Сочинения по литературе

Рецензия на роман В.П.Астафьева "Печальный детектив"

0
    В. П. Астафьев является писателем, в чьих произведениях отражена жизнь
    людей XX века. Астафьев - человек, которому известны и близки все проблемы
    нашей подчас нелегкой жизни. Виктор Петрович прошел войну рядовым, знает
    все тяготы послевоенной жизни. Я думаю, что он со своей мудростью и опытом
    относится к тем людям, к советам и наказам которых нужно не только
    прислушиваться, а стараться выполнять их. Но Астафьев не выступает в роли
    пророка, он просто пишет о том, что ему близко и что волнует его.Хотя
    произведения Виктора Петровича относятся к современной русской литературе,
    проблемам, которые в них часто поднимаются, уже не одна тысяча лет. Вечные
    вопросы добра и зла, наказания и справедливости уже давно заставили
    человека искать на них ответы. Но это оказалось делом очень сложным, потому
    что ответы кроются в самом человеке, а в нас переплелись добро и зло,
    честность и бесчестье. Имея душу, мы часто бываем равнодушными. У всех
    есть сердце, но нередко нас называют бессердечными.В романе Астафьева
    "Печальный детектив" поднимаются проблемы преступления, наказания и
    торжества справедливости. Тема романа - нынешняя интеллигенция и нынешний
    народ. В произведении рассказывается о жизни двух небольших городков:
    Вейска и Хайловска, о людях, живущих в них, о современных нравах. Когда
    говорят о маленьких городах, в сознании возникает образ тихого, мирного
    места, где жизнь, наполненная радостями, течет медленно, без особых
    чрезвычайных происшествий. В душе появляется чувство умиротворения. Но
    ошибается тот, кто так думает. На самом деле жизнь в Вейске и Хайловске
    течет бурным потоком. Молодые люди, напившись до такой степени, когда
    человек превращается в животное, насилуют женщину, которая годится им в
    матери, а родители оставляют ребенка запертым в квартире на неделю. Все эти
    картины, описанные Астафьевым, приводят читателя в ужас. Становится
    страшно и жутко от мысли о том, что исчезают понятия честности, порядочности
    и любви. Описание этих случаев в виде сводок является, на мой взгляд, важной
    художественной особенностью. Слыша каждый день о различных
    происшествиях, мы порой не обращаем внимания, а собранные в романе, они
    заставляют снять розовые очки и понять: если это произошло не с тобой, то не
    значит, что это тебя не касается. Роман заставляет задуматься над своими
    поступками, оглянуться назад и посмотреть, что ты сделал за прожитые годы.
    После прочтения задаешь себе вопрос: "А что я сделал доброго и хорошего?
    Замечал ли я, когда человеку рядом со мной было плохо?" Начинаешь
    задумываться над тем, что равнодушие является таким же злом, как и
    жестокость. Я думаю, что поиск ответов на эти вопросы является целью
    произведения. В романе "Печальный детектив" Астафьев создал целую
    систему образов. Автор знакомит читателя с каждым героем произведения,
    рассказывая о его жизни. Главным героем является оперативный работник
    милиции Леонид Сошнин. Он - сорокалетний мужчина, получивший несколько
    ранений при исполнении служебных обязанностей, - должен уйти на пенсию. Уйдя
    на заслуженный отдых, он начинает писать, пытаясь разобраться, откуда в
    человеке так много злости и жестокости. Где она у него копится? Отчего вместе
    с этой жестокостью существует в русских людях жалость к арестантам и
    равнодушие к самим себе, к соседу - инвалиду войны и труда? Главному герою,
    честному и смелому оперативному работнику, Астафьев противопоставляет
    милиционера Федора Лебеду, который потихонечку служит, переходя с одной
    должности на другую. На особо опасных выездах он старается жизнью не
    рисковать и предоставляет право обезвреживать вооруженных преступников
    своим напарникам, и не очень важно, что у напарника нет табельного оружия,
    потому что он недавний выпускник милицейского училища, а у Федора есть
    табельное оружие. Ярким образом в романе является тетя Граня - женщина,
    которая, не имея своих детей, отдавала всю любовь детям, игравшим около ее
    дома на железнодорожной станции, а затем детям в Доме ребенка.Часто герои
    произведения, которые должны вызывать отвращение, вызывают жалость.
    Урна, превратившаяся из женщины, занимавшейся самодеятельностью, в
    пьяницу без дома и семьи, вызывает сочувствие. Она орет песни и пристает к
    прохожим, но становится стыдно не за нее, а за общество, отвернувшееся от
    Урны. Сошнин говорит о том, что ей пытались помочь, но ничего не получилось,
    а теперь на нее просто не обращают внимания.Есть в городе Вейске свои
    Добчинский и Бобчинский. Астафьев даже не изменяет фамилии этим людям и
    дает характеристику им цитатой из "Ревизора" Гоголя, опровергая тем самым
    известное изречение о том, что ничто не вечно под луной. Все течет, все
    изменяется, а такие люди остаются, меняя одежду XIX века на модный костюм и
    рубашку с золотыми запонками XX века. Есть в городе Вейске и свое
    литературное светило, которое, сидя в своем кабине-те, "окутавшись
    сигаретным дымом, дергалось, елозило на стуле и сорило пеплом".Это
    Сыроквасова Октябрина Перфильевна. Именно этот человек, описание
    которого вызывает улыбку, двигает вперед и дальше местную литературу. Эта
    женщина решает, какие произведения печатать. Но не все так плохо, ведь если
    есть зло, то существует и добро.Леонид Сошнин мирится с женой, и она снова к
    нему возвращается вместе с дочерью. Немного грустно оттого, что помириться
    их заставляет смерть соседки Сошнина, бабушки Тутышихи. Именно горе
    сближает Леонида с Лерой. Чистый лист бумаги перед Сошниным, который
    пишет обычно ночью, является символом начала нового этапа жизни семьи
    главного героя. И хочется верить, что дальнейшая их жизнь будет счастливой и
    радостной, а с горем они справятся, потому что будут вместе.Роман
    "Печальный детектив" - захватывающее произведение. Хотя читать его трудно,
    потому что слишком страшные картины описывает Астафьев. Но такие
    произведения нужно читать, потому что они заставляют задуматься над
    смыслом жизни, чтобы не прошла она бесцветно и пусто.Мне понравилось
    произведение. Я много важного вынесла для себя, многое поняла. Я
    познакомилась с новым писателем и точно знаю, что это не последнее
    произведение Астафьева, которое я прочитаю.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Астафьев В.П.

Утверждение общечеловеческих моральных ценностей в книге В.П. Астафьева «Царь рыба» | Сочинение по литературе
Книга Виктора Петровича Астафьева «Царь-рыба» имеет подзаголовок «Повествование в рассказах». Единство произведению придает прежде всего фигура главного героя — таежного охотника и рыбака Акима, на

Становление характера Васютки | Сочинение по литературе
Герой рассказа Виктора Астафьева "Васюткино озеро" родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. К тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы

Как Васютка выжил в тайге (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро") | Сочинение по литературе
На уроке литературы мы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева: "Васюткино озеро". Главным героем этого произведения стал васютка, тринадцатилетний мальчишка, учившийся в деревенской

Анализ рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро», план | Сочинение по литературе
Жанр произведения — рассказ. Рассказ о путешествии, кото­рое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудивший­ся на пять дней в тайге. Главный герой — мальчик Васютка, помогавший

Тема природы и человека в творчестве В. П. Астафьева | Сочинение по литературе
В наше время очень много говорится об экологических проблемах, об угрозе, которая нависла не только над природой, но и над нами — людьми. И это понятно, ведь мы — часть природы, одно из звеньев цепи,

Изображение человеческого мужества в рассказе В. П. «Васюткино озеро» | Сочинение по литературе
Каждую минуту своей жизни, работая, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных

Рассказ о человеческом мужестве (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро») | Сочинение по литературе
В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино

Один на один с тайгой (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро») | Сочинение по литературе
Деревья, деревья, деревья... Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то

Краткая характеристика произведения "Васюткино озеро" | Сочинение по литературе
Жанр этого произведения — рассказ. Сюжетные особенности. Повествование ведется от третьего лица. Используя приемы красочного описания природы тайги, писатель помогает читателю представить

Вопросы и ответы к рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро» | Сочинение по литературе
Почему родные и близкие Васютки были рады его спасению и даже не подумали высоко оценить его поведение в тайге? Радость родных и близких при спасе­нии Васютки вполне естественна, и

Фото Астафьев В.П.

 Изменить 
Астафьев В.П.

Астафьев В.П. - Биография

    АСТАФЬЕВ, ВИКТОР ПЕТРОВИЧ (1924–2001), русский писатель. Родился 1 мая 1924 в д.Овсянка Красноярского края, в семье крестьянина. Родители были раскулачены, Астафьев попал в детский дом. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение. Вернувшись с фронта, Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем в Пермской области. В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован его первый рассказ Гражданский человек. В Перми вышла и первая книга Астафьева До будущей весны (1953).
    В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть Стародуб, 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть Кража, 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл Последний поклон (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.
    В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская. В его творчестве – в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, – Отечественная война предстает как великая трагедия.
    В повести Пастух и пастушка (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе Прости меня (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести Так хочется жить (1995) и в романе Прокляты и убиты (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа Прокляты и убиты Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.
    Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести Царь-рыба (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах». Сюжетной канвой Царь-рыбы стали впечатления писателя от поездки по родному Красноярскому краю. Документально-биографическая основа органично сочетается с лирическими и публицистическими отступлениями от ровного развития сюжета. При этом Астафьеву удается создать впечатление полной достоверности даже в тех главах повести, где очевиден вымысел – например, в главах-легендах Царь-рыба и Сон о белых горах. Прозаик с горечью пишет об истреблении природы и называет главную причину этого явления: духовное оскудение человека. Астафьев не обошел в Царь-рыбе главный «камень преткновения» деревенской прозы – противопоставление городского и деревенского человека, отчего образ «не помнящего родства» Гоги Герцева получился одномерным, почти карикатурным. Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести Печальный детектив (1987). Ее главный герой, милиционер Сошнин, пытается бороться с преступниками, понимая тщетность своих усилий. Героя – а вместе с ним и автора – ужасает массовое падение нравственности, приводящее людей к череде жестоких и немотивированных преступлений. Такой авторской позиции соответствует стилистика повести: Печальному детективу более, чем другим произведениям Астафьева, свойственна публицистичность. В годы перестройки Астафьева пытались втянуть в борьбу между различными писательскими группировками. Однако талант и здравый смысл помогли ему избежать соблазна политической ангажированности. Возможно, этому в немалой мере способствовало и то, что после долгих скитаний по стране писатель поселился в родной Овсянке, сознательно дистанцировавшись от городской суеты. Овсянка Астафьева стала своеобразной «культурной Меккой» Красноярского края. Здесь прозаика неоднократно посещали видные писатели, деятели культуры, политики и просто благодарные читатели. Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал Затесями, символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 – Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ). Умер Астафьев в с.Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.
 Изменить