Сочинения по литературе

Фамусовщина — это реакция косность рутина цинизм

0

Фамусовщина — это реакция, косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз навсегда определенный уклад жизни. Здесь пуще всего боятся молвы («грех - не беда, молва нехороша») и замалчивают все новое, тревожное, не укладывающееся в норму и ранжир. Мотив «молчания» красной нитью проходит сквозь все сцены комедии, посвященные фамусовскому миру, где «Молчалины блаженствуют на свете». И в этот затхлый мир, подобно разряду освежительной грозы, врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой свободы и думой о народе. Он - настоящий возмутитель спокойствия в кругу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных; им страшен даже его смех. Он открыто, во всеуслышание заговорил о том, что в их кругу усердно замалчивалось, — о вольности, о совести, о чести, о благородстве, — и его пылкую речь подхватила вся передовая русская литература XIX века.
Изображая Чацкого человеком умным и благородным, человеком «возвышенных мыслей» и передовых убеждений, глашатаем «свободной жизни» и ревнителем русской национальной самобытности, Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых годов проблему создания образа положительного героя. Задачи гражданственной, идейно направленной и. общественно действенной литературы в понимании писателя декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой и другие, не менее важные цели: служить средством революционного общественно-политического воспитания, возбуждать любовь к «общественному благу» и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература должна была не только клеймить пороки, но и восхвалять гражданские доблести.

Грибоедов ответил на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом освободительной борьбы.

Возвращаясь к замечательно верной мысли Д. И. Писарева о том, что в «Горе от ума» дан почти научный анализ русской исторической действительности декабристской эпохи, следует для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю и в нашу жизнь все же не как ученый-исследователь и не как мыслитель, хотя бы и замечательный, но как гениальный поэт. Изучая действительность как пытливый аналитик, он отразил ее как художник, притом как смелый новатор. Он нарисовал свою точную и достоверную картину, пользуясь приемами, средствами и красками художественного изображения. Он воплотил смысл подмеченного и изученного им в художественных образах.
Когда правда жизни становится содержанием искусства, сила ее воздействия на мысли и чувства людей еще более увеличивается. В том-то и состоит «тайна» искусства, что оно позволяет людям даже то, что им хорошо известно, яснее, отчетливее, а иногда — и с новой, еще не знакомой стороны. Явление жизни, всем видное, всем известное, даже примелькавшееся, будучи преображенным великой обобщающей силой искусства, зачастую предстает как бы в новом свете, вырастает в своем значении, раскрывается перед современниками с такой полнотой, которая раньше была им недоступна.
«Горе от ума», конечно, одно из самых тенденциозных произведений русской и мировой литературы. Грибоедов поставил перед собою совершенно определенную нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы цель эта стала ясна читателю и зрителю комедии. Он написал «Горе от ума», чтобы высмеять и заклеймить крепостнический мир, вместе с тем не менее важной задачей было для Грибоедова раскрыть перед читателем и зрителем свой положительный идеал, донести до них свои мысли и чувства, свои моральные и общественные идеи.

Грибоедов не отступил в «Горе от ума» перед открытой тенденциозностью, и она не нанесла никакого ущерба его созданию, ибо никакая правильная, исторически оправданная тенденция никогда не повредит искусству, если она будет художественно претворена, если она будет логично и естественно вытекать из существа и содержания положенного в основу произведения конфликта, из столкновения страстей, мнений, характеров.


В «Горе от ума» воплощена целая система идейных взглядов в связи с самыми острыми, самыми злободневными темами и вопросами современности, но выражены эти взгляды с величайшим художественным тактом — не в форме прямых деклараций и сентенций, но в образах, в композиции, в сюжете, в речевых характеристиках, короче говоря, — в самой художественной структуре комедии, в самой ее художественной ткани.
С этим связан важный вопрос о том, как Грибоедов решил основную проблему «формировавшегося художественного реализма — проблему типичности».
Задача создания типического характера в типических обстоятельствах, которую ставит перед собой реалистическое искусство, предусматривает вскрытие смысла того явления социально-исторической действительности, на котором остановилось внимание художника. В «Горе от ума» типична сама общественно-историческая ситуация, поскольку она верно и глубоко отражает конфликт, вполне характерный для данной эпохи. Именно поэтому типичны и все человеческие образы, созданные Грибоедовым. В этой связи нужно остановиться, прежде всего, на образе Чацкого. В индивидуальном и особенном воплощении его характера ярко и отчетливо выражено существо той новой, прогрессивной общественной силы, которая в грибоедовское время вышла на историческую сцену с тем, чтобы вступить в решительную борьбу с реакционными силами старого мира и победить в этой борьбе. Художник-реалист зорко разглядел в окружавшей его действительности эту тогда еще только назревавшую силу и понял, что ей принадлежит будущее.

Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов, фамусовщина еще казалась и основой общественного быта в самодержавно-крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины, Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила фамусовщина уже была обречена на умирание. Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено развиваться и которая поэтому была неодолима.

Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил объективную правду жизни, создал типический образ «нового человека» - трибуна и борца - в типических обстоятельствах его исторического времени.

Столь же типичны и исторически характерны представители другого общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин, Хлёстова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская, графиня Хрюмина и все прочие персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на страже старых, реакционных порядков феодально-крепостнического мира.

Смело, по новаторски решив в «Горе от ума» проблему типичности, Грибоедов тем самым с полной, ясностью, не допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщину. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показал, что Чацкий представлял в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро наделил его характер героическими чертами.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Грибоедов А.С.

В чем смысл названия комедии "Горе от ума" | Сочинение по литературе
У Александра Сергеевича Грибоедова, русского писателя и музыканта, есть множество прекрасных произведений, но самое известное - это комедия, которая называется «Горе от ума». Интересное название, не

Общество и личность. Комедия «Горе от ума» | Сочинение по литературе
Говорят, что сильные люди часто бывают одинокими. Я согласна с этим мнением. На мой взгляд, между сильным человеком и обществом практически всегда возникает непонимание. Сильного человека также

Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» вариант 2 | Сочинение по литературе
Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми

Сопоставление образов Чацкого и Базарова по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» | Сочинение по литературе
Во многих литературных произведениях нам встречается образ «лишнего» человека, не признающегося обществом. Именно такой образ дали Александр Сергеевич Грибоедов своему герою Александру Чацкому, и

Александр Сергеевич Грибоедов - студенческие годы | Сочинение по литературе
В студенческие годы началось и увлечение Александра Сергеевича театром и литературой. В пансионе и университете издавался рукописный журнал, существовали литературные кружки, устраивались

Политические Взгляды и настроения Грибоедова | Сочинение по литературе
И в Петербурге, и в Москве Грибоедов наблюдал те противоречия между двумя складывавшимися в дворянском обществе — прогрессивным и реакционным — лагерями, столкновение которых легло позднее в основу

Описание женских персонажей в комедии Грибоедова | Сочинение по литературе
Женских образов в комедии Грибоедова необычайно много. Все они служат для выполнения стоявшей перед автором задачи, заключавшейся в том, чтобы как можно полнее отразить эпоху со всеми ее

Драматургическое мастерство Грибоедова | Сочинение по литературе
А. С. Грибоедов разработал целую систему драматургических приемов, которые были призваны создать в пределах художественной сценичности иллюзию живой действительности. После стремительно

Литературно эстетические позиции Грибоедова | Сочинение по литературе
Гениальный драматург, талантливый поэт и композитор, выдающийся дипломат, Александр Сергеевич Грибоедов, по словам Белинского, принадлежал «к самым могучим проявлениям русского духа».

Москва Грибоедова и Пушкина | Сочинение по литературе
Москва дала России Грибоедова и Пушкина. Это их малая родина, и неудивительно, что жизнь героев их произведений связана с Москвой, Сегодня вам покажут дом Фамусова, сохранившийся в центре города,

Фото Грибоедов А.С.

 Изменить 
Грибоедов А.С.

Грибоедов А.С. - Биография

А.С.Грибоедов весьма многогранная, очень интересная и невероятно талантливая личность. Мы знаем его как великолепного поэта, но также Александр был превосходным музыкантом, драматургом и дипломатом. Огромную популярность и даже, бессмертие автору принесла Грибоедову великолепная комедия, известная каждому и сегодня – «Горе от ума».

Родился будущий писатель 15 января 1790 года в городе Москве. Отец его был майором в отставке. В биографии этой великой личности кроется масса всевозможных тайн и загадок. Мало кому известна точная дата рождения Александра, так как многие считают, что он был рожден 4 января 1795 года.

Его отец был малограмотным человеком. Воспитанием всех детей семейства занималась исключительно мать, которая на то время была всем известной великой пианисткой и просто знатной особой. Только благодаря ней у автора было прекрасное образование, полученное на дому.

Уже в 13-летнем возрасте мальчик становится кандидатом словесных наук.

В студенческие годы был сильно увлечен литературой и являлся постоянным участником всевозможных литературных собраний. Именно в это время Александр творил свои первые шедевры.

Очень странным оказался тот факт, что молодой и очень образованный человек выбрал карьеру военного. В 1812 году, когда началась Отечественная война, жизнь писателя сильно изменилась. Он был в составе полка великого и известного в то время графа Салтыкова. После того, как известному человеку не удается принимать активные боевые действия, он уходит в отставку.

В 1817 году Грибоедов переезжает в Петербург, где занимает должность члена коллегии иностранных дел. Благодаря своему увлечение не только литературой, но и театром, Александр знакомится со многими известными личностями.

В 1823 году, после долгих скитаний, автор возвращается на родину и принимается за активную работу над комедией. Для того чтобы его великое произведение вышло в печать, он снова вынужден ехать в Питер.

30 января 1829 года на посольство России совершили нападение, вследствие чего, героически защищаясь от нападающих и погиб великий человек.
 Изменить