием, «широко расставив ноги, перекусывая оскаленными зубами бурьянную былку». Внешний вид Астахова – обвисшие усы, густая щетина давно не бритой бороды, серое от грязи лицо – выдавали его внутреннее состояние. Григорий, глядя в глаза сопернику, не видит перед собой знакомого человека и бывшего друга. Он смотрит на него, словно «на далекую, задернутую дождевой марью степь».

    Степан отпускает стремя, за которое держался рукой в течение всего разговора, но не прощается с Григорием, еще надеясь его встретить. Напоследок Астахов спрашивает об Аксинье. Мелехов грубо отвечает: «Она об тебе не сохнет, не горюй!», пытаясь задеть Степана. Но слова Григория нисколько не удивили Астахова. Наоборот, последним вопросом («На самом деле?») он вызывает злость Мелехова, который уезжает, ничего не ответив.

    Таким образом, в этом эпизоде показана ярость Степана и неуступчивость Григория. Их разговор не привел ни к каким определенным результатам.

    Помимо проблем, связанных с личной жизнью героев, в этом небольшом по объему эпизоде Шолохов делает намек на проблему общественную, связанную с военными событиями.

    Говоря о своей обиде, Степан показывает Григорию свои черные руки: «Видишь вон…пашу, а сам не знаю на что. Аль мне одному много надо? Я бы походя и так прозимовал. А только скука меня убивает…». Слова эти раскрывают непонимание простым народом, казачеством, своей роли в решении общественных задач, своего места в обществе. В дальнейшем Шолохов покажет пробуждение народных масс, которое произойдет под влиянием коммунистической партии. Но пока в реплике Степана слышна только растерянность.

    В небольшой сцене разговора Астахова и Мелехова автор готовит читателя к будущим важным событиям. Но пока Аксинья и вражда между собой для мужчин важнее, чем все остальное. Пытаясь выяснить отношения, они так и не находят верного решения. На всю жизнь Мелехов и Астахов останутся заклятыми врагами, ненавистными друг другу.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Шолохов М.А.

История создания романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон» | Сочинение по литературе
Вот как рассказывал историю создания своего произведения М.А. Шолохов: «Начал писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать

Изображение войны в романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон». | Сочинение по литературе
Говоря о творчестве М.Шолохова, в первую очередь, следует сказать об эпохе, в которую жил и творил писатель, поскольку социальные, общественные потрясения являются чуть ли не основным фактором,

Любовь в жизни одного из героев М.А.Шолохова (по одному из романов). | Сочинение по литературе
Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон» повествует не только о сложнейшем времени в жизни России, принесшем огромные социальные и моральные потрясения. В этом произведении автор не прошел и мимо любовной

Тема войны в русской литературе («Донские рассказы» М.А. Шолохова) | Сочинение по литературе
(“Донские рассказы” М.А. Шолохова) Война — это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщая беда, сплачивающая народ в единое целое. В такие времена люди

Тема поиска правды в прозе М.А.Шолохова (по роману «Тихий Дон») | Сочинение по литературе
М.А. Шолохова по праву называют летописцем советской эпохи. «Тихий Дон» - роман о казачестве. Центральный образ романа – Григорий Мелехов – обычный казачий парень. Правда, может быть, излишне

Проблематика романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» | Сочинение по литературе
О судьбе народа в годы коллективизации М. Шолохов рассказал в романе “Поднятая целина”. Сегодня известно много горького и страшного о том времени, о трагических судьбах “старательных” крестьян,

Григорий и Аксинья (по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон») | Сочинение по литературе
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» повествует не только о сложнейшем времени в жизни России, принесшем огромные социальные и моральные потрясения. Это произведение называют романом-эпопеей, потому что

Образы коммунистов в романе М. Шолохова «Поднятая целина» | Сочинение по литературе
Среди всех коммунистов, подробно описанных или только упомянутых в романе “Поднятая целина”, самым колоритным и, как это ни странно на первый взгляд, самым репрезентативным является Макар Нагульнов.

Образы крестьян в романе М. Шолохова «Поднятая целина» | Сочинение по литературе
Говоря о героях романа Шолохова «Поднятая целина», в первую очередь, нужно обратить внимание на их неоднородность. Одним из ярких представителей крестьянства является Кондрат Майданников. Казалось

«Тихий Дон» - роман-эпопея | Сочинение по литературе
Рождение романа-эпопеи связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914—1918 годов. Октябрьская революция, гражданская война,

Фото Шолохов М.А.

 Изменить 
Шолохов М.А.

Шолохов М.А. - Биография

    ШОЛОХОВ, МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1905–1984) – советский писатель, автор романов Тихий Дон, Поднятая целина, неоконченной эпопеи Они сражались за родину, лауреат Нобелевской премии, депутат, лауреат Сталинской премии, академик, дважды Герой социалистического труда. Родился 11 (24) мая 1905 на хуторе Кружилин. Автобиография Шолохова занимает полторы страницы: «родился в семье служащего торгового предприятия в одном из хуторов», «учился в Москве года два-три» и т.д. В разгар Гражданской войны стал очевидцем трагических событий на Дону: на его глазах разворачивались военные действия между белоказаками и красными, велась борьба казаков за независимость, окончившаяся Верхнедонским восстанием.
    К началу 1920-х имел за плечами опыт продкомиссара, сочинителя агитпьес и работника ревкома – с таким багажом он появился в Москве. Там примкнул к литературному объединению «Молодая гвардия», существовавшему под эгидой РАППа, в 1923 дебютировал с фельетоном в газете «Юношеская правда». В ином ключе были написаны Донские рассказы Шолохова (1926) – произведения о столкновении белоказаков с красными, о братоубийственной борьбе на Дону. В этих рассказах одержимость классовым насилием вела к отцеубийству (Бахчевик), сыноубийству (Родинка), смертельной вражде между братьями (Коловерть). «Наука ненависти» заставляла соседей убивать друг друга за горшок щей и крынку молока (Алешкино сердце). Шолохов не романтизировал насилие, не пел «Россию, кровью умытую», – он нес в литературу суровую, жестокую правду о Гражданской войне. В его изображении классовая борьба – война своих против своих, она рассекает семьи, разделяет отцов и детей. Разрушение родственных связей, классовая «червоточина», разъедающая семью, – тема, которая перекочевала из Донских рассказов в Тихий Дон. В 1926 вернулся на Дон, в станицу Каргинскую, а затем переселился в Вёшки. К этому времени работал над романом Донщина о походе генерала Корнилова на Петроград. Донщина легла в основу первых двух книг Тихого Дона, опубликованных в журнале «Октябрь» с января по декабрь 1928. Тихий Дон пользовался оглушительным успехом у современников. Луначарский сравнил Шолохова с Львом Толстым, а Тихий Дон с Войной и миром. Александр Серафимович признал молодого автора «во сто раз талантливее» себя и предрек ему скорую мировую славу. Вся Россия зачитывалась историей Григория и Аксиньи, Госиздат выпустил Тихий Дон в популярной серии «Дешевая библиотека Госиздата». В 1930 режиссерами Правовым и Рождественской по роману был поставлен фильм, упрочивший шолоховскую славу. Первые две книги Тихого Дона (1925–1928) охватывали период Первой мировой войны, революцию 1917, становление Советской власти на Дону. Шолохов давал картину слома русской истории, описывал войну и мир, быт и сражение, судьбы исторических личностей и простых людей. Наряду с вымышленными персонажами в романе действовали реально существовавшие белые генералы Каледин, Корнилов, председатель казачьего военно-революционного комитета Подтелков. Точкой отсчета Шолохов считает 1912. Однако главным откровением Тихого Дона стал не эпический размах повествования, а обращение автора к судьбе человека, втянутого в кровавый круговорот истории. Главный герой – Григорий Мелехов – личность незаурядная, казак с турецкой кровью, командир белой дивизии, а затем и красной конницы, получивший 14 ранений и полный комплект боевых наград. Григорий Мелехов индивидуализировался автором, наделялся «особыми приметами». Даже удар, делавший Григория неуязвимым в бою, был особым – не правой, а левой: с детства левша, Григорий научился одинаково хорошо владеть обеими руками. Двурукость символически передавала самое существо судьбы Мелехова – «от красных отбился, к белым не пристал». Григорий не определился в своей «классовой позиции», не сделал выбора между воюющими сторонами. Это сразу же отделяло его от героев других произведений о Гражданской войне, например, от Мечика из романа А.Фадеева Разгром. Выходец из народной среды наделялся сложным психологическим складом, тягой к правдоискательству, неоднозначностью оценок. Характер героя определил и глубину житейских коллизий – отношения внутри любовного треугольника Григорий – Аксинья – Степан. Судьба Григория отражала не только его исключительность, но и всенародную трагедию «похитнувшейся жизни», крушение веками устоявшегося миропорядка. Герои романа – Кошевые, Мелеховые, Коршуновы, Астаховы – казаки, особое военно-земледельческое сословие России, созданное по указу Екатерины II, не причисленное ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные обычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, – подлинная область художественного исследования автора. К концу романа почти все герои Шолохова погибают, Тихий Дон исчезает с лица земли. В печати была приостановлена третья книга Тихого Дона, посвященная Вешенскому восстанию против расказачивания и созданию своеобразной республики на левом берегу Дона. Правда о кровавой эпопее расказачивания, о действиях на Дону Троцкого была в романе безжалостной. Причиной восстания послужили перегибы по отношению к казакам-середнякам и бессудные расстрелы в станицах. Казаки восстали в тылу у красных, что привело к поражению на Южфронте и началу наступления Деникина. Теперь Шолохова обвиняли уже в «белогвардейщине». В начале 1930-х он оказался в районе «сплошной коллективизации», на его глазах погибала деревня, в запустение приходила когда-то богатейшая область. «Вы бы поглядели, что происходит у нас и в соседнем Нижне-Волжском крае, – писал Шолохов редактору издательства «Московский рабочий» Е.Левицкой. – Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает. Народ звереет, настроение подавленное…». Письма Шолохова к Левицкой рисуют страшную картину коллективизации на Дону, не напоминающую колхозную идиллию Поднятой целины. Следующим адресатом Шолохова стал Сталин. Письма Шолохова к Сталину изобиловали ужасами голодомора, описанием пыток, избиений и надругательств, с помощью которых изымался хлеб. Теперь творческая активность Шолохова проявлялась главным образом в жанре напряженного диалога с вождем. Сталин благосклонно отнесся к письмам – ответил Шолохову письмом, телеграммами, прислал голодающим эшелон с зерном. Наряду с отчаянными протестами против коллективизации создает роман Поднятая целина (первая книга – 1932, вторая – 1960): «Пишу новый роман о том, как вешенские, к примеру, казачки входили в сплошную коллективизацию в 1930 и как они живут в колхозах». Это роман в поддержку политики коллективизации на селе. Организатор и председатель колхоза на Дону в Поднятой целине – моряк Давыдов, приехавший обучать казаков земледелию. Многие сцены романа не лишены двусмысленности: в них беспощадно изображалась борьба «на хлебном фронте», участь крестьянства. С трудом продвигалась работа над заключительными частями романа Тихий Дон. 4 июня 1928 он писал Левицкой: «Прочтите (…) продолжение Тихого Дона – черкните мне ваше мнение. Там меня начинает душить история, и соответственно с этим меняется характер». История душила не только Шолохова, но и его героя, теряющего в окаянной коловерти революционного времени всех своих близких. Оставшись без семьи и похоронив Аксинью, Григорий видит, как над ним встает черное солнце. К концу четвертой книги, вышедшей в 1939, Григорий Мелехов мечтает об одном – больше не участвовать в цепной реакции бессмысленных и бесконечных смертей, преступном насилии над действительностью. Григорию не дается понимание свершившегося в России великого эксперимента, исторически оправданного насилия. Некоторые писатели советовали Шолохову «достойно закончить роман» и привести Григория в партию. Однако скитания Григория имели в романе другой итог: на пороге разоренного дома он держит на руках единственного сына – последнего, кто остался в живых из большой мелеховской семьи. В конце 1930-х над Шолоховым нависла угроза ареста. К этому моменту он уже неоднократно бывал на приеме у Сталина, списывал ужасы голодомора на «непродуманную работу» на местах (статья Результат непродуманной работы, январь 1933, «Правда»). В 1939 в творческой судьбе Шолохова совершается перелом: избежав ареста, к началу войны он прочно занимает положение одного из первых писателей советской страны. Отправившись на фронт корреспондентом «Красной звезды» и «Правды», попадает в авиакатастрофу и чудом остается в живых. На его глазах осколком снаряда была убита мать, разрушен дом в Вешках. 23 июня 1942 – в годовщину вторжения фашистской Германии в СССР, Шолохов опубликовал в «Правде» статью Наука ненависти, в которой призвал «носить ненависть на кончиках штыков». Главной движущей силой в борьбе с захватчиком он считал беспощадную ненависть к «осатаневшим фашистским выродкам». С трудом давался Шолохову его новый роман Они сражались за родину, первые главы которого появились в «Правде» в 1943. Он был посвящен суровой окопной жизни, солдатам разбитого полка, сражающегося на Дону. К роману Они сражались за родину пытался вернуться в 1950–1960-е, но книга так и осталась неоконченной. В 1975 С.Бондарчук снял по неоконченному роману фильм с участием звезд советского кино: Шукшина, В.Тихонова, Г.Буркова, Ю.Никулина, Н.Мордюковой, И.Смоктуновского. Рассказ Судьба человека был опубликован в «Правде» в новогодних номерах 1957. В нем автор касался полузапретной темы – судьбы военнопленных, которые из немецких лагерей отправлялись в лагеря «родные». Андрей Соколов изображен в рассказе человеком, сохраняющим в плену «русское достоинство и гордость». Вернувшись домой, герой рассказа усыновляет мальчика – сироту войны. Появление Тихого Дона в 1928 повлекло за собой не только восторженные рецензии, но и обвинения в литературном плагиате, судебные разбирательства. Многих смущало, что роман появился из-под пера двадцатитрехлетнего автора, который казался слишком юным для создания столь грандиозного романа. Позже сомнение в авторстве Тихого Дона выражали Солженицын (книга Стремя «Тихого Дона», под псевдонимом Медведева-Томашевская), Р.Медведев (Загадки творческой биографии Шолохова), однако эти исследования целиком строились на гипотезах и не содержали никаких документальных подтверждений. Обвинения с новой силой вспыхнули в 1990-е, когда открылись архивы. Но и тогда никаких убедительных доказательств шолоховского плагиата обнаружено не было. В 1965 Шолохов был удостоен Нобелевской премии «за художественную силу и цельность эпоса о русском казачестве в переломное для России время». Тихий Дон был причислен к классике 20 в., продолжающей гуманистические традиции великой русской литературы. Умер Шолохов 21 февраля 1984 в станице Вешенской.
 Изменить