Сочинения по литературе

Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы.

0
Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” знаменует собой победу в творчестве писателя реализма, точнее говоря, критического
реализма. В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право,
взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние
просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и тому
подобное. Но сила таланта А. С. Грибоедова сказалась и в том, что почти любой персонаж его гениальной пьесы — тип
широкого масштаба и одновременно портрет. Иными словами, каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, является в то
же время неповторимой личностью. Предшествующая Грибоедову драматургия уже создавала индивидуальные образы, но их
индивидуальность раскрывалась преимущественно односторонне, однолинейно, схематично, в них чаще всего выражалась
какая-либо одна ведущая черта характера. Развивая лучшие достижения свои!
х предшественников, А. С. Грибоедов стремился изобразить своих героев столь же сложными, как сложны реальные люди.
Драматург ломает законы комедий классицизма и вводит в пьесу действующих лиц, которые важны не для развития любовной
интриги, а для изображения избранной драматургом социальной среды, ее нравов (образы Репетилова, Загорецкого,
Тугоуховских). П. А. Катенин упрекал А. С. Грибоедова в том, что в его пьесе “сцены связаны произвольно”, но тот
справедливо отвечал ему: “Так же как в натуре всяких событий, мелких и важных”.
Одним из наиболее сложных и противоречивых характеров в пьесе “Горе от ума” является Софья. На наш взгляд, Наиболее
тонко понял этот образ И. А. Гончаров. В статье “Мильон терзаний” он прежде всего обращает внимание на сложность ее
характера. Он говорит о смеси в Софье “хороших инстинктов с ложью”, “живого ума с отсутствием всякого намека на
убеждения”. “В собственной, личной ее физиономии, — писал Гончаров, — прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже
мечтательное”. Гончаров увидел в ней “задатки недюжинной натуры”. Его вывод достаточно красноречив: “Недаром ее любил и
Чацкий”. Чацкий в пьесе адресует свои речи прежде всего Софье. Именно Софью он считает своей единомышленницей. Он привык
верить тому, что она разделяет его взгляды. Этой веры, по крайней мере в первом действии, не поколебали в нем “ни даль”,
“ни развлечения, ни перемена мест”.

Любовь Чацкого к Софье помогает нам понять одну истину: характер героини в чем-то немаловажном под стать герою. В свои
семнадцать лет она не только “расцвела прелестно”, как говорит о ней с любовью восхищенный Чацкий, но и проявляет
завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молча л ин или даже ее отец. Достаточно сопоставить
фамусовское “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”, молчалинское “ведь надобно ж зависеть от других” и реплику
Софьи — “Что мне молва? Кто хочет, так и судит”.

Хотя во всем этом, возможно, немалую роль играет просто та непосредственность, неиспорченность ее натуры, которая
позволила И. А. Гончарову сближать грибоедовскую героиню с пушкинской Татьяной Лариной: “...Она в любви своей точно так
же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой”.

Для отца Софьи в книгах — все зло. А Софья воспитывалась на них. Скорее всего, именно на тех, которые были доступны и
“уездной барышне”, пушкинской Татьяне — Ричардсон, Руссо, де Сталь. По ним-то, скорее всего, Софья и сконструировала тот
идеальный образ, который ей видится в Молчалине.

Героиня грибоедовской пьесы, по сути, получает лишь жесткий урок. Она изображена в начале тех испытаний, которые
выпадают ей на долю. Поэтому Софья — характер, который может быть еще развит и раскрыт “до конца” только в будущем.



Уже первые явления пьесы рисуют натуру живую, увлекающуюся, своевольную, обещающую своим поведением бур, иное развитие
событий. Вспомним гончаровские слова о том, что в ее “физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже
мечтательное”. Грибоедову было необходимо наметить эти качества героини уже в первых явлениях пьесы, до того как в
действие включится главный герой. Это было важно именно потому, что в контактах с ним Софья все же замыкается в себе,
ускользает, и для зрителей может остаться не до конца ясной внутренняя мотивировка ее поступков.

Чрезвычайно важен для понимания образа героини пьесы ее сон. Сон, рассказанный Софьей, содержит как бы формулу ее души
и своеобразную программу действия. Здесь впервые самой Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценивал
И. А. Гончаров. Сон Софьи так важен для постижения ее характера, как важен сон Татьяны Лариной для постижения характера
пушкинской героини, хотя Татьяне ее сон снится на самом деле, а Софья свой сон сочиняет. Но сочиняет-то она его так, что
в нем очень рельефно проглядывают и ее характер, и ее “тайные” намерения.

“Исторически бесспорно, — справедливо констатировал Н. К. Пиксанов, — что драма, переживаемая Софьей Фамусовой в финале
четвертого акта, является в русской литературе... первым и блестящим опытом художественного изображения душевной жизни
женщины. Драма Татьяны Лариной создана позже”.

Сопоставляя Татьяну и Софью, И. А. Гончаров писал, что “громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и
Молчалиным. Выбор Софьи, конечно, не рекомендует ее...”.

В Молчалине она роковым образом ошибается. Вот что наносит ей жестокий удар. Так же как и главному герою, ей тоже
выпадает на долю свое сердечное горе, свой “ мильон терзаний ”.Постепенно втягиваясь в своеобразную борьбу с Чацким, она
в какой-то момент утрачивает возможность ощущать грань, которая отделяет действия колкие, раздраженные от поступка явно
бесчестного. Но может быть, именно поэтому ее можно считать одним из самых живых персонажей комедии. Софья — это не
только определенный социальный тип. не только определенная нравственная модель, но и яркая индивидуальность


 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Грибоедов А.С.

ФАМУСОВСКАЯ МОСКВА В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» | Сочинение по литературе
Что за люди, топ cher! Сок умной молодежи! А. С. Грибоедов Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем

СЮЖЕТ "ГОРЯ ОТ УМА" А.С. ГРИБОЕДОВА | Сочинение по литературе
Искусство живого изображения у Грибоедова таково, что исследование его отодвинуло все остальные моменты. Исследованием сюжета "Горе от ума" занимались гораздо менее. Но сила и новизна

Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" как политическая комедия | Сочинение по литературе
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” — выдающееся произведение русской классической литературы. Созданное в двадцатые годы XIX века, оно нашло широкое признание у современников, которым пришлось

Кто же Чацкий: победитель или побежденный? (3) | Сочинение по литературе
“Горе от ума” — сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова. В этой пьесе через столкновения характеров отражены важные явления общественной жизни России прошлого века. Конфликт пьесы

Чацкий — образ "нового человека" (По комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума") | Сочинение по литературе
Чацкий начинает новый век — ив этом все его значение и весь ум. И. А. Гончаров Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и

Сцена бала в комедии Грибоедова «Горе от ума» | Сочинение по литературе
Сцена бала занимает важное место в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В ней происходит стремительное развитие действия, кульминация любовного и общественного конфликтов. Сцена бала в

Художественное произведение Комедия «Горе от ума» | Сочинение по литературе
Комедия Грибоедова принадлежит к числу тех произведений, с которыми мы начинаем знакомиться в то время, когда только научаемся понимать родную речь: «Все умудрились не по летам...», «Шел в комнату,

Особенности конфликта и этапы его развития в комедии "Горе от ума" | Сочинение по литературе
После событий 14 декабря 1825 г., известных как восстание декабристов, А.С. Грибоедов был арестован по подозрению в участии. Хоты вскоре ему и удалось доказать свою непричастность к каким бы то

Фамусов и Молчалин в комедии "Горе от ума" | Сочинение по литературе
В комедии А.С.Грибоедова Горе от ума нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, свой незабываемый облик.

"Мильон терзаний" | Сочинение по литературе
Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышет воздухом одним, И в нём рассудок уцелеет. А.С. Грибоедов. По мнению

Фото Грибоедов А.С.

 Изменить 
Грибоедов А.С.

Грибоедов А.С. - Биография

А.С.Грибоедов весьма многогранная, очень интересная и невероятно талантливая личность. Мы знаем его как великолепного поэта, но также Александр был превосходным музыкантом, драматургом и дипломатом. Огромную популярность и даже, бессмертие автору принесла Грибоедову великолепная комедия, известная каждому и сегодня – «Горе от ума».

Родился будущий писатель 15 января 1790 года в городе Москве. Отец его был майором в отставке. В биографии этой великой личности кроется масса всевозможных тайн и загадок. Мало кому известна точная дата рождения Александра, так как многие считают, что он был рожден 4 января 1795 года.

Его отец был малограмотным человеком. Воспитанием всех детей семейства занималась исключительно мать, которая на то время была всем известной великой пианисткой и просто знатной особой. Только благодаря ней у автора было прекрасное образование, полученное на дому.

Уже в 13-летнем возрасте мальчик становится кандидатом словесных наук.

В студенческие годы был сильно увлечен литературой и являлся постоянным участником всевозможных литературных собраний. Именно в это время Александр творил свои первые шедевры.

Очень странным оказался тот факт, что молодой и очень образованный человек выбрал карьеру военного. В 1812 году, когда началась Отечественная война, жизнь писателя сильно изменилась. Он был в составе полка великого и известного в то время графа Салтыкова. После того, как известному человеку не удается принимать активные боевые действия, он уходит в отставку.

В 1817 году Грибоедов переезжает в Петербург, где занимает должность члена коллегии иностранных дел. Благодаря своему увлечение не только литературой, но и театром, Александр знакомится со многими известными личностями.

В 1823 году, после долгих скитаний, автор возвращается на родину и принимается за активную работу над комедией. Для того чтобы его великое произведение вышло в печать, он снова вынужден ехать в Питер.

30 января 1829 года на посольство России совершили нападение, вследствие чего, героически защищаясь от нападающих и погиб великий человек.
 Изменить