Сочинения по литературе

Сцена объяснения Пьера с Элен (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», глава 2, часть третья, том первый)

0
    Пьер вступает в жизнь очень неопытным молодым человеком, с неустановившимся характером, слабовольным, доверчивым и наивным. Свалившееся на него наследство позволило многим людям пользоваться его добротой и неопытностью. Одним из таких людей был князь Василий Курагин, который сам имел виды на наследство старого графа Безухова, когда же все досталось Пьеру, он решил женить его на своей дочери, красавице Элен, и таким образом все же получить хотя бы часть этих денег Дело упрощалось тем, что Пьер жил в доме Курагиных и каждый день встречался с Элен. Он восхищался ее красотой, но в глубине души понимал, что она глупа и развратна и что ему нужна не такая женщина: «Пьер решил, что женитьба на Элен была бы несчастие и что ему нужно избегать ее и уехать». Но он был поставлен в такие обстоятельства, что не мог решиться на смелый поступок и обмануть ожидания всей семьи Курагиных. Воля Пьера была полностью парализована, и он не мог ни уехать от князя Василия, ни сделать предложение Элен, к которой он испытывал влечение.
    Ситуация разрешилась в день именин Элен, когда в дом к Курагиным были приглашены родные и друзья: «Всем этим родным и друзьям дано было чувствовать, что в этот день должна решиться участь, именинницы». Толстой описывает убранство столовой, в которой ужинают гости, разговоры, ведущиеся за столом, анекдот, рассказанный князем Василием, чтобы рассмешить присутствующих. Но все пронимают, что главное на этом вечере—развитие отношений между Пьером и Элен. Вся обстановка давит на Пьера, вынуждая сделать ложный шаг, и руководителем этого действа являлся хитрый и расчетливый князь Василий, для которого выгода была превыше всего и который в этом же духе воспитал своих детей, принесших впоследствии несчастье не только Пьеру, но и Наташе Ростовой. Пьер находится в полной растерянности, он вспоминает, как началось это странное для него состояние, он не слышит вопросов, обращенных к нему. Гости постепенно разъезжаются, полные зависти к князю Василию,, сумевшему заполучить такого богатого жениха для своей дочери, мужчины завидуют Пьеру, даже мать Элен мучается завистью к счастью своей дочери... Пьер и Элен остаются одни а маленькой гостиной, но он все не делал предложения. Князь Василий, сидевший в гостиной с оставшимися родственниками, не мог найти себе места, несколько раз подходил к Пьеру и Элен, и даме Пьер понял его нетерпение и смущение, но все оставалось по-прежнему. Наконец князь Василий не выдержал и фактически просто поздравил Пьера с помолвкой, которой не было: он подошел к Пьеру «неслышно торжественно» И поздравил молодых: «Слава Богу! Жена мне все сказала!.».Я любил твоего отца...и она будет тебе хорошая жена-Бог да благословит вас!» Пьер понимает, что все произошло без его участия, но думает, что так и надо, для него главное, что кончилась неопределенность. Толстой очень простым приемом показывает читателю, что ни о какой любви в отношениях между Пьером и Элен речи не идет Пьер даже не знает, что сказать своей невесте: «Что-то такое особенное говорят в этих случаях, — думал он, но никак не мог вспомнить, что такое именно говорят в этих случаях». Сама же Элен не теряет присутствия духа, она знает, что помолвку надо скрепить поцелуем, и на ломаном русском языке она говорит Пьеру: «Ах, снимите эти, как Эти...», имея в виду его очки. Пьера поражает животная грубость Элен: «Он хотел нагнуться над ее рукой и поцеловать ее; но она быстрым и грубым движением головы перехватила его губы и свела их с своими. Лицо ее поразило Пьера своим изменившимся, неприятно-растерянным выражением». Наконец он вспомнил, что надо признаться в любви, «но слова эти прозвучали так бедно, что ему стало стыдно за Себя».
    Иронично звучит концовка главы. Женитьба на Элен была огромной ошибкой Пьера, но страдания его небыли бесплодны: он стал размышлять, анализировать свои поступки, он извлек уроки из сложившейся ситуации, смог изменить себя в лучшую сторону. Толстой показывает нам, что характер человека складывается из многих составляющих факторов, а страдания и муки очищают и облагораживают людей.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой Л.Н.

Анализ эпизода из гл.3, ч.4,т.4 романа Л.Н. Толстого "Война и мир" | Сочинение по литературе
«Война и мир» - самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, одно из значительных произведений русской и мировой литературы. Этот роман-эпопея охватывает важнейшие события истории России

Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». | Сочинение по литературе
Наше знакомство с любимой героиней Л.Н. Толстого – Наташей Ростовой – происходит на именинах Наташи и ее матери. Чопорную обстановку нарушает вдруг веселый шум, и в комнату вбегает в сопровождении

Счастливые моменты в жизни князя Андрея Болконского (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") | Сочинение по литературе
Лев Николаевич Толстой с симпатией относится к своему герою - князю Андрею Болконскому, неординарному, думающему, ищущему человеку. «Он все читал, все знал, обо всем имел понятие», - такая высокая

Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала») | Сочинение по литературе
Читая рассказ Л.Н.Толстого «После бала», мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра способны полностью изменить судьбу человека. Герой, от имени которого ведется

Тема счастья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Замечательный советский писатель А.П. Гайдар в чудесной детской книге «Чук и Гек» говорит: «Что такое счастье, каждый понимал по-своему». Да, счастье у каждого свое, и герои романа Л.Н. Толстого

Ратный подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года | Сочинение по литературе
Гроза двенадцатого года Настала — кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог? А. С. Пушкин Роман-эпопея Льва Толстого "Война и мир" —

«Он слишком хорош, чтобы жить» (образ Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир») | Сочинение по литературе
«Он слишком хорошо, чтобы жить» - эти слова героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова сказала о своем женихе – князе Андрее Болконском. Верны ли эти слова в отношении данного героя?

Образ Анны Павловны Шерер в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
Роман-эпопея «Война и мир» - одно из самых сложных и глубоких произведений в мировой литературе. В нем затронуто очень много тем и проблем. Писатель раскрывает как социальные вопросы,

Образ Кутузова и философия истории в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". | Сочинение по литературе
Известно, что первоначальный замысел романа Л. Толстого «Война и мир» и то произведение, которое мы знаем сегодня, разительно отличаются. Автор задумывал роман о декабристах, в котором хотел

«Золотая пора детства» в произведениях Толстого, Бунина и Горького | Сочинение по литературе
Детство – самая светлая и радостная пора в жизни каждого человека. По крайней мере, оно должно таким быть, потому что в детстве закладывается характер человека, его отношение к себе и к окружающему

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить