Сочинения по литературе

Роль символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

0
    Источником образности всей поэзии символизма является символ. Поэты этого литературного течения считали образ-символ лучшим средством изображения действительности, так как наряду с художественной ограниченностью образа ему была присуща неисчерпаемая многозначность. Это позволяло поэту создать свой неповторимый художественный мир, отображение действительности в котором могло по-разному трактоваться читателем. Вячеслав Иванов – один из представителей школы младших символистов, к которым принадлежал и А. Блок, сказал о символе следующее: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении…» Именно этим правилом и руководствовался Блок на протяжении всего своего творчества, создав к 1918 году немалое количество образов-символов, которые стройным рядом вошли в поэму «Двенадцать», вышедшей под лозунгом поэта: «Слушайте революцию!» С помощью каких же символов Блок передаёт идейное содержание поэмы?
    Во-первых, саму революцию поэт запечатлевает в образах ветра, снега, вьюг, которые властвуют «на всём божьем свете». «Ветер» так силён, что «на ногах не стоит человек», он «завивает белый снежок», «рвёт, мнёт и носит большой плакат: «Вся власть учредительному собранию». В десятой части «разыгралась что-то вьюга… Не видать совсем друг друга…» «Снег воронкой завился, снег столбушкой поднялся». Таковы образы природной стихии в поэме, которые ярко выделяют позицию автора по отношению к революции. Поэт подчёркивает её стихийный характер, так как убежден, что она возникает из «чёрной злобы», переходящей в «светлую», охватывающую красноармейцев. Они идут, опьянённые вьюгой, а не подгоняемые ей, а это значит, что их увлекает за собой стихия, раскрепощает их, что проявляется в их бесконтрольном произволе в сцене убийства Катьки, например, или «гульбы голытьбы».

    Вторым очень ярким символом является женский образ, воплощённый в образе Катьки, а также в «белом венчике из роз» на голове Иисуса Христа, Блок вводит женский образ в революционную поэму неслучайно. Тем самым он подчёркивает, что переворот, совершающийся в обществе, касается всех сфер жизни, в том числе и сферы «Вечной Женственности», то есть любви и её идеала. У Блока к моменту написания поэмы «Двенадцать» образ «возлюбленной» меняется. Она теряет черты абсолютного идеала и становится приземлённой, даже падшей. Но и в этом её состоянии Блок усматривает некую «тайну», которая возвышает героиню, придаёт ей черты идеальности, несмотря ни на что.

    Такой синтезированный женский образ и представлен в поэме образом Катьки, падшей возлюбленной Петрухи, и символом венца из белых роз на голове Христа. Катька умирает, и это, по мысли поэта, - символ отмирания всего низменного в человеке в ходе революции, его обновления, стремления к нравственной чистоте и идеальности, воплощённых в «венце», эти идеалы непреходящи.

    Важнейшим для понимания поэмы является образ Христа, появляющегося в финале. Иисус Христос – это символ гармонии в понимании Блока. Гармония – вот что должно быть результатом стихийного разрушения «старого» мира. Поэт считал, что последнее неизбежно приводит к исчезновению всего накопленного опыта человечества и что мир начинает создаваться как бы заново. Но для того чтобы начался процесс созидания, необходим идеал. И идеал этот Блок увидел именно в образе Иисуса Христа, олицетворяющего собой высшую нравственность, чистоту, совесть, милосердие, любовь – одним словом, всё то, что необходимо новому обществу, чтобы достичь гармонии в своём развитии.

    Своеобразным символом гармонии являются и двенадцать «апостолов» - красноармейцев. По сути своей это разбойники, вышедшие из тюрьмы, которые:

    …Идут без племени святого…

    Ко всему готовы,

    Ничего не жаль…

    Но всё-таки они идут за Христом, пусть бессознательно, не замечая его, даже стреляя в него. Поэт подводит нас к мысли о том, что человек не может существовать без идеала, и где-то внутри есть у каждого желание следовать за ним.

    Таким образом, остаётся сделать вывод о том, что роль символов в поэме «Двенадцать» огромна. Во-первых, это произведение является своеобразным итогом творчества Блока, после написания которого он воскликнул: «Сегодня я - гений». Оно вобрало все символические образы, разработанные поэтом ранее. Во-вторых, символы настолько многоплановы и интересны, что придают поэме предельную выразительность, смысловую насыщенность и необычность. И, наконец, в-третьих, они помогают автору передать идейное содержание поэмы, раскрыть характеры главных героев и выразить своё представление о революционной действительности и о будущем своей страны.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Блок А.А.

Тема любви в творчестве Блока | Сочинение по литературе
Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской

Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать» | Сочинение по литературе
А. А. Блок — трагическая фигура в нашей национальной истории, как писала о нем 3. Гиппиус, — “потерянное дитя”. Он трагичен своей ролью романтика в революции, гения, захваченного стихией и видевшего

Родина в творчестве Есенина и Блока | Сочинение по литературе
Читая стихотворения Блока и Есенина, мы видим, что на протяжении почти всего творчества они воспевали Русь. Читая Есенина, мы вместе с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому

Роль цикла «Стихи о Прекрасной Даме» в творчестве А.А. Блока | Сочинение по литературе
Конец 19 – начало 20 века невероятно обогатили русскую культуру. Именно это время принято называть Серебряным веком нашей живописи, музыки, архитектуры и, конечно же, нашей литературы. Хотелось бы

Сопоставление стихотворений «Россия» А. Блока и «Родина» Н.А. Некрасова | Сочинение по литературе
Стихотворения А. Блока «Россия» и Н.А. Некрасова «Родина» посвящены одной теме – описанию родной земли, места, с которым лирические герои произведений связаны кровными узами. Но нам важнее не эти

Анализ стихотворения «Россия» А. Блока. | Сочинение по литературе
Александр Александрович Блок является, по моему мнению, одним из самых правдивых поэтов о России. Он пишет о той России, которую видит и «чувствует сам», и не только восхищается ей, но и пишет о

«И идут без имени святого» (по поэме «Двенадцать») | Сочинение по литературе
Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, Я больше нет городового — Гуляй, ребята, без вина! А. Блок Александр Александрович Блок жид и творил на

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) | Сочинение по литературе
Серебряный век внёс большой вклад в развитие литературы XX столетия, подарив творцов, которые открыли новую страницу в поэзии, сломали традиции стихотворного творчества, создали совершенно новые

Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. (А.А.Блок. Стихи.) | Сочинение по литературе
Город в произведениях А.Блока всегда разный, он опьяняет и прельщает “электрическими снами наяву”, ужасает трущобами, испражнениями фабрик. Стихия города, символом которого является “влекущая”,

"Раздается мерный шаг..." (По поэме А.А.Блока "Двенадцать".) | Сочинение по литературе
Понятно, что в период "правления" коммунистов поэма Блока "Двенадцать" была модной темой для школьных сочинений. Как поэма Маяковского "В.И.Ленин" или рассказы Зощенко

Фото Блок А.А.

 Изменить 
Блок А.А.

Блок А.А. - Биография

 Изменить