Сочинения по литературе

Трактовка проблемы зла в рассказе Бунина «Петлистые уши»

0


Совершенно новая для русского культурного сознания трактовка проблемы зла представлена в рассказе «Петлистые уши». Произведение Бунина полемически противопоставлено взгляду на эту проблему Достоевского. Б отличие от подавляющего большинства бунинских персонажей, герой «Петлистых ушей» Соколович имеет осознанную философию, опираясь на которую он совершает поступок. Может показаться, что это сближает его, например, с Раскольниковым. Но при более пристальном взгляде становится очевидным коренное отличие Соколовича от героев Достоевского и героев других писателей-реалистов XIX века. В. Я. Линков в этой связи замечает следующее: «Действия Раскольникова порождены мыслью, хотя и ошибочной; последняя, в свою очередь, коренится в особенностях эпохи - и духовных, и социальных, и экономических. В «Преступлении и наказании» мы видим сложное взаимодействие в личности героя различных всеобщих сил, индивидуальных особенностей и человеческой природы. Мы видим полную динамики внутреннюю борьбу».

Соколович отличается полным отсутствием какой бы то ни было подвижности внутренней жизни, какой бы то ни было внутренней борьбы. Единственная сила, побуждающая его к поступкам, заключена в страсти к убийству. Важно подчеркнуть, что мировоззрение героя никак не обусловлено историческими причинами - особенностями социальной среды, воспитания и т. п. Писатель полностью подчиняет сознание своего героя биологическим, неизменным свойствам человеческой натуры. В работе над текстом рассказа Бунин, как и Достоевский, стремился к обобщениям всечеловеческого масштаба, что ставит рассматриваемые в нем проблемы на уровень проблем Достоевского. Но, по мысли Бунина, вся история человеческой цивилизации - философии, религии, искусства, повседневной жизни - свидетельствует о неизменной жестокости человека. В своей обвинительной речи Соколович смешивает времена и страны, революционеров, царей и уголовников, настаивая на присущей всем и во все времена страсти убивать, не испытывая раскаяния. Демонстративный антиисторизм Бунина привел его к искажению гуманистической концепции Достоевского, который, как он считал, был склонен идеализировать человека.
Однако Достоевский, как известно, никогда не утверждал, что всякое убийство порождает муки совести. Достаточно вспомнить его Орлова из «Записок из Мертвого дома», который с откровенным презрением реагировал на любые попытки вызвать в нем хоть малейший намек на раскаяние. Существо расхождения взглядов Достоевского и Бунина в их истолковании природы человека заключается в следующем. Великий русский реалист создал образ и концепцию человека свободного, выбирающего для себя преступление или «подвиг добра» и потому полностью ответственного за свои поступки и действия. В мире Бунина свободы нет. Его герой неизменен в своей внутренней сущности, полностью подчинен биологической природе и может быть только убийцей. Соколович - патологическая личность, поэтому он неответствен ни перед нравственными, ни перед юридическими законами. Рассказ «Петлистые уши» дает понимание того, что Бунин стремился противопоставить приемам типизации в литературе XIX века. В его герое усилены некоторые неизменные свойства, присущие людям во все времена и совершенно не подвластные их воле.

Анализируя художественный мир бунинской прозы, мы видим тонкую поэтизацию им множества героев, которые предстают воплощением добра, света, любви и красоты. Но все они действуют под влиянием некоего общего онтологического закона существования, не контролируемого ни разумом, ни нравственным чувством. Тотальная несвобода человека у Бунина делает невозможным любое этическое суждение о его действии и снимает с героя нравственную и этическую ответственность за совершенные поступки. « У Бунина этика не имеет глубоких оснований в человеческой природе: счастье, радость, страх смерти независимы от нее. А такая область человеческих чувств, как любовь,- совершенно вне этических норм и требований, в произведениях Бунина ценится только сила и красота самого чувства». Сфера же идей и исторического движения оказывается вне мира писателя, как лишенная красоты, поэзии и смысла.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Бунин И.А.

Иван Алексеевич Бунин, “Господин из Сан-Франциско” | Сочинение по литературе
Иван Алексеевич Бунин, как и многие другие писатели в своем произведении “Господин из Сан-Франциско” обращался к символам, для характеристики образов, что позволило раскрыть автору идейный замысел

Рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина “Чистый понедельник” | Сочинение по литературе
Предлагаю рассмотреть рассказ прекрасного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина “Чистый понедельник”. Как и многие другие произведения русской литературы этот рассказ посвящен волшебному,

Особенности реализма И. А. Бунина | Сочинение по литературе
Для творчества Бунина характерен инте­рес к обыкновенной жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализ­ма. Реализм его, однако, отличается

Любовь к России в творчестве Бунина | Сочинение по литературе
Ни философские и исторические экскурсы и параллели не спасали. Бунин не мог отделаться от мыслей о России. Как бы далеко от нее он ни жил, Россия была неотторжимо от него. Однако это была отодвинутая

Бунинская философия любви | Сочинение по литературе
О любви писали, наверное, все писатели и поэты, но насколько разными бывают люди, настолько разным возникает это чувство в художественных произведениях. Выдающийся русский писатель Иван Бунин

Тема природы в поэзии «серебряного века» (на примере творчества И. А. Бунина) | Сочинение по литературе
Признание и известность Бунин приобрел как проза­ик, но значительное место в его творчестве всегда зани­мала поэзия. Он начал со стихов и писал стихи до конца своих дней. В 1901 году вышел сборник

Своеобразие бунинского пейзажа И. А. Бунин, как продолжатель литературной традиции | Сочинение по литературе
1. Ходасевич о творчестве Бунина. 2. Пейзаж в творчестве писателя. 3. Значение пейзажа в «Легком дыхании». 4. Пейзаж и символы в «Человеке из Сан-Франциско». И. А.

Тема любви в прозе И.А.Бунина (на примере одного рассказа) | Сочинение по литературе
Русская литература отличалась необыкновенной целомудренностью. Любовь в представлении русского человека и русского писателя — чувство в первую очередь духовное. Бунин в «Солнечном ударе*

Центральная тема всей прозы Бунина тема любви | Сочинение по литературе
В русской литературе XX ст. Бунину принадлежит выдающееся место. Он был замечательным прозаиком и утонченным лириком. Гибель дворянских усадьб, распад общественных связей - ведущая тема

Роль пейзажа в произведениях Бунина | Сочинение по литературе
Что же мы видим у Бунина? «И вот опять как в прежние времена, съезжаются мелкопоместные друг к другу, пьют на последние деньги, по целым дням, пропадают в смежных полях…» Эпоха уходит вместе с

Фото Бунин И.А.

 Изменить 
Бунин И.А.

Бунин И.А. - Биография

 Изменить