Сочинения по литературе

Сочинение на тему: образ времени в романе «Белая гвардия»

0

Стремление осмыслить судьбу незыблемых нравственных ис­тин в переломную историческую эпоху отличает и роман М. Бул­гакова «Белая гвардия» (впервые в России произведение опубли­ковано не полностью в 1925 г.). Обращает на себя внимание ле­тописно-библейский зачин романа: «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918-й, от начала же революции второй». С одной стороны, писатель дает точную датировку собы­тий, а с другой — включает их в обобщенно-символический план, указав на библейский миф творения («по Рождестве Хри­стовом», «от начала»). После приведенного зачина, использую­щего образы Священной Истории, следует изображение плана космического: «…Высоко в небе стояли две звезды: звезда пасту­шеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс». Так входят в произведение два образа, на противопоставлении и сложном переплетении которых строится все здание романа: об­раз войны, жестокости, крови и образ светлого доброго Дома.

Приведенное начало показывает особенности философской символики произведения. В основе романа М. Булгакова находится триединство: это мир реальный, земной, который воссоздан писа­телем в мельчайших достоверных подробностях; мифологический мир Священной Истории и мир космический (звезды, стихии). Та­кое сложное построение произведения позволяет осмыслить жизнь конкретной семьи Турбиных в исторической перспективе, с точки зрения общих законов мироздания, вечных ценностей бытия.

Основные мотивы произведения, как в увертюре к симфо­нии, сведены воедино в первом же эпизоде: движущееся, из­ломанное время («через год», «в ту неделю»), Марс («…когда старший сын, Алексей Васильевич Турбин, после тяжких похо­дов, службы и бед…»), Венера («после того, как дочь Елена по­венчалась с капитаном Сергеем Ивановичем Тальбергом», «вер­нулся … в родное гнездо»). Но единство это мнимое, здесь нача­ло разрыва, страданий, смерти: семья в последний раз собралась вместе — для похорон матери. Смерть матери осмыс­лена как тема Богородицы, оставляющей детей своих на земле для жизни, «а им придется мучиться и умирать».

Художественная логика автора становится еще понятнее, если вспомнить о том, что мать Булгакова умерла в феврале 1922  г., и эта потеря, наряду с полученными известиями о про­павших в гражданскую войну братьях, стала сильнейшим био­графическим толчком к созданию книги о «великих боях», «осиротевшей земле» и «потерянном Доме». Но в романе авто­биографические в основе своей события имеют другую датиров­ку: смерть «мамы, светлой королевы», совпадает с «кровавыми годами» революции, а рассказ об этом событии перенесен на канун Рождества — символа счастливого детства («О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем!») и одного из самых светлых христианских праздников. Вечное, несмотря ни на что, торжествует…

Обобщенно-символический план повествования подчеркнут эпиграфами к роману. Один из них взят из Апокалипсиса: «И су­димы были мертвые по написанному в книгах сообразно с де­лами своими…» Мотив трагических испытаний и мотив нрав­ственного суда заострены в приведенной Булгаковым цитате. Второй эпиграф — строки из «Капитанской дочки» А.С. Пушки­на, в которых образы ветра, снега, метели символизируют ис­торическую смуту, осмысленную как катастрофа вселенская. Это обращение к Пушкину позволяет включить события рево­люционных лет в историческую перспективу не только по вер­тикали (от человека, земли к космосу), но и по горизонтали (от событий XX в. к прошлому, к истории «русского бунта»).

На отмеченных принципах построен и многослойный, мно­гозначный образ времени в романе «Белая гвардия». Это прежде всего конкретное историческое время (1918-1919 гг.) и лич­ное, частное время семьи Турбиных, находящееся в диалекти­ческом единстве. Здесь важны минуты, часы, дни, точная дати­ровка событий, позволяющая передать движение, дух измене­ний, вихрь истории, захвативший частные судьбы людей.

Второй исторический пласт — тысячелетняя история Рос­сии, запечатленная в многочисленных деталях, явных и скры­тых цитатах,- история от летописей, Мазепы, Петра, пугачев­ского бунта до дней революции (а во сне Турбина — до пред­сказания штурма Перекопа). Это определяет ощущение перс­пективы, движения во времени, одновременно придает всей неимоверно сложной картине черты устойчивости, возвращает к корням, к основам российской государственности и культу­ры. И, наконец, изображение времени космического, мифоло­гического позволяет увидеть перспективы будущего, скрытого от героев романа за суровыми испытаниями и страданиями, выпавшими на их долю, дает надежду на очищение и возрож­дение человека. Так, при чтении Евангелия ум Русакова «стано­вился как сверкающий меч, углубляющийся в тьму… Он видел синюю, бездонную мглу веков, коридор тысячелетий».

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Сатира Булгакова в произведении «Собачье сердце» | Сочинение по литературе
Сатира Булгакова в произведении «Собачье сердце».Если сатирическое творчество Маяковского — это высмеи­вание врагов победившей революции, то в это же самое время стали

Анализ романа Мастер и Маргарита | Сочинение по литературе
Традиция постановки серьезных философских вопросов, заложенная русской классической литературой, была подхвачена и отечественной литературой XX века. Правда, надо ска­зать прямо, что философская

Сочинение на тему: патриотизм в произведениях Булгакова | Сочинение по литературе
В еще большей степени, может быть, это относится к про­изведениям Булгакова «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Бег». Автор задался нелегкой, неблагодарной, а в известной степени и рискованной

Символика пьесы Булгакова «Бег» | Сочинение по литературе
К «Бегу» писатель пришел совершенно естественным и внутренне необходимым путем. Тема, начатая в первом романе и «Днях Турбиных», требовала какого-то художественного завершения и разрешения. Ситуация,

Выбор жанра пьес Булгаковым | Сочинение по литературе
Непоставленный «Бег» оказался фактом не только булга-ковской биографии. Он стал непоправимым фактом биографии Художественного театра. Тудно гадать, какой спектакль мог родиться на мхатовской сцене,

Тема семьи и дома в романе Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Роман М. Булгакова «Белая гвардия», написанный в 1925 г . о Гражданской войне, охватывает период с декабря 1918 г . по февраль 1919 г . Старый мир рушится, и герои романа, русские интеллигенты,

Дом — сосредоточение культурных и духовных ценностей (По роману М. А. Булгакова "Белая гвардия") | Сочинение по литературе
1. Манера повествования. 2. Герои романа. 3. Символы в произведении. 4. Ценности настоящего и прошлого. Судьба великого русского писателя М. А. Булгакова была очень

Тема любви в романе Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Тема любви всегда была, есть и будет одной из самых волнующих тем. Во все времена поэты, писатели, философы обращались к этой теме. А в наше время, когда войны следуют одна за другой, когда люди

Почему так притягателен дом Турбиных | Сочинение по литературе
В основу романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», написанного в 1925 году, легли реальные события трагического времени Гражданской войны на Украине. Здесь многое автобиографично: Город – любимый Киев,

Тема Гражданской войны в романе Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Роман М. А. Булгакова «Белая гвардия» посвящен событиям Гражданской войны. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй…» — так начинается роман, в котором

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить