Сочинения по литературе

Человек на плацу (по повести «Поединок»)

0
Опубликованная в 1905 году повесть Куприна «Поединок» привлекла живое внимание прогрессивной общественности России не только художественными достоинствами, о которых хорошо говорили Лев Толстой и Максим Горький, а также выразительным повествованием о жизни русской армии во время трагических событий русско-японской войны. Поражение в войне делало литературу об армии актуальной и злободневной. Сам Куприн был выпускником военного училища и прослужил в армии три года. Он хорошо знал быт и жизнь русских офицеров в гарнизонах. Герои Куприна не блестящие столичные гвардейцы, а обыкновенные служаки, тянувшие лямку военной службы во всех уголках России.
Куприна, как талантливого и свободомыслящего человека, не могли не волновать проблемы муштры в русской армии. Поэтому он посчитал своим долгом показать обществу правду об армии, погрязшей в бессмысленной муштре и состоящей из морально разложившихся офицеров, издевающихся над солдатами. В изображении талантливого художника эта повесть приобрела важный социально-политический смысл.
Повесть начинается сценой по изучению устава гарнизонной службы. Царит обстановка скуки и нетерпения. На первый взгляд подпоручик Ромашов ничем не отличается от своих сослуживцев. Но его характер вскоре проявляется: когда полковник Шульгович устраивает злобный разнос командиру роты Сливе за то, что солдат не смог ответить на его вопросы, Ромашов пытается заступиться за провинившегося, чем вызывает гнев полковника.
С этого момента читатель с симпатией начинает относиться к Ромашову, ибо тот резко отличается от остальных офицеров полка. Ромашов, как мы узнаем дальше, очень добрый и даже наивный человек, более созданный для муз, нежели для армейской службы. Эти свойства его характера позволяют ему остро чувствовать пошлость окружающей его жизни. Главный герой и в нравственном отношении отличается от своих сослуживцев, которые проводят время в пьянстве, карточной игре и разврате.
Но симпатичные нам качества Ромашова приносят ему много вреда. Он лишен воли, не в силах противостоять разлагающему влиянию среды, в которую его поместила судьба. Он многое упускает в жизни. Его связь с Раисой Петерсон вульгарна и самому ему неприятна.
Ромашов все время попадает в смешные ситуации. Но Куприн дает понять, что его герои: Ромашов, поручик Веткин и полковник Шульгович, прапорщик Лбов и даже капитан Слива — могли бы реализовать себя лучшим образом, попади они в иные условия. Но иных условий нет, и в душе Ромашова зарождается бунт.
Поворотным и решающим моментом в судьбе героя является полковой смотр, когда реальность самым жестоким образом мстит ему за наивные представления о жизни. Он совершает нелепый поступок и становится позором для всего полка. Он, как натура нежная, решает,что его жизнь пропала, но от отчаянного шага его сдерживает любовь к Шурочке и забота о солдате Хлебникове.
Мне кажется, что автор больше всего озабочен отношением своего героя к простому солдату. Забитый солдатик готов лечь на рельсы, лишь бы отмучиться. Ромашов, потрясенный горем солдата, понимает, сколь мелочны его собственные проблемы.
Заступничество за простого солдата придало Ромашову уверенности в себе. Он ощутил наконец в себе те качества, которых ему так не хватало в жизни.
Это новое самоощущение героя позволяет ему уверенно держаться на суде, и перед своим поединком. После общения с Назанским герой уже готов порвать со средой, которая ему неприятна, но этому не суждено было сбыться. Нравственный и волевой взлет вскружил Ромашову голову, и он, не замечая расставленных ловушек, гибнет.
Писатель, по-моему, винит в гибели своего героя не Шурочку при всей ее подлости по отношению к Ромашову, а прежде всего обстановку в армии, которая подавляет личность человека.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Куприн А.И.

Критическое изображение армейского общества в повести «Поединок» | Сочинение по литературе
Действие повести относится к середине 90-х годов XIX века. Современники увидели в ней осуждение армейских порядков и разоблачение офицерского состава. И это мнение через несколько лет подтвердит сама

Изображение армейской среды в повести Куприна «Поединок» | Сочинение по литературе
Повесть А. Куприна «Поединок» писалась, когда страна находилась в трудных условиях — шла Русско-японская война. События повести относятся к концу XIX в. В своем произведении

Идейно-художественное своеобразие повести А.И.Куприна "Поединок" | Сочинение по литературе
Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев

«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти» (по повести Куприна «Суламифь») | Сочинение по литературе
Повесть А. И. Куприна «Суламифь» интересна уже потому, что в основе ее сюжета лежит одна из библейских легенд, удивительно гуманная по характеру, пронзительная и вечная. Легенда эта корнями уходит в

Сочинение по повести А.И.Куприна "Суламифь" | Сочинение по литературе
Александр Иванович Куприн – один из тех, кто открыл для читателя русскую литературу XX века. Его творчество было многостороннее и разнообразное, но более подробно хочется остановиться на повести

По содержанию «Суламифь» высокое счастье и трагедия истинной любви | Сочинение по литературе
Автор «Суламифи» достаточно точно и тщательно воспроизводит все основные сведения, данные в Библии; использует, казалось бы, незначительные и неважные для его повествования детали (трон матери,

Примеры чистой и возвышенной любви в творчестве Куприна | Сочинение по литературе
А. И. Куприна, великого мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви Этой вечной и прекрасной

Концепция любви в повести А. И. Куприна «Суломифь» | Сочинение по литературе
Понять романтическую концепцию любви в творчестве писателя невозможно, не прочитав легенду «Суламифь». Обращение к этому произведению дает возможность показать своеобразие

Сочинение на тему Библейская легенда как основа повести Куприна "Суламифь" | Сочинение по литературе
(по повести А. И. Куприна «Суламифь») Повесть А. И. Куприна «Суламифь» интересна уже потому, что в основе ее сюжета лежит одна из библейских легенд, удивительно гуманная по

Библейская легенда, как основа повести Куприна "Суламифь" | Сочинение по литературе
Повесть А. И. Куприна «Суламифь» интересна уже потому, что в основе ее сюжета лежит одна из библейских легенд, удивительно гуманная по характеру, пронзительная и вечная. Легенда эта корнями

Фото Куприн А.И.

 Изменить 
Куприн А.И.

Куприн А.И. - Биография

    Куприн Александр Иванович (1870 — 1938) — русский писатель. Социальным критицизмом отмечены повесть "Молох" (1896), в которой индустриализация предстает в образе завода-монстра, порабощающего человека нравственно и физически, повесть "Поединок" (1905) — о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта и повесть "Яма" (1909 — 15) — о проституции. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций в повестях и рассказах "Олеся" (1898), "Гамбринус" (1907), "Гранатовый браслет" (1911). Циклы очерков ("Листригоны", 1907 — 11). В 1919 — 37 в эмиграции, в 1937 вернулся на родину. Автобиографический роман "Юнкера" (1928 — 32).
    Большой энциклопедический словарь, М.-СПб., 1998
    Биография
    Куприн Александр Иванович (1870), прозаик.
    Родился 26 августа (7 сентября н.с.) в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.
    После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 — 90). Впоследствии опишет свою "военную юность" в повестях "На переломе (Кадеты)" и в романе "Юнкера". Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом".
    Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет,— рассказ "Последний дебют" (1889).
    В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 — 1894 в петербургском журнале "Русское богатство" вышли его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Поход". В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В 1890-е опубликовал очерк "Юзовский завод" и повесть "Молох", рассказы "Лесная глушь", "Оборотень", повести "Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский"). В эти годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем "Журнала для всех", женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: "Болото" (1902); "Конокрады" (1903); "Белый пудель" (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть "Поединок", имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав "Поединка" стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк "События в Севастополе" (1905), рассказы "Штабс-капитан Рыбников" (1906), "Река жизни", "Гамбринус" (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения. Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907 — 11), рассказы о животных, рассказы "Суламифь", "Гранатовый браслет" (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века. После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни — "Земля". Одно время работал в издательстве "Всемирная литература", основанного Горьким. Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака
 Изменить