Сочинения по литературе

Судьба крестьянства в романе Шолохова «Поднятая целина»

0
    Сюжет романа «Поднятая целина» переносит нас на Дон, на хутор Гремячий Лог, куда одновременно приезжают участники и идеологи будущего конфликта. Один, Половцев, ночью, как волк, потому что он белогвардеец, другой - бывший Путиловский рабочий и красный моряк Давыдов - днём, открыто.
    Половцев хочет втянуть отдохнувших после Гражданской войны казаков в союз борьбы за освобождение Дона. Давыдов как двадцатипятитысячник должен собрать всех в колхоз, поприжав покрепче кулака.
    После приезда вожаков стремительно разворачивается сюжетное действие с его основными «узлами»: первым собранием бедняков, принявшим решение раскулачивать «богатеньких», сценой раскулачивания Гаева, Лапшинова и прочих, раздачей имущества беднякам, вторым собранием гремяченцев по созданию колхоза, драматическим «бабьем бунтом», сценой пахоты, когда Давыдов сумел организовать социалистическое соревнование бригад.
    Массовые сцены – художественная особенность романа. Что хочет сказать художник таким сюжетопостроением? «Течёт» масса народная, выявляя своё заинтересованное отношение к новым идеям, стало быть народ хозяин и творец истории. Так ли это?

    Половцев сразу взял в оборот местного агронома и крепкого хозяина Якова Лукича Островнова.

    Давыдов сразу начал подзадоривать бедняков: «Кулак гноит хлеб в земле». И жалобные голоса незамедлительно откликнулись: «Эти (быки) у богатых, им и ветер в спину», а Любишкин предложил: добро богатых нужно отдать в колхоз.

    Роман «Поднятая целина» повествует о создании колхоза и о полифоничности мнений самих крестьян. Все заинтересованы, равнодушных не было: мужик в лисьем треухе предложил собрать бедняков в один колхоз, середняков – в другой, а лодырей – на выселки. Николай Люшня убеждён в том, что «колхоз – дело добровольное, хочешь – иди, хочешь – стороной гляди», то есть он за свободу выбора.
    Доводы Кондрата Майданникова, середняка, привлекают, но не убеждают. Он верно назвал причины незащищённости единоличного хозяйства – и засуха, и проливные дожди, и неурожай, и свалившаяся вдруг на работника хворость, и смерть хозяина. Он серьёзен и обстоятелен – этот человек, который принимал у своей коровы, трепеща, маленького, дрожащего бычка, растил, как ребёнка, а теперь, голосуя за колхоз, отдавал свою «худобу» в чужие руки, возможно, ленивые и равнодушные.
    «Правда» Кондрата трогает до слёз, ибо его трудовые мозоли, любовь к родному наделу, животине свидетельствуют о глубокой привязанности к прошлому и понятном каждому страхе за будущее.

    Какая же вина лежит на бездумных устроителях колхозов за миллионы обманутых Майданниковых! А предпосылки трагедии уже обозначены в итогах собрания. «Ты нас не силуй!» - прозвучал голос одного из немногих. «Таких, как ты, всех угробили», - пообещал Давыдов, не вдумавшийся в народные мнения. А ведь коряво, без опоры на науку были высказаны идеи фермерского хозяйства на всех уровнях: для богатых, для середняков, для бедняков с постоянной и целенаправленной помощью государства последним.

    Жизнь в Гремячем Логе встала как «норовистый конь перед препятствием». И это естественно: кто-то сводил на общий баз свою скотину, кто-то убивал коров и тёлушек, объедаясь до болезни мясом, кто-то приходил на конюшню покормить своего коня. Брожение усилилось, когда стало известно, что соседи из другого колхоза претендуют на часть семенного фонда. Мужики готовы были развязать новую гражданскую войну: «Ярские приехали забирать семфонд!», а в ответ: «Вас в Соловки надо сажать, собаки на сене!»

    Колхоз, который организовал Давыдов - фактически образцовый. В других колхозах всё находится ещё в большем хаосе. Достаточно вспомнить те двадцать три подводы, приехавшие с ярского хутора за семенами (это какая же должна быть нехватка), обрезанные хвосты лошадей. Для этих колхозников характерно отношение к чужому добру как к своему: «Теперь – колхоз, знаешь? Всё должно быть общественное», - строго сказал бородач и, словно из своего кисета, потянул добрую жменю табаку-самосаду».
    Похоже, что для них это в порядке вещей – свой табак, свой хлеб. Другая крайность встретилась при поездке Давыдова в губернский колхоз, председатель которого, Поляница, сам живёт по-кулацки, но, скорее всего, не забывает раскулачивать других, прикрываясь тем, что хочет создать для колхозников «домашнюю обстановку».
    «Каждая кухарка может управлять государством» - каждый рабочий колхозом? Ан, нет! Оказывается не каждый. Более-менее стабильное, приемлемое положение Гремяченскому колхозу обеспечивают только личные качества Давыдова, который со временем всё больше начинает понимать жизнь крестьян, он становится как бы центром, душой колхоза. Но на месте председателя колхоза мог оказаться не такой человек, как Давыдов, а такой, например, как Аркашка Менок, и он бы точно ничему не выучился.

    А ведь во все времена славился русский характер, который и поработать и погулять может. Но стечение обстоятельств привело к тому, что работать стало невыгодно. Разрушение традиций гуманизма и взаимопомощи, исчезновение людей, могущих и умеющих трудиться, стало истинной трагедией русского крестьянства.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Шолохов М.А.

Коллективизация в действительности и в романе М. Шолохова «Поднятая целина» | Сочинение по литературе
Коллективизация — один из самых трагических и исторически важных периодов советской эпохи, являющийся логическим продолжением периода “военного коммунизма”. В те годы считалось, что для того чтобы

Главный герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» | Сочинение по литературе
Л.Н. Толстой по поводу своего романа-эпопеи «Война и мир» писал, что у художника, создающего произведение на историческом материале, и собственно историка – разные творческие задачи. Если историк

В чём смысл сравнения «сазаньего боя» и «разговора по душам» между отцом и сыном | Сочинение по литературе
Текст по роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»В чём смысл сравнения «сазаньего боя» и «разговора по душам» между отцом и сыном?Обе эти сцены в романе М.А. Шолохова «Тихий

Подвиг Андрея Соколова | Сочинение по литературе
Текст по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»Что даёт основание считать поступок героя рассказа подви­гом? (Андрей говорит Ване, что тот его сын, и везёт с собой на

В каких произведениях русской литературы обновление человека сов­падает с наступлением весны и как они соотносятся с сюжетом обновления в романе Шолохова | Сочинение по литературе
В каких произведениях русской литературы обновление человека сов­падает с наступлением весны и как они соотносятся с сюжетом обновления в романе М.А. Шолохова?Прежде чем приступить к

Какой ассоциативный фон создаёт песня жаворонка в романе Тихий Дон» | Сочинение по литературе
Какой ассоциативный фон создаёт песня жаворонка в романе Тихий Дон»?В своём ответе на вопрос покажите, что в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» жаворонок прежде всего олицетворяет мирную,

Действительно ли в «Тихом Доне» Шолохова мотив любви-страсти связан с мотивами смерти | Сочинение по литературе
Действительно ли в «Тихом Доне» М.А. Шолохова мотив любви- страсти связан с мотивами смерти (Д. В. Поль)?Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что любовный комплекс мотивов становится

Авторская позиция в рассказе «Судьба человека» | Сочинение по литературе
Какова авторская позиция М.А. Шолохова в рассказе «Судьба человека?»В чем гуманистический пафос произведения?В рассказе «Судьба человека» М.А.

В чем своеобразие женских образов романа «Ти­хий Дон» | Сочинение по литературе
В чем своеобразие женских образов романа «Ти­хий Дон»? Как выражается писательское отношение к созданным женским характерам?Кроме главного героя особенное внимание

Образ Гри­гория Мелехова | Сочинение по литературе
«Показать очарование человека…» — как сказа­лась эта установка писателя при создании образа Гри­гория Мелехова?Героем, в полной мере соответствующим характеру и задачам эпопеи,

Фото Шолохов М.А.

 Изменить 
Шолохов М.А.

Шолохов М.А. - Биография

    ШОЛОХОВ, МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1905–1984) – советский писатель, автор романов Тихий Дон, Поднятая целина, неоконченной эпопеи Они сражались за родину, лауреат Нобелевской премии, депутат, лауреат Сталинской премии, академик, дважды Герой социалистического труда. Родился 11 (24) мая 1905 на хуторе Кружилин. Автобиография Шолохова занимает полторы страницы: «родился в семье служащего торгового предприятия в одном из хуторов», «учился в Москве года два-три» и т.д. В разгар Гражданской войны стал очевидцем трагических событий на Дону: на его глазах разворачивались военные действия между белоказаками и красными, велась борьба казаков за независимость, окончившаяся Верхнедонским восстанием.
    К началу 1920-х имел за плечами опыт продкомиссара, сочинителя агитпьес и работника ревкома – с таким багажом он появился в Москве. Там примкнул к литературному объединению «Молодая гвардия», существовавшему под эгидой РАППа, в 1923 дебютировал с фельетоном в газете «Юношеская правда». В ином ключе были написаны Донские рассказы Шолохова (1926) – произведения о столкновении белоказаков с красными, о братоубийственной борьбе на Дону. В этих рассказах одержимость классовым насилием вела к отцеубийству (Бахчевик), сыноубийству (Родинка), смертельной вражде между братьями (Коловерть). «Наука ненависти» заставляла соседей убивать друг друга за горшок щей и крынку молока (Алешкино сердце). Шолохов не романтизировал насилие, не пел «Россию, кровью умытую», – он нес в литературу суровую, жестокую правду о Гражданской войне. В его изображении классовая борьба – война своих против своих, она рассекает семьи, разделяет отцов и детей. Разрушение родственных связей, классовая «червоточина», разъедающая семью, – тема, которая перекочевала из Донских рассказов в Тихий Дон. В 1926 вернулся на Дон, в станицу Каргинскую, а затем переселился в Вёшки. К этому времени работал над романом Донщина о походе генерала Корнилова на Петроград. Донщина легла в основу первых двух книг Тихого Дона, опубликованных в журнале «Октябрь» с января по декабрь 1928. Тихий Дон пользовался оглушительным успехом у современников. Луначарский сравнил Шолохова с Львом Толстым, а Тихий Дон с Войной и миром. Александр Серафимович признал молодого автора «во сто раз талантливее» себя и предрек ему скорую мировую славу. Вся Россия зачитывалась историей Григория и Аксиньи, Госиздат выпустил Тихий Дон в популярной серии «Дешевая библиотека Госиздата». В 1930 режиссерами Правовым и Рождественской по роману был поставлен фильм, упрочивший шолоховскую славу. Первые две книги Тихого Дона (1925–1928) охватывали период Первой мировой войны, революцию 1917, становление Советской власти на Дону. Шолохов давал картину слома русской истории, описывал войну и мир, быт и сражение, судьбы исторических личностей и простых людей. Наряду с вымышленными персонажами в романе действовали реально существовавшие белые генералы Каледин, Корнилов, председатель казачьего военно-революционного комитета Подтелков. Точкой отсчета Шолохов считает 1912. Однако главным откровением Тихого Дона стал не эпический размах повествования, а обращение автора к судьбе человека, втянутого в кровавый круговорот истории. Главный герой – Григорий Мелехов – личность незаурядная, казак с турецкой кровью, командир белой дивизии, а затем и красной конницы, получивший 14 ранений и полный комплект боевых наград. Григорий Мелехов индивидуализировался автором, наделялся «особыми приметами». Даже удар, делавший Григория неуязвимым в бою, был особым – не правой, а левой: с детства левша, Григорий научился одинаково хорошо владеть обеими руками. Двурукость символически передавала самое существо судьбы Мелехова – «от красных отбился, к белым не пристал». Григорий не определился в своей «классовой позиции», не сделал выбора между воюющими сторонами. Это сразу же отделяло его от героев других произведений о Гражданской войне, например, от Мечика из романа А.Фадеева Разгром. Выходец из народной среды наделялся сложным психологическим складом, тягой к правдоискательству, неоднозначностью оценок. Характер героя определил и глубину житейских коллизий – отношения внутри любовного треугольника Григорий – Аксинья – Степан. Судьба Григория отражала не только его исключительность, но и всенародную трагедию «похитнувшейся жизни», крушение веками устоявшегося миропорядка. Герои романа – Кошевые, Мелеховые, Коршуновы, Астаховы – казаки, особое военно-земледельческое сословие России, созданное по указу Екатерины II, не причисленное ни к крестьянству, ни к дворянству. Своеобразные обычаи самоуправления и поведения, особый быт, язык, привычки, отличавшие казачью вольницу, – подлинная область художественного исследования автора. К концу романа почти все герои Шолохова погибают, Тихий Дон исчезает с лица земли. В печати была приостановлена третья книга Тихого Дона, посвященная Вешенскому восстанию против расказачивания и созданию своеобразной республики на левом берегу Дона. Правда о кровавой эпопее расказачивания, о действиях на Дону Троцкого была в романе безжалостной. Причиной восстания послужили перегибы по отношению к казакам-середнякам и бессудные расстрелы в станицах. Казаки восстали в тылу у красных, что привело к поражению на Южфронте и началу наступления Деникина. Теперь Шолохова обвиняли уже в «белогвардейщине». В начале 1930-х он оказался в районе «сплошной коллективизации», на его глазах погибала деревня, в запустение приходила когда-то богатейшая область. «Вы бы поглядели, что происходит у нас и в соседнем Нижне-Волжском крае, – писал Шолохов редактору издательства «Московский рабочий» Е.Левицкой. – Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает. Народ звереет, настроение подавленное…». Письма Шолохова к Левицкой рисуют страшную картину коллективизации на Дону, не напоминающую колхозную идиллию Поднятой целины. Следующим адресатом Шолохова стал Сталин. Письма Шолохова к Сталину изобиловали ужасами голодомора, описанием пыток, избиений и надругательств, с помощью которых изымался хлеб. Теперь творческая активность Шолохова проявлялась главным образом в жанре напряженного диалога с вождем. Сталин благосклонно отнесся к письмам – ответил Шолохову письмом, телеграммами, прислал голодающим эшелон с зерном. Наряду с отчаянными протестами против коллективизации создает роман Поднятая целина (первая книга – 1932, вторая – 1960): «Пишу новый роман о том, как вешенские, к примеру, казачки входили в сплошную коллективизацию в 1930 и как они живут в колхозах». Это роман в поддержку политики коллективизации на селе. Организатор и председатель колхоза на Дону в Поднятой целине – моряк Давыдов, приехавший обучать казаков земледелию. Многие сцены романа не лишены двусмысленности: в них беспощадно изображалась борьба «на хлебном фронте», участь крестьянства. С трудом продвигалась работа над заключительными частями романа Тихий Дон. 4 июня 1928 он писал Левицкой: «Прочтите (…) продолжение Тихого Дона – черкните мне ваше мнение. Там меня начинает душить история, и соответственно с этим меняется характер». История душила не только Шолохова, но и его героя, теряющего в окаянной коловерти революционного времени всех своих близких. Оставшись без семьи и похоронив Аксинью, Григорий видит, как над ним встает черное солнце. К концу четвертой книги, вышедшей в 1939, Григорий Мелехов мечтает об одном – больше не участвовать в цепной реакции бессмысленных и бесконечных смертей, преступном насилии над действительностью. Григорию не дается понимание свершившегося в России великого эксперимента, исторически оправданного насилия. Некоторые писатели советовали Шолохову «достойно закончить роман» и привести Григория в партию. Однако скитания Григория имели в романе другой итог: на пороге разоренного дома он держит на руках единственного сына – последнего, кто остался в живых из большой мелеховской семьи. В конце 1930-х над Шолоховым нависла угроза ареста. К этому моменту он уже неоднократно бывал на приеме у Сталина, списывал ужасы голодомора на «непродуманную работу» на местах (статья Результат непродуманной работы, январь 1933, «Правда»). В 1939 в творческой судьбе Шолохова совершается перелом: избежав ареста, к началу войны он прочно занимает положение одного из первых писателей советской страны. Отправившись на фронт корреспондентом «Красной звезды» и «Правды», попадает в авиакатастрофу и чудом остается в живых. На его глазах осколком снаряда была убита мать, разрушен дом в Вешках. 23 июня 1942 – в годовщину вторжения фашистской Германии в СССР, Шолохов опубликовал в «Правде» статью Наука ненависти, в которой призвал «носить ненависть на кончиках штыков». Главной движущей силой в борьбе с захватчиком он считал беспощадную ненависть к «осатаневшим фашистским выродкам». С трудом давался Шолохову его новый роман Они сражались за родину, первые главы которого появились в «Правде» в 1943. Он был посвящен суровой окопной жизни, солдатам разбитого полка, сражающегося на Дону. К роману Они сражались за родину пытался вернуться в 1950–1960-е, но книга так и осталась неоконченной. В 1975 С.Бондарчук снял по неоконченному роману фильм с участием звезд советского кино: Шукшина, В.Тихонова, Г.Буркова, Ю.Никулина, Н.Мордюковой, И.Смоктуновского. Рассказ Судьба человека был опубликован в «Правде» в новогодних номерах 1957. В нем автор касался полузапретной темы – судьбы военнопленных, которые из немецких лагерей отправлялись в лагеря «родные». Андрей Соколов изображен в рассказе человеком, сохраняющим в плену «русское достоинство и гордость». Вернувшись домой, герой рассказа усыновляет мальчика – сироту войны. Появление Тихого Дона в 1928 повлекло за собой не только восторженные рецензии, но и обвинения в литературном плагиате, судебные разбирательства. Многих смущало, что роман появился из-под пера двадцатитрехлетнего автора, который казался слишком юным для создания столь грандиозного романа. Позже сомнение в авторстве Тихого Дона выражали Солженицын (книга Стремя «Тихого Дона», под псевдонимом Медведева-Томашевская), Р.Медведев (Загадки творческой биографии Шолохова), однако эти исследования целиком строились на гипотезах и не содержали никаких документальных подтверждений. Обвинения с новой силой вспыхнули в 1990-е, когда открылись архивы. Но и тогда никаких убедительных доказательств шолоховского плагиата обнаружено не было. В 1965 Шолохов был удостоен Нобелевской премии «за художественную силу и цельность эпоса о русском казачестве в переломное для России время». Тихий Дон был причислен к классике 20 в., продолжающей гуманистические традиции великой русской литературы. Умер Шолохов 21 февраля 1984 в станице Вешенской.
 Изменить