Сочинения по литературе

Смысл авторского замысла Булгакова «Мастер и Маргарита»

0

В его произведениях проявления мистического довольно разнообразные: от копирования образов представителей демонического мира к символическим сновидениям героев, от фантастических элементов и невероятных путешествий в прошлое и будущее -к фантасмагорическим картинам и вертепу, феерии, фарсу. Мистика Булгакова насыщенная философской проблематикой. Роман, в котором имеющиеся философские проблемы, идеи: например, какое назначение человека в этом мире? Которое ее отношение к миру? Что такое бытие и что такое познание? Какие законы природы двигают мир? Но рассматриваются эти вопросы в литературе больше сквозь призму морально-этического в человеке. Философские романы изучены вами на уроках зарубежной и украинской литератур: Ф.Достоевский “Преступление и наказание”, Л.Костенко “Маруся Чурай” - роман в стихах. Можно припомнить и философские драмы Л. Украинки. В романе эти миры не существуют изолировано. Они постоянно пересекаются, взаимодействуют, они просекшие общими мотивами и темами, герои странствуют ими. Так, например, образа Иешуа Га-Ноцри отвечает образ самого Мастера, Иуде - образа барона Майгеля и журналиста-доносчика Алоизия Могарича, Пилату “московском измерении” - это вообще олицетворение тоталитарной власти (лично для Мастера - это и система МАССОЛІТ, которая уничтожала и травила его произведения.) Показательным в этом плане есть интересный, по моему мнению, шаг режиссера фильма “Мастер и Маргарита” В. Бортко, который дал играть две роли одному актеру. Так, Валентин Гафт сыграл роль первосвященника Иудеи Каифу и в “московской” части - роль главного энкаведиста, который довольно близко напоминает нам Берию Л. П. На довершение о взаимосвязи трех художественных измерений нужно сказать, что все философские вопросы в романе Булгакова решаются на равные именно фантастического, потустороннего мира.



Обсуждая этот важный вопрос, ученики выходят на связи произведения Булгакова с авторитетными памятками мировой литературы, темы и цитаты которых имплицитно присутствуют в тексте романа: произведения Э.Гофмана, Данте, Г.Гоголя, Гете, А.Чехова, Пушкина, Ф. Достоевского и др. Возможно, больше связей ученики найдут в параллелях Булгаков - Гофман (главный конфликт - противостояние художников и филистеров; уродливость общества, в котором карьера делают такие, как Цахес; гротеск, ирония, фантастические преобразования пространства и времени; осмеяние и наказание тех, кто лишен творческого воображения и фантазии. Например, за что жестоко пострадал от “нечистой силы” директор варьете Римский, которому свита Воланда устроила такую ночь ужасов, что он превратился на седого старика? А он принадлежал к той категории людей, которые старались выгадывать “обыкновенные объяснения представлений необыкновенных”). Или в параллелях Булгаков - Гете (название романа, эпиграф, тема Пилата (Фауст с немецкого я зыка это Новое Завещание и именно разделы, посвященные Понтию Пилату), спор между Рафаэлем и Фаустом о назначении человека на земле и о том, кто руководит жизнью человека и что такое истина, который продлевается потом в романе “Мастер и Маргарита” между, например, Воландом и Берлиозом. А параллель Булгаков - Данте, это понимание что грехом человека для Данте есть предательсво, для Булгакова - трусливость; оба отталкивались от Библии, у Данте - ад в потустороннем мире, у Булгакова - вся земля превращается в ад: человеку не нужно умирать, она и так живое в аду тоталитарного режима и др. Почему писатель воспринял роман “Мастер и Маргарита” как свое художественное завещание? Во-первых, Булгаков работал над романом к последним неделям своей жизни. Уже смертельно больной, он вносил в текст правки, шлифовал стиль. Его роман - это не только завещание человечеству о приоритетах вечных ценностей в жизни, а и предупреждение о том, что будет ожидать человечество, если оно и дальше будет поднимать законы бытия.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Почему Булгаков изменил варианты названий романа | Сочинение по литературе
Его мечты – наша реальность. Его слово – наш приказ. Его наказание – наша смерть. Его похвала – наша жизнь. Это его Мир. Всю свою жизнь человек ведет споры о том, что есть добро и зло, пытается четко

Писательская трагедия Мастера | Сочинение по литературе
Мастер резко отличается от других писателей Москвы. Все чины МАССОЛИТа, одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, пишут на заказ. Главное для них — это материальные блага.

"Все, кружась, исчезает во мгле - неподвижно лишь солнце любви" (В. Соловьев) | Сочинение по литературе
по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита" Основная тема романа "Мастер и Маргарита" - борьба добра и зла. Большинство персонажей символизируют зло. Жадность,

Тема бессмертия и воскресения души в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" | Сочинение по литературе
Михаил Булгаков величайший мастер, умеющий показать человеческую душу с самых разных сторон. Видимо, он, как и Гоголь, не верит в то, что душа человеческая не способна воскреснуть, возродиться,

Фаустовская тема в романе Булгакова “Мастер и Маргарита” | Сочинение по литературе
Булгаков сразу задумал роман, через который бы на всем его протяжении прошла заметной линией фаустовская тематика. Это ему помогло и дало роману прочный фундамент. Под такой фундамент на подкопался

Лукавый обманщик Воланд (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») | Сочинение по литературе
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — многомерное и многослойное произведение. Книга состоит из двух романов — романа о мастере, где действие происходит в Москве 30-х годов, и романа, написанного

Художественное своеобразие романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»(2) | Сочинение по литературе
Роман «Мастер и Маргарита» Булгаков писал долго. Отдаленным наброском можно считать незаконченную повесть «Дьяволиада», где упор сделан на сатирическое изображение современной писателю реальности.

Раздвоение Ивана (Анализ 11 главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
После дозы успокоительного лекарства Иван наконец-то смог успокоиться, немного подремать, а затем и обдумать ситуацию, в которой он оказался. Тут-то и началось его так называемое раздвоение. Иван

Сочинение рассказ о Понтийском Пилате | Сочинение по литературе
Воланд опять демонстрирует свои сверхъестественные способности, замечая, «что ровно ничего из того, что написано в евангелиях, не происходило», и: «Берлиоз осекся, потому что буквально то же самое он

Тема власти в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
мысл «прокуратора», на возможность взаимопонимания. И, может быть, представлялся ему такой спор, какой в романе, уже после казни философа, Пилат видит во сне: «Они ни в чем не сходились друг с

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить