Сочинения по литературе

Становление Достоевского, как художника

0
Становление Достоевского как художника также происходило под несомненным и сильным воздействием идей и образов гоголевского творчества. В пору вступления на литературное поприще, в начальный период литературной деятельности автор «Мертвых душ» был одним из наиболее любимых его писателей. Позже Достоевский сам рассказывал об одном эпизоде, живо характеризующем его увлечение творчеством Гоголя. Это было в знаменательные дни завершения труда над «Бедными людьми». Отнеся рукопись романа для прочтения Некрасову, молодой писатель, взволнованно ожидавший оценки своего первого произведения, зашел к одному из приятелей. «Мы всю ночь проговорили с ним о «Мертвых душах» и читали их в который раз не помню. Тогда это бывало между молодежью; сойдутся двое или трое, «а не прочитать ли нам, господа, Гоголя!» — садятся и читают, и пожалуй, всю ночь».

Живая преемственность с гоголевским освещением действительности, творческое развитие гоголевских тем ясно ощущается в ряде произведений Достоевского 40-х годок. В «Бедных людях» свое продолжение и новое раскрытие получила тема «маленького», униженного человека. Герой Достоевского Макар Девушкин в одном из писем называет Вареньку Доброселову «беззащитной». Но таким лес беззащитным от жизненных бедствий и унижений, от нужды и горя предстает и сам он. Девушкин и Варенька, в свою очередь, близки в этом плане Башмачкину, который рисуется Гоголем как «существо, никем не защищенное». Но не только эти мотивы беззащитности «маленького» человека сближают «Бедных людей» с гоголевскими произведениями: их внутреннее родство значительно глубже. Достоевский широко развил трагические начала творчества Гоголя, его петербургских повестей; он воспринял и по-новому выразил горячий протест против социальной несправедливости. Трагизм героев «Бедных люден» заключается прежде всего в том, что они обречены на существо! вание, преисполненное страданий, что они жестоко обижены жизнью и людьми; однако трагизм героев романа выражается не только в этом, айв том, что они настойчиво пытаются не замечать реальных явлений жизни, своего истинного положения, не хотят в нем признаться даже самим себе.



Макару Девушкину, так же как и Вареньке, свойственно глубокое чувство человеческого достоинства, обостренное восприятие человеческих отношений, житейских обид. И в то же самое время Девушкин защищает мысль о том, что «всякое состояние определено всевышним на долю человеческую», одному определено быть в генеральских эполетах, другому — служить титулярным советником, «такому-то повелевать, а такому-то безропотно и в страхе повиноваться». Этот внутренний конфликт смирения, покорности и сознания своего достоинства, «амбиции», которая, по словам Девушкина, ему дороже всего, до поры до времени остается слабо выявленным.

Отсюда возникает и своеобразное восприятие Девушкиным «Шинели» Гоголя, которую он читает по рекомендации Вареньки. Герой «Бедных людей» отрицательно оценивает «Шинель»; ему не нравится вольный дух этого произведения, осуждение сановных особ, неравенства, существующего в обществе. Его недовольство вызывает и то, как изображен Башмачкин. И тут уже говорит чувство «амбиции» Макара Девушкина, он ощущает себя лично надетым такого рода изображением. «Так после этого и жить себе смирно нельзя в уголочке своем, — каков уж он там ни есть... чтобы в твою конуру не пробрались, да не посмотрели — что, дескать, как ты себе там по-домашнему, что вот есть ли, например, у тебя жилетка хорошая, водится ли у тебя что следует из нижнего белья, есть ли сапоги, да и чем подбиты они; что ешь, что пьешь, что переписываешь?.. Да разве я смотрю в рот каждому, что, дескать, какой он там кусок жует?»

Но как ни сильно тяготение Девушкина к смирению и покорности, под воздействием непрерывных ударов жизни он убеждается в том, что «бедный человек хуже ветошки и никакого ни от кого уважения получить не может, что уж там ни пиши». Макар Девушкин начинает все острее чувствовать и понимать те жестокие ограничения, те узкие рамки, в которые заключена жизнь бедных людей.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Достоевский Ф.М.

Сущность морали буржуазного общества в романах Достоевского | Сочинение по литературе
Главный герой романа - Радион Раскольников, бедный студент, который не может заплатить за свое обучение в Университете. Он живет в ужасных условиях: "комнатка его шагов в десять в длину, с

Формула о «восстановлении погибшего человека» в трудах Достоевского | Сочинение по литературе
Достоевский-критик в «Дневнике писателя» восстановил в памяти портреты «старых людей» - Белинского и Герцена. Он назвал Белинского «самым торопившимся» русским человеком, т. е. жаждавшим скорейшего

Фантастический реализм Достоевского | Сочинение по литературе
В свое время Достоевскому до­велось услышать немало упреков в свой адрес: почему он изобра­жает жизнь в столь резких столкновениях, конф­ликтах, даже катастрофах, не слишком ли он жес­ток в

Восприятие традиций Гоголя у Достоевского | Сочинение по литературе
Восприятие традиций Гоголя не ограничивается у Достоевского творчеством 40-х годов. Если рассматривать эти традиции в широком плане, то наследование и развитие их мы можем

Христианские мотивы в прозе XIX века | Сочинение по литературе
— Да ведь я Божьего промыс. знать не мог, Ф. М. Достоевск: С реформами Петра I из русской культуры фактически уход] религиозная тематика. Отдельные художники, музыканты и пис тели обращаются к

Достоевский Ф. М. Гениальность писателя неоспорима | Сочинение по литературе
Максим Горький, во многом не соглашавшийся с Достоевским, порою страстно с ним полемизировавший, признавал: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть

О социально гуманитарной линии творчества Достоевского | Сочинение по литературе
Говоря о социально-гуманитарной линии творчества Достоевского, следует отметить, что образы униженных, «маленьких» людей широко представлены в его произведениях разных периодов. Образы эти ярко

Расхождения между Достоевским и «Русским вестником» | Сочинение по литературе
Следует напомнить, что всего только три-четыре года перед тем Достоевский вел ожесточенную полемику с «Русским вестником», острую и нередко беспощадную, и что, в частности, уже тогда он жестоко

Правда о человеке, по Достоевскому | Сочинение по литературе
Одна из центральных по философскому и психологическому смыслу романа «Бесы» — диалог Ставрогипа с Шатовым. Редкий случай, когда Ставрогиы не только откровенен, по даже взволнован (второй раз — в

В мире Достоевского все герои мыслят, анализируют себя и других | Сочинение по литературе
В «Бесах» Маврикий Николаевич так раскрывает Ставрогину «глубину души» Лизы Тушиной: «Из-под беспрерывной к вам ненависти, искренней и самой полной, каждое мгновение сверкает любовь и... безумие...

Фото Достоевский Ф.М.

 Изменить 
Достоевский Ф.М.

Достоевский Ф.М. - Биография

Фёдор Михайлович Достоевский – великий русский писатель-реалист, классик мировой литературы, один из самых знаменитых и читаемых русских авторов за рубежом. Достоевский оказал колоссальное влияние на мировую культуру, а некоторые считают его родоначальником целого философского течения XX века – экзистенциализма.
 Изменить