Сочинения по литературе

Смысл названия рассказа А. Грина «Зеленая лампа»

0
    Для кого зажигается зеленая лампа и для кого она гаснет? Такой вопрос напрашивается, когда рассуждаешь над рассказом А. Грина. Очень важно помнить, что зеленый цвет – цвет надежды.
    В произведении одним из героев является Джон Ив, бедняга, которого в полумертвом состоянии находит на улице Стильтон. Ив по поручению этого богача должен зажигать каждый вечер именно зеленую лампу. Это его своеобразная работа. И здесь лампа имеет значение символа.

    Дело в том, что, безупречно выполняя приказание своего «работодателя», Ив стремился как-то скоротать время. Поэтому он прочел очень много книг, которые имелись в квартире, которую Джон снимал. Молодой человек заинтересовался анатомией и стал учиться на доктора.

    В результате он достиг своей цели. Его многолетние скитания и поиски работы, беднота и голод толкали героя на то, чтобы занять достойное место в этой жизни. Ив «он работал у … фермера. Затем ему пришлось испытать труд углекопа, матроса, слуги в трактире…». В Лондоне, куда он приезжает, чтобы попытать счастье и найти себе заработок, Стильтон решает поиграть с ним. Но богач не догадывается о том, что даст Джону шанс найти себя.
    При первой встрече Стильтон сказал Джону, что когда-нибудь к нему придут незнакомые люди, которые сделают его состоятельным человеком. Но, кажется, Ив не ждал этого момента. Он просто, найдя себе занятие, много занимался. Ив думало том, что ждет его впереди, если он сдаст экзамены в колледж и станет доктором. Его надежды оправдались.

    Однажды, когда Джон возвращался домой, он увидел мужчину, смотрящего на окно квартиры, где он жил. Этот человек произнес, наверное, решающие слова в жизни молодого человека. Он сказал: «Ив – классический дурак! Он ждет обещанных чудесных вещей… да, он хоть имеет надежды, а я … я почти разорен!»

    Этим человеком был Стильтон. И узнаем мы об этом, когда, восемь лет спустя, Ив и Стильтон встретились. Встретились в больнице для бедных. Стильтон сломал ногу, «оступившись на черной лестнице темного притона», Джон делал ему операцию.

    Да, действительно, Стильтон разорился, «несколько крупных проигрышей… паника на бирже…», вот уже как три года он стал нищим. А тогда, во время первой встречи, Стильтон был богат. Он устал от жизни с ее однообразными забавами, ведь «Стильтон в сорок лет изведал все, что может за деньги изведать холостой человек, не знающий забот о ночлеге и пище. Он владел состоянием в двадцать миллионов фунтов».

    От этого однообразия Стильтон и решил поиграть с Ивом в издевательскую игру. Ему, видимо, было лестно, что он может и даже в праве управлять и человеческой жизнью. Но все вышло иначе. Жизнь расставила все по своим местам. Бесцельность существования потерпела крах, цель и надежды найти себя одержали победу!

    Но ведь все в рассказе началось с символичного образа зеленой лампы. Ив зажег ее, и у него появилась надежда на будущее. У него появились надежды на настоящую жизнь, а не на жалкое скитание по улицам в поиске крыши над головой. Но важно заметить, что зажигает ее Джон, он зажигает зеленый свет в своей жизни. А Стильтон лишь заставляет его сделать это. За злую шутку, за игры с человеческой жизнью богач наказан самой жизнью. Стильтона наказали за это, а также за прожигание своей жизни.

    Любопытен финал произведения, когда доктор Джон Ив говорит о возможности найти работу для нищего Стильтона в амбулатории. И последними словами его были: «… спускаясь по темной лестнице, зажигайте… Хотя бы спичку». Всего лишь спичку! Даже этого нет у нищего Стильтона. Нищий он не только потому, у этого человека ни дома, ни денег. Стильтон является нищим внутренне: у него никогда не было цели. Смысл его жизни сводился только к ничтожным развлечениям, нравственно он не развивается.

    Стильтон не вызывает сожаления. Между тем, Ив заслуживает уважения и восхищения своей силой воли, силой скупых поначалу надежд. Чужая зеленая лампа осветила его жизненный путь ярким зеленым светом. Стильтон наблюдал за этим светом через стекло окна. Ив же сам включал ее каждый вечер, так же, как сам он добивался и своей цели.

    Жизнеутверждающий рассказ А. Грина заставляет нас идти вперед, не боясь трудностей, самим освещать свой жизненный путь зеленым светом надежды.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Грин А.

«Искусство стремится непременно к добру» — нравственные уроки Грина | Сочинение по литературе
Воспринимать чудесное, волшебное — дар, который мы теряем с возрастом и накапливающимися год от года заботами. Мы теряем способность удивляться и смотреть на мир широко раскрытыми, восторженными

Cюжет, герои, смысл рассказа А.Грина "Зеленая лампа" | Сочинение по литературе
В рассказе А. Грина «Зеленая лампа» повествуется об удивительной судьбе бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненном падении богача Стильтона, превратившегося в

Как я понимаю название повести «Алые паруса» | Сочинение по литературе
Повесть-феерия «Алые паруса» — самое светлое, жизнеутверждающее произведение известного русского писателя А. С. Грина. Замысел повести возник у автора на основе известной ему действительной истории о

Мечта - могучая творящая сила | Сочинение по литературе
Древние греки говорили, что желание уже само по себе творит. Сила желания, мечты способны перевернуть жизнь и изменить человека. Александр Грин силой своей мечты создал целый мир, в котором живут

Сосуществование романтического и обывательского в повести Грина «Алые паруса» | Сочинение по литературе
Сегодняшняя жизнь не балует нас романтикой, чем-то приподнятым. Мы задыхаемся в будничных заботах и, вдруг сознавая это, подводим глаза к небу и словно поднимаемся. Но хватает нас ненадолго:

Мир мечтателей и мир обывателей в повести | Сочинение по литературе
В повести-сказке Александра Грина “Алые паруса” отчетливо просматривается резкое разделение людей на два мира. Это мир мечтательницы Ассоль и мир обывателей, ее окружающих. Ассоль рано потеряла мать,

Повесть А. С. Грина «Алые паруса» | Сочинение по литературе
Александр Степанович Грин — писатель необыкновенно красивой и светлой фантазии. Его произведения, написанные в трудные двадцатые годы, поражают детской верой в торжество справедливости и добра. Одной

О первой главе повести А. С. Грина «Алые паруса» | Сочинение по литературе
Очевидно, вы с первых же страниц почувствовали, что при всем внешнем жизнеподобии повесть Грина родственна сказке. Неслучайно сам писатель дал ей подзаголовок «феерия», что означает «волшебная,

Сказка о любви (по повести-феерии А. Грина «Алые паруса») (2) | Сочинение по литературе
Мы знаем множество произведений, посвященных любви, но ни одно из них так не трогает душу, как повесть-феерия А. Грина «Алые паруса». Умением самоотверженно любить обладает далеко не

Черты романтизма в одном из произве-дений русской литературы XX века | Сочинение по литературе
В повести-сказке Александра Грина “Алые паруса” отчетливо просматривается резкое разделение людей на два мира. Это мир мечтательницы Ассоль и мир обывателей, ее окружающих. Ассоль рано потеряла мать,

Фото Грин А.

 Изменить 
Грин А.

Грин А. - Биография

    ГРИН, АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ (1880–1932), наст. фамилия Гриневский, русский прозаик, поэт. Родился 11 (23) августа 1880 в Слободской Вятской губ. в семье ссыльного поляка, участника восстания 1863. Окончил четырехклассное Вятское городское училище. Провел в скитаниях шесть лет, работал грузчиком, землекопом, артистом бродячего цирка, железнодорожным рабочим. В 1902 из-за крайней нужды добровольно («буду сыт и одет») поступил на солдатскую службу, несколько месяцев провел в карцере. Тяжесть солдатской жизни заставила Грина дезертировать, он сблизился с социал-революционерами и занялся подпольной работой в разных городах России. В 1903 был арестован, сидел в севастопольской тюрьме, был выслан на десять лет в Сибирь (попал под октябрьскую амнистию 1905). До 1910 Грин жил под чужим паспортом в Петербурге, вновь был арестован и выслан в Сибирь, откуда бежал и вернулся в Петербург. Вторую, двухлетнюю ссылку провел в Архангельской губернии.
    Годы жизни под чужим именем стали временем разрыва с революционным прошлым и становлением Грина как писателя. После первого опубликованного рассказа В Италию (1906) следующие – Заслуга рядового Пантелеева (1906) и Слон и Моська (1906) – были изъяты из печати цензурой.
    Первые сборники рассказов Грина Шапка-невидимка (1908) и Рассказы (1910) привлекли внимание критики. В 1912–1917 Грин активно работал, опубликовав более чем в 60 изданиях около 350 рассказов. В них окрепла манера писателя извлекать из трагической реальности мечту о человеческом счастье. Придуманные Грином благородные люди населяли вымышленные города Лисс, Зурбаган, Гель-Гью – тот «материк», который впоследствии назовут Гринландией.
    Восторженно встретил Февральскую революцию 1917, последующие события считал трагедией. Грин видел и описывал «людей, закрывших лицо руками... они мчались и падали... они в крови» (заметка Пустяки, опубл. 1918 в журнале «Новый Сатирикон»). Посреди дикости и хаоса, которые обрушила на страну власть большевиков, Грин писал такие произведения, как повесть-феерия Алые паруса (1923), романы Блистающий мир (1924), Золотая цепь (1925), Бегущая по волнам (1928) и др. произведения, в которых создавал собственный романтический мир человеческого счастья.
    Феерия Алые паруса, одно из самых светлых и жизнеутверждающих произведений советской литературы, была написана в Петроградском Доме Искусств. В голодном и холодном Петрограде должно было происходить, согласно первоначальному замыслу писателя, и действие Алых парусов. Однако по мере работы Грин перенес действие в город Каперну, в названии которого литературоведы впоследствии находили созвучие с евангельским Капернаумом. История любви Ассоль и Грэя, их осуществившейся мечты была основана на убеждении, высказанном Грином: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками...» Алые паруса стали знаковой книгой поколения «оттепели» 1960-х и романтиков 1970-х годов.
    Реальная окружающая жизнь отторгала мир Грина вместе с его создателем. Все чаще появлялись критические замечания о ненужности писателя, создавался миф об «иностранце в русской литературе», Грина все меньше печатали. Больной туберкулезом писатель уехал в 1924 в Феодосию, где испытывал крайнюю нужду, а в 1930 перебрался в пос. Старый Крым.
    Умер Грин в пос. Старый Крым 8 июля 1932.
 Изменить