Краткие пересказы произведений

Посолонь

0
«Посолонь» представляет собой сборник сказок. Но содержание его очень необычно. В составе его есть рассказы-сказки, сюжетные сказки, сказки-стихи, больше напоминающие народные колыбельные с причитаниями. Но более всего собрано в книге описательных сказок, где обязательно есть сюжет, хотя бы намек на него. И в итоге сборник представляет целый мир со своими красотами.
Читая книгу, часто приходится обращаться к комментарию автора. Начиная с самого названия. Посолонь у Ремезова не только обрядовое движение по часовой стрелке, но и сезонное движение солнца.

Писатель отрицал определение своего произведения, как сочинения. Он говорил о том, что все «само собой пришло». Такое ощущение, что автор смог услышать безмолвный разговор того, что находится вокруг нас.

Собиратели народного фольклора особые люди. Как бусинки на нить собирают они сказки. Этими сборниками пользовались многие литераторы. Дополняя самый интересный сюжет деталями из подобных ему сказок, они создавали версию литературную.

У Ремизова все выглядит по-иному. Он способен подать созданное близко к устному, простонародному стилю, когда рассказчик видится совсем рядом, даже лицо его представляется. Таким образом, в книге представлен сказ, как жанр.

Писатель выступает в роли реставратора, пытаясь воссоздать имена героев по обрывкам сведений, собрать все разрозненное в единый сказочный сюжет. Ведь для Ремезова была важна не только красочность слова, но и то, как изначально оно выглядело. Он сам отмечал, что приходится ему переписывать без конца.

Казалось бы, зачем ему такой тернистый, сложный путь? Как он сам писал, существуют два типа писателей: «ушастые» и «глазастые». Он сам - «ушастый», так как он безразличен к внешнему восприятию слова. Ему оно важно больше слышимое. Автор обладал способностью вслушиваться в слова. И, что самое главное, мог их слышать и передавать на бумаге своему читателю. Он чувствовал, как слово, будто живое существо, подает свой тихий голос. Осталось услышать и записать.

Одной из главных целей Ремезова было восстановление традиций, которые подзабыты оказались. Древность, существовавшая когда-то, приближена писателем к нам вплотную, не услышать ее в произведениях писателя — немыслимо. «Посолонь» для писателя стала особой книгой среди всех, которые были изданы. Когда он делал дарственную надпись на книге, приготовленной для подарка, он писал о том, что она — сама молодость!



 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Ремизов А.М.

Неуёмный бубен | Краткий пересказ произведения
Диковинный человек Иван Семенович Стратилатов. Молодым начал свою судейскую службу в длинной, низкой, закопчённой канцелярии уголовного отделения. И вот уже минуло сорок лет, и много с тех пор

Посолонь | Краткий пересказ произведения
«Посолонь» представляет собой сборник сказок. Но содержание его очень необычно. В составе его есть рассказы-сказки, сюжетные сказки, сказки-стихи, больше напоминающие народные колыбельные с

Фото Ремизов А.М.

 Изменить 
Ремизов А.М.

Ремизов А.М. - Биография

    Алексей Михайлович Ремизов родился 24 июня (6 июля) 1877 года в Москве в купеческой семье. За участие в студенческих волнениях он, уже учившийся на естественном отделении математического факультета Московского университета, был выслан из Москвы и шесть лет провел в Пензе, Вологде, Усть-Сысольске. Как прозаик дебютировал в 1897 году, первая книга "Посолонь", куда вошли обработки народных сказок и апокрифов, вышла в 1907 году. Год спустя был опубликован роман "Пруд", которому Ремизов более всего обязан своей репутацией наследника Достоевского в современной литературе, "великого жалостника" (Блок).

    В ранние годы творчества Ремизов испытывал заметное влияние символизма, особенно Андрея Белого. Однако более существенным для его формирования как писателя был с юности пробудившийся интерес к духовному наследию древней Руси, к национальной мифологии, старопечатной книге и памятникам народной культуры (сборник "Лимонарь" (1907), пьеса "Бесовское действо" (1907)), многочисленные другие публикации, из которых были составлены изданные в эмиграции книги пересказов, обработок, переложений сюжетов старинных русских легенд ("Бесноватые" (1951) и другие).

    В автобиографии "Подстриженными глазами" (1951) Ремизов, говоря об истоках и специфических чертах своего творчества, отмечает важность идеи прапамяти ("сна"), которая определяет характер построения многих его произведений: "С двух лет начинаю отчетливо помнить. Я словно проснулся и был как бы брошен в мир... населенный чудовищами, призрачный, со спутанной явью и сновидением, красочный и звучащий нераздельно". Хотя в дореволюционный период Ремизовым опубликовано несколько романов с четко проявленной социальной тенденцией ("Крестовые сестры", "Неуемный бубен" (оба 1910) и другие), его истинное своеобразие проступило преимущественно в произведениях, которые основаны на фольклоре и апокрифах. Они представляют собой, по характеристике автора, "новую форму повести, где действующим лицом является не отдельный человек, а целая страна, время же действия - века". Вместе с тем эта "повесть", особенно если она связана с изображением событий революции и последующей русской смуты, всегда включает в себя обширный и достоверный документальный материал и описывает реальных исторических персонажей, которые выступают под собственными именами. Так построено одно из главных произведений, созданных Ремизовым в эмиграции, - автобиографическая по материалу книга "Взвихренная Русь" (1927). В ней с постоянными отсылками к поэтике житийной литературы, для которой обязательны мотивы отторжения неправедного мира, мытарства, бесприютности и духовного очищения в финале, автор воссоздает русское лихолетье, вводя в свой рассказ тех, с кем он больше всего общался в свои последние петербургские годы, - Блока, Мережковского, философа Л. Шестова, собственного ученика, молодого прозаика Пришвина.

    Отношение Ремизова к революции было высказано уже в его "Слове о погибели Русской Земли", опубликованном в газете эсеров "Воля народа" вскоре после октябрьского переворота. Оно содержит прямые реминисценции древнерусского плача о разорении Руси в результате татаро-монгольского набега в 1237 году. "Взвихренная Русь" описывает время, когда исключительно ярко "горела... мечта человека о свободном человеческом царстве на земле", но "никогда и нигде так жестоко" не гремел прежде "погром" (впрямую коснувшийся самого Ремизова, подвергшегося аресту и кратковременному заключению в период "красного террора").

    Рассказ, как и в книге "Подстриженными глазами", образующей со "Взвихренной Русью" автобиографический диптих, ведется в форме свободной компиляции событий большого общественного значения (приезд Ленина в Петроград весной 1917 года) и частных свидетельств вплоть до записи разговоров в очередях или сцен издевательства толпы над разоруженными городовыми. Ремизов создает намеренно фрагментарный монтаж, где летопись, запечалевшая ход истории, соединяется с воссозданием тягот и невзгод, перенесенных самим повествователем, с видениями, снами, отзвуками преданий, "заклинаниями", записью потока сознания, мозаикой мимолетных зарисовок "взвихренной" будничности. Повествование, как и во многих других книгах Ремизова, ведется в форме сказа, органичной для этой художественной концепции, где субъективность восприятия происходящего подчеркнута самим построением рассказа. Такая стилистика и схожее композиционное решение отличают и оставшийся в рукописи роман Ремизова об эмиграции "Учитель музыки" (издан посмертно, 1983), и книгу мемуаров "Встречи" (1981), и частично опубликованную автобиографическую повесть "Иверень" (1986).

    В августе 1921 года писатель эмигрировал. В творчестве Ремизова эмигрантского периода доминирует мотив разлуки, также соотнесенный с соответствующими сюжетами древней литературы (о Петре и Февронии, о Бове Королевиче), однако имеющий и глубоко личный смысл, особенно в повести "Оля" (1927) и романе "В розовом блеске" (1952). Они навеяны историей семьи писателя (его единственная дочь не последовала за родителями в эмиграцию и умерла в оккупированном Киеве в 1943 году; в тот же год умерла жена Ремизова С. П. Довгелло). Опыт реконструкции целостной картины народного духа с опорой на предания, выразившие религиозные верования, часто отдаляющиеся от официального православного канона, предпринимался Ремизовым во многих произведениях, созданных на чужбине, - от книги "Россия в письменах" (1922) до сборника "снов" и размышлений о формах русской духовности, как они отразились в классической литературе (Гоголь, Тургнеев, Достоевский). Эта тема становится основной в книге "Огонь вещей" (1954).

    Изощренность стилистики Ремизова вызвала острые споры о плодотворности или искусственности избранных им художественных решений. Критика (Г. Адамович) увидела в книгах Ремизова лишь прямолинейную имитацию "русской допетровской старины", обвинив автора в нарочитом пристрастии к архаике. Другие авторы, как художник Добужинский, считали, что на поверку природа дарования Ремизова игровая, связывая эту поэтику с подчеркнуто своеобразным стилем быта и социального поведения, который обращал на себя внимание посетителей его квартиры, где обои были расписаны кикиморами, гостям выдавались грамоты об их членстве в изобретенной писателем "Великой и вольной обезьяньей палате", а атмосфера в целом наводила на мысли о "колдовском гнезде". Третьи, как философ И. Ильин, воспринимали Ремизова как "юродивого в пределах культуры" - умного, образованного, даровитого художника, со своим значительным, но особым видением.

    Стилистика Ремизова оказала существенное влияние на ряд русских писателей 1920-х годов. (Пришвин, Леонов, Вяч. Шишков и другие), которые выступили приверженцами "орнаментальной прозы".

    Умер Алексей Ремизов в Париже 26 ноября 1957 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
 Изменить