Сочинения по литературе

Свет и тьма по произведениям Леонида Андреева

0
    Л.Н. Андреев – писатель необычный, своеобразный, обладающий интересным художественным стилем и взглядом на мир. Воспитанный на философских идеях Шопенгауэра и революционных народников, Андреев сочетает в своих произведениях трагическое мироощущение и огромный интерес к социально-общественным явлениям эпохи. В рассказах этого писателя ставятся и решаются сложнейшие мировоззренческие вопросы (добра и зла, жизни и смерти, предназначения человека и т.д.).
    В ранних произведениях Андреев показывает существование обычного, «маленького», человека, сосредотачивает свое внимание на изображении бессознательно трагического в его жизни, соотношении там света и тьмы. На мой взгляд, тьма в героях Андреева преобладает.
    Так, например, главный герой рассказа «У окна» (1899), небогатый тридцативосьмилетний чиновник Андрей Николаевич, живет в маленькой каморке, похожей одновременно на гроб и на могилу. Жизнь этого неприкаянного человека, прозванного товарищами «Сусли-Мысли», равносильна медленному умиранию: его «омертвевшая душа» ни к чему не стремится. Единственное его времяпрепровождение, помимо работы, - добровольное заточение «у окна», без всяких эмоций, без единой мысли.
    В жизни героев рассказа «Большой шлем» (1899) тоже царит трагическое предопределенность и одиночество. Писатель показывает бездуховные будни четверых игроков в винт. Эти люди сами сводят свою жизнь до карточной игры, максимально сужают рамки своего существования. Им кажется, что из этого замкнутого круга уже нет выхода.
    Символом однородности и ограниченности бытия героев становится карточный стол, вокруг которого они собираются три раза в неделю. Мечта одного из них, Николая Дмитриевича, сыграть большой шлем – это символическая попытка «прорыва» из этого замкнутого пространства. О том, как близка была его мечта к осуществлению (на руках у него оказался верный «большой шлем в бескозырях»), умерший за карточным столом Николай Дмитриевич никогда не узнает. Партнеров же героя волнует только один вопрос: «А где же мы теперь возьмем четвертого?»
    Рассказ «Жили-были» (1901), на мой взгляд, наиболее ярко отражает точку зрения самого Андреева на вопрос соотношения света и тьмы в человеческой жизни. В центре произведения находятся два героя - купец Кошеверов и дьякон Сперанский. Эти люди встречаются в общей больничной палате. Оба они тяжело больны и знают, что надежды на выздоровление нет.
    В этом рассказе писатель использует свой излюбленный прием – он помещает героев в пограничную ситуацию – на грани жизни и смерти, раскрывая их истинные мысли и качества, их суть.
    И вот мы видим, что для купца Кошелева смерть - страшный итог своего бесцельного и бессмысленного существования. Для дьякона же Сперанского – это начало новой жизни. Этот светлый человек уверен, что он продолжится и отразится в судьбах других людей - жене, детях, в солнце и небе, в прекрасном мире, его окружающем: «Ах, отец, отец! Солнышка жалко. Кабы ты знал... как оно у нас... в Тамбовской губернии, светит. За ми... за милую душу!»
    Символично, как мне кажется, и то, что отец дьякон остался жить, тогда как Лаврентий Петрович, не понимающий и не разделяющий взглядов Сперанского, умер.
    Важно, что Андреев показывает тоскливую, лишенную света и радости, жизнь не только взрослых людей, но и детей. Одной из главных тем творчества писателя является тема не знающего радости детства.
    Ребенок у Андреева оказывается «чужим» во враждебной и непонятной для него реальности (как герой рассказа «Петька на даче»). Дети в произведениях писателя зачастую помещены в условия, прямо противоположные норме и закону. Так, не знает светлого детства гимназист Сашка. Для него в ангелочке, которого отец принес с елки из богатого того дома, сосредоточилось не столько счастье, сколько несогласие с «нормой жизни»: «Ангелочек спустился с неба, на котором была ее душа, и внес луч света в сырую, пропитанную чадом комнату и в черную душу человека, у которого было отнято все: и любовь, и счастье, и жизнь» («Ангелочек»).
    Судьба героя повести «Жизнь Василия Фивейского» (1904) напоминает суд библейского Иова. Герой одержим верой в высшую справедливость и в Бога. Он считает, что господь ниспосылает людям и радость, и горе, чтобы испытать их.
    Задумываться о своей вере Василий начинает после того, как утонул его первенец. Родившийся новый ребенок Вася – идиот, который олицетворяет все роковое и непостижимое для человеческого ума зло. Но и это не колеблет веры отца Василия, а, напротив, направляет его в мир, к людям, где «у каждого страданий и горя было столько, что хватило бы и на десяток жизней». И герою открывается «огромная правда о боге, и о людях, и таинственных судьбах человеческой жизни».
    К герою приходит мысль о собственном избранничестве, ему кажется, что он испытуемый Богом избранник, который призван облегчить страдания людей. Но столкновение с реальной правдой жизни заканчивается для Василия трагедией: попытка оживить бедняка лишает отца Василия веры. В его жизни Свет сменяет Тьма, разрушающая и лишающая надежды. Герой сопротивляется ей из последних сил, но, кажется, исход этой борьбы предрешен.
    Таким образом, произведения Л. Андреева насквозь философичны и решают коренные вопросы бытия. Герои этого писателя сталкиваются с Тьмой, преодолеть которую, как правило, они не в силах. Лишь в редких случаях люди у Андреева оказываются сильнее обстоятельств, потому что обладают мужеством и духовной силой с ними бороться.
    По мнению писателя, в жизни каждого человека, как и в жизни общества в целом, сосуществует Свет и Тьма. Во многом соотношение этих сил определяет судьба, внешние обстоятельства. Но смириться с ними или бороться – этот выбор в руках каждого человека. Сделать его всем своим творчеством призывает Леонид Андреев.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Андреев Л.Н.

Особенности повести Л. Андреева "Иуда Искариот" | Сочинение по литературе
Автор повести «Иуда Искариот» Леонид Николаевич Андреев родился 9 августа 1871 г. в Орле. Этот город стал родиной многих знаменитых русских писателей. Л. Андреев был очень популярен в свое время,

Анализ рассказа "Ангелочек" Андреева Л.Н. | Сочинение по литературе
Герой рассказа Л. Андреева «Ангелочек» — человек с непокорной душой. Он не может спокойно отнестись к злу и унижению и мстит миру за подавление собственной личности, индивидуальности. Сашка

Тема рождества в рассказе Л. Н. Андреева "Ангелочек" | Сочинение по литературе
Две тысячи лет назад далекая Иудея находилась под властью всесильного Рима. По улицам иудейских городов расхаживали вооруженные римские легионеры, страной правил жестокий царь Ирод, а потомки Авраама

«Баргамот и Гараська» «пасхальный» рассказ Леонида Андреева | Сочинение по литературе
Моим любимым рассказом Андреева является «Баргамот и Гараська». Это первый рассказ писателя, который принес ему признание читателей и который отметил Максим Горький. Но это и самый совершенный

Своеобразие кульминационной сцены одно-го из произведений русской литературы XX века. (Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська".) | Сочинение по литературе
“Баргамот и Гараська” — первый рассказ писателя, который принес ему признание читателей и который отметил Максим Горький. Но это и самый совершенный рассказ Леонида Андреева, в котором он выразился

Сюжет рассказа Андреева «Баргамот и Гараська» | Сочинение по литературе
Моим любимым рассказом Андреева является «Баргамот и Гараська». Это первый рассказ писателя, который принес ему признание читателей и который отметил Максим Горький. Но это и самый совершенный

Анализ-сравнение рассказов Л. Андреева "Бездна" и М. Горького "Страсти-мордасти" | Сочинение по литературе
ВОПРОСЫ К АНАЛИЗУ 1. Чем отличаются концепции двух рассказов? 2. Что увидел Леонид Андреев за хрупкостью этических норм человеческой культуры? 3. Как читающая Россия отнеслась к

Концепция рассказов «Бездна» и «Страсти-мордасти» | Сочинение по литературе
Декадентство Л. Андреева и романтизм М. Горького сделали взгляды писателей на взаимоотношения мужчины и женщины, на возникновение животных инстинктов в человеке полярными. Сюжеты обоих

Анализ рассказа Л. Андреева “В тумане” (Андреев Л.) | Сочинение по литературе
Основные мотивы рассказа Рассказ содержит три основные темы — женщина, смерть, “чума”: “Но она не обернулась, и опять в груди стало пусто, темно и страшно, как в вымершем доме, сквозь

Разбор рассказа Л.Андреева “В тумане” | Сочинение по литературе
I. Пространство рассказа: 1. Внутренний мир героя А) Он несколько раз выходил, пошатываясь, стараясь не шуметь и цепляясь за стулья, и пол под непривычными босыми ногами был

Фото Андреев Л.Н.

 Изменить 
Андреев Л.Н.

Андреев Л.Н. - Биография

    Андреев Леонид Николаевич (1871 - 1919), прозаик, драматург.
    Родился 9 августа (21 н.с.) в городе Орле в семье чиновника. В шесть лет научился читать "и читал чрезвычайно много, все, что попадалось под руку". В 11 лет поступил в Орловскую гимназию, которую окончил в 1891. С раннего детства "чувствовал страстное влечение к живописи", много рисовал, но так как в Орле не было ни школ, ни учителей, то "все дело ограничилось бесплодным дилетантизмом". Несмотря на столь строгую оценку самим Андреевым своей живописи, его картины впоследствии экспонировались на выставках рядом с работами профессионалов, репродуцировались в журналах. В юности он не думал стать писателем.
    В 26 лет, окончив юридический факультет Московского университета, собирался стать присяжным поверенным и относился к этой деятельности весьма серьезно,но неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете "Московский вестник". Получив признание как талантливый репортер, буквально через два месяца он уже перешел в газету "Курьер". Так началось рождение литератора Андреева: он писал многочисленные репортажи, фельетоны, очерки. Первый же рассказ "Баргамот и Гараська" (1898), опубликованный в "Курьере", привлек внимание читателей и привел в восторг Горького. Сюжеты многих произведений этого времени прямо подсказаны жизнью, например, рассказ "Петька на даче" (1899). В 1889 - 99 появляются новые рассказы Л. Андреева, в том числе "Большой шлем" и "Ангелочек", которые отличает от первых рассказов (основанных на случаях из жизни) интерес автора к случаю, случайности в жизни человека. В 1901 петербургское издательство "Знание", возглавляемое Горьким, публикует "Рассказы" Л. Андреева, в числе которых известный рассказ - "Жили-были". Успех писателя, особенно среди молодежи, был огромен. Андреева волновало возрастающее отчуждение и одиночество современного человека, его бездуховность - рассказы "Город" (1902), "В большом шлеме"(1899). Раннего Андреева волнуют темы роковой случайности, безумия и смерти - "Мысль" (1902), "Жизнь Василия Фивейского" (1903), "Призраки" (1904). В 1904, в разгар русско-японской войны, Андреев пишет рассказ "Красный смех", определивший новый этап в его творчестве. Безумие войны выражено в символическом образе Красного смеха, начинающего господствовать в мире. Во время революции 1905 Андреев оказывал помощь революционерам, за что был арестован и заключен в тюрьму. Однако он никогда не был убежденным революционером. Его сомнения отразились в его творчестве: пьеса "К звездам", проникнутая революционным пафосом, появилась одновременно с рассказом "Так было", скептически оценивавшим возможности революции. В 1907 - 10 опубликованы такие модернистские произведения, как "Савва", "Тьма", "Царь Голод", философские драмы - "Жизнь человека", "Черные маски", "Анатэма". В эти годы Андреев начинает активно сотрудничать с модернистскими альманахами издательства "Шиповник". В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем дневнике: "Все-таки это единственный из современных писателей, к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю". Последнее крупное произведение Андреева, написанное под влиянием мировой войны и революции, - "Записки сатаны". Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции. Андреев скончался 12 сентября 1919 в деревне Нейвола в Финляндии.
 Изменить