Говоря о прозе Бунина, исследователи всегда подчеркивают, что он явился одним из самых последовательных в XX в. продолжателей традиций русского реализма. Это мнение укрепилось еще и потому, что сам Бунин, пришедший в литературу в период бурного расцвета модернистских течений, открыто и резко выступал против них, а те не смогли увидеть новаторства Бунина. Но даже в случаях, когда Бунин брал традиционные для реалистов темы, он решал их по-иному, на другом философском и художественном уровне. Это был реализм, но реализм новый, вобравший и по-своему преломивший многие поиски литературного авангарда. Однако эксперименты в области художественной формы никогда не были для Бунина самоцелью, его отличал редкий дар цельности, органичности формы и содержания. Так складывался самобытный творческий почерк писателя, свидетельствующий не только о продолжении традиций, но и о «модерности» автора (определение самого Бунина).
Хотя признание пришло к Бунину довольно рано, подлинную известность ему принесла повесть «Деревня» (1910), вызвавшая бурную дискуссию в критике. Произведение это задело нерв русской литературы, да и всей русской общественной мысли: «Деревней», как и рассказами «Суходол» (1911), «Захар Воробьев» (1912) и целым рядом других, Бунин включился в дискуссию о национальном характере, о судьбе России и русского народа. При этом писатель говорил и «о чем-то более общем и глубоком», что Г. Адамович определил словами «историческая Немезида»: он передал ощущение грозной поступи истории, предчувствие неминуемой катастрофы. Логически автор этих выводов не формулировал, но, продолжаем цитировать Г. Адамовича, «шумят в «Деревне» такие бури, звенит такое безысходное отчаянье, заложено в ней столько взрывчатых веществ, что, перечитывая повесть, невольно спрашиваешь себя: могло ли все это разрешиться благополучно?..».
Приступая к этой теме, Бунин полемически отстраняется от предшествующей литературной традиции: «О деревне пока у нас было написано мало трезвого. Кающиеся дворяне, разночинцы принесли в литературу прикрашенность Антона-Горемыки… Я полагаю, что уже прошла та пора, когда о мужике гово- рили, а иногда и нужно было говорить, его идеализируя». Этот вывод разделял и М. Горький: «… Дворянская наша литература любила и прекрасно умела изображать крестьянина человеком кротким, терпеливым, влюбленным в какую-то неземную «Христову правду», которой нет места в действительности, но о которой всю жизнь мечтают мужики, подобные Калинычу из рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч» и Платону Каратаеву из «Войны и мира» Толстого». Отсутствием идеализации, народо- поклоннических иллюзий будут отличаться произведения И. Бунина. Однако его рассказы мало прочитать только как книги о крестьянстве. Писатель будет настаивать на том, что все сказанное им о русском мужике распространяется на национальный характер в целом. В отличие от других Бунин не видел существенной разницы между психологией крестьянина и помещика, считал, что и на тех и на других оставило свой след многовековое рабство. «Мне кажется, — напишет Бунин в период работы над «Суходолом», — что быт и душа русских дворян те же, что и у мужика; все различие обусловливается лишь материальным превосходством дворянского сословия». Писатель заметит, что его «интересуют не русские мужики сами по себе, а душа русских людей вообще…». Автор отразит не только светлые черты национального характера, но и его противоречивость, хаотичность, «пестроту» (как определит это качество Горький), подчеркнет трагические основы русской души.
Анализ эпизода из рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» | Сочинение по литературе
Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» был написан в 1915 году, в разгар первой мировой войны. Это произведение носит острый социально-философский характер, в котором писатель рассуждает на
Роль символики в рассказах Бунина («Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско») | Сочинение по литературе
Очень значительную роль Бунин в своей поэтике отводит символике. Этот прием в разнообразных вариациях делает читателя бунинского произведения «дальнозорким», глубоко чувствующим его философское
Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В.В. Набокова «Машенька», рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет») | Сочинение по литературе
Как известно, литература делится на классическую и сиюминутную, проходящую. Классика затрагивает глобальные проблемы, чрезвычайно значимые и актуальные для человечества во все времена. К таковым
Поэзия | Сочинение по литературе
Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слышал Ко всему привыкший сорок первый год. Ю.Друнина
Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» | Сочинение по литературе
Работавший над циклом “Темные аллеи” в течение многих лет, И. А. Бунин уже на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл “самым совершенным по мастерству”. На мой взгляд,
Тема обречённости буржуазного мира (по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско») | Сочинение по литературе
По социально-философской проблематике проза Бунина очень широка. Он пишет о разоряющейся деревне, разрушительных последствиях проникновения в её жизнь новых капиталистических отношений, о деревне, в
Анализ рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» | Сочинение по литературе
И.А. Бунин оставил достаточно богатое литературное наследие. Он писал рассказы, повести, романы, был восхитительным поэтом. Но, пожалуй, известнейшим произведением Бунина является цикл «Темные
Тема любви в прозе И. А. Бунина | Сочинение по литературе
В русской классической литературе тема любви всегда занимала важное место. Причём предпочтение отдавалось духовной, «платонической» её стороне перед плотской, физической страстью, которая зачастую
Тема уходящей Руси в произведениях И. А. Бунина | Сочинение по литературе
Тема уходящей дворянско-крепостнической России нашла отражение в произведениях многих русских писателей. Ее литературные истоки мы находим в произведениях, написанных еще до отмены крепостного
Анализ рассказа И. Бунина «Несрочная весна» | Сочинение по литературе
Тема России поднималась Буниным в его произведениях не раз. Но рассказы, написанные после 1917 года, значительно отличаются от более ранних. Бунин с его политическим консерватизмом не мог принять