Сочинения по литературе

Семья Болконских и семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

0
    «Мысль семейная» и «мысль народная» всегда были в центре внимания Л.Н. Толстого. История слагается из миллионов жизней отдельных людей, их стремлений. Таким образом, историческое тесно связано с личным. Характер человека формируется прежде всего в семье. Только в кругу родных и близких можно обрести истинное счастье и покой.

    В романе «Война и мир» показана история двух семей: Болконских и Ростовых. Из них вышли любимые герои писателя: Наташа, Петя, княжна Марья, Андрей Болконский. Во взаимодействии этих двух семей развивается сюжет.

    Глава семьи Ростовых – граф Илья Андреевич Ростов – мягкий, доверчивый, бескорыстный человек. В ранних набросках к роману Толстой характеризовал своего героя как небрежного, непоследовательного, несколько тщеславного, но, в целом, добродушного человека. Илья Андреевич очень любит своих детей и жену. Он глубоко чувствует искусство, прекрасное. Но этот герой крайне непрактичен в житейских вопросах. Он может потратить немногие оставшиеся у него деньги на роскошный бал.

    Илье Андреевичу чужды расчет, корысть, алчность. Герой легко меняет свои мнения. Его жена – старая графиня - отличается добротой, душевностью, некоторым суеверием, пристрастием к романам. Она находит отраду в своих детях. Особенно материнское сердце болит за юного Петю.

    В семье Ростовых часто царит шум, веселье, праздник. Они связаны общим духом, настроением. Эту семью по праву можно назвать счастливой. Она настолько самобытна, что выражение «ростовская порода» в применении к членам этого семейства не кажется странным. Ростовы выгодно отличаются от салонно-аристократической среды, занятой лишь придворными интригами и удовольствиями. Толстой с симпатией рисует их усадебную жизнь, любуется, как они хранят верность своим обычаям в Отрадном.

    Сцена охоты, сцена с ряжеными, описание святочного катания молодежи ростовского дома, лунной ночи, заворожившей юную Наташу, передают поэзию жизни. Автор с добродушной иронией изображает застенчивость и робость старого графа Ростова, охватившего его при виде огромной стерляди, которую он заказал для торжественного обеда в Английском клубе. Но облик старого графа меняется до неузнаваемости, когда он, послушав Наташу, приказывает снять с телег чемоданы и корзины с приданым для своей дочери ради раненых.

    Отец смог привить своим детям чувство чести. Именно поэтому он с легкой душой отпускает младшего сына Петю на войну. Гибель мальчика трагична. В романе дано описание такого материнского горя, равное которому трудно найти у других писателей. Старая графиня поседела в один миг, она чуть не лишилась рассудка. Наташа разделила с матерью ее горе. Именно она помогла графине справиться с ее бедой.

    В юности Николай очень походил на своих сестер и брата. Как Наташа, он безраздельно отдавался всем радостям жизни. Но Николай повзрослел, стал военным, приобрел жизненный опыт. Все отчетливее в его характере стали проступать «отрицательные» черты ростовской породы. В одной из черновых характеристик Николая сказано: «Делает все, что другие». В этом утверждении вся натура Николая. Во всех трудных случаях, когда надо размышлять, он действует не раздумывая. Чем взрослее становится Николай, тем все более выясняется, что он – посредственный, недалекий человек. В конце романа этот герой становится рачительным хозяином. При этом Николай заявляет, что будет до конца своих дней защитником старых порядков. Многие исследователи отмечали, что жизнь в семье Ростовых напоминала жизнь предков самого Л.Н.Толстого. В этом есть доля истины.

    Представители другого семейства – Болконские - отличаются своими родовыми особенностями. Глава семейства - старый князь Болконский - это аристократ минувшего века, привыкший командовать и повелевать. Его обошли своими милостями лукавые царедворцы за строптивость. Этот герой прошел путь от высокомерия до дворянской оппозиции.

    Старый князь Андрей – маленький, сухой человек. Он очень деятелен. При этом старый князь не терпит распущенности. Он всегда занят и сдержан. Этот герой много читает, имеет огромную библиотеку. Николай Андреевич живет на старый лад. Он очень проницателен, часто с первого раза узнает характер человека. Например, старый князь безошибочно признал в Анатоле Курагине повесу. Это один из лучших дворян своей эпохи. Он не запятнал себя интригами и сплетнями. Единственным смыслом жизни для старого князя было честное служение отечеству.

    Болконский привык скрывать свои чувства. Ему тяжело жить в новую эпоху, он видит бесполезность многих современных реформ. Может быть, именно поэтому в нем развились раздражительность, капризность. Старый князь фактически заперся в деревне. Он обладает большими связями в свете, но не пользуется ими. В минуты гнева старый князь бывает страшен. Сидя в своем доме, в Лысых Горах, он знает все последние новости политики, экономики.

    Болконский привык быть в центре событий. По-своему он презирает Наполеона, считает его наглым выскочкой. К современному поколению князь относится с иронией и презрением. Каждый день он занимается с княжной Марьей математикой, хотя сам прекрасно осознает бесполезность этой муштры. Подобными занятиями он угнетает духовный мир дочери. Отец одновременно и любит, и мучит свою дочь. Знаменательно, как старый князь провожает сына на войну. Он понимает, что сын может погибнуть. Но отец просит Андрея лишь об одном – не посрамить честь рода, служить по чести и совести.

    Всю семью Болконских отличает ясный, скептический ум. Даже чувствительная княжна Марья в нужный момент проявляет свои деловые качества. Все Болконские сотканы из противоречий. В княжне Марье сочетается жертвенность, нежность и деловитость. У князя Андрея присутствует энергичность, практичность, независимость суждений и глубокая любовь к Наташе, сыну, стремление к идеалу.

    Природная хватка, умение организовать любое дело помогли старому князю стать начальником смоленского ополчения. Сила духа, твердость князя проявились и здесь. Нежная любовь к дочери у старого князя проявляется открыто только перед смертью. Человечность в нем победила внешнюю строгость. До этого настоящим чувствам мешали раскрыться гордость и неприступность героя.

    В этой семье взаимоотношения кажутся не столь гармоничными, как в семье Ростовых. Но и у строгих Болконских есть духовное единство, они тонко понимают чувства друг друга. Понятия преданности, чести, совести, патриотизма в крови у каждого представителя этого рода. Знаменательно, что Болконские были против женитьбы князя Андрея на Наташе. Старый князь никогда не одобрял расточительности графа Ильи Андреевича Ростова. Но объединение семей все же произошло. Лучшие традиции Болконских и Ростовых слились в браке княжны Марьи и Николая Ростова. А маленький сын князя Андрея Николенька воспитывается у Наташи и Пьера.

    Судьбы обеих семей складывались непросто - им пришлось многое пережить. Но справиться со всеми невзгодами и испытаниями героям помогла любовь, взаимопонимание. Искренность чувств, доверие и теплота души помогли им выстоять.

    У каждой из этих семей свои неповторимые традиции, которые передаются из поколения в поколение. Но главной заповедью, пожалуй, для них остается одна – «береги честь смолоду».
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Admin

Исправлено. Дарья, спасибо за информацию.
21.03.18

ДАРЬЯ

ИЛЬЯ АНДРЕЕВИЧ РОСТОВ !!!!!!!!!А не Ильич
21.03.18

Ещё Толстой Л.Н.

Нет величия там, где нет простоты (сравнительная характеристика образов Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир») | Сочинение по литературе
“Война и мир” — русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал

Шенграбен, Аустерлиц и Бородино в жизни Андрея Болконского | Сочинение по литературе
Твоя дорога — дорога чести. Л. Толстой. Война и мир “Война и мир” — роман, отличающийся многообразием мотивов и сложностью жанровой структуры. Не случайно произведение называют

Роль эпизода «Салон А. П. Шерер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого начинается со сцены «Салон А. П. Шерер». Именно в этом эпизоде происходит наше знакомство с большинством главных героев произведения. Здесь и

Мастерство психологического анализа в романе Л. Толстого «Война и мир». | Сочинение по литературе
Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев, передавая

Изображение и оценка партизанской войны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по старой Смоленской дороге, их войско двигалось по тому же пути, каким пришло в Россию, поэтому вместо обильных, урожайных земель их

Русское дворянство в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
В созданной Толстым грандиозной картине русской жизни первой четверти XIX века важное место занимают не только образы отдельных представителей дворянства — главных героев романа, по и образы

Наташа Ростова и Андрей Болконский. | Сочинение по литературе
Наташа Ростова и Андрей Болконский, по сути, являются основными персонажами произведения «Война и Мир», вокруг которых построена сюжетная линия, а именно жизненные искания Андрея Болконского и Пьера

«Золотая пора детства» в произведениях Л.Н. Толстого и И.А. Бунина | Сочинение по литературе
Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. По крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему

Наташа в гостях у дядюшки. Анализ эпизода из главы 7, части 4, тома 2 романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
В период создания «Войны и мира» Л. Н. Толстой разрабатывает главный критерий «положительности» героя, который состоит в том, что герой только тогда становится положительным, когда встает на путь,

Наташа Ростова - самый обаятельный женский образ в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
... Что есть красота И почему ее обожествляют люди ? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий Читая “Войну и мир”, мы всегда

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить